Как уже упоминалось, главы DC Films после успеха «Чудо-Женщины» объявили, что следующие фильмы студии должны стать более светлыми, и приблизиться к киновселенной Marvel, поскольку люди хотят видеть позитив и вдохновение, как в комиксах.
Это событие побудило Олега Чимде вспомнить самые мрачные события комиксов DC, полюбившиеся публике. Справедливости ради хочется отметить, что та самая яркость и позитив Marvel, на которую так любят ссылаться многие киноделы и зрители, присуща только кинематографической вселенной, да и то, сериалы Netflix сильно выбиваются из этих рамок. В комиксах же всё ещё более неоднозначно. Некоторые сюжеты и выпуски оказывались мрачными и депрессивными, другие кровавыми, третьи крайне реалистичными.
Пришло время напомнить о самых жёстких сериях и событиях от Marvel.
«Руины» — реальный мир в его худших проявлениях
Минуя всевозможную хронологию, сразу хочется начать с тяжёлой артиллерии. «Руины» — один из самых мрачных и даже жутких комиксов студии. Без лишних подробностей и объяснений показан мир, где «что-то пошло не так», а потому главный герой — журналист видит супергероев в привычном нам виде только во снах А в реальности он путешествует по стране и собирает истории для книги. В этом мире Росомаха беспробудно пьёт в баре и гниёт заживо, показывая за выпивку посетителям руки, с которых уже почти отвалились всё мясо. Капитан Америка и Железный Человек стали революционерами и были убиты.
Брюс Бэннер действительно попал под облучение, и то, во что он превратился, военные тоже назвали Халком. Но это не сильный монстр, а просто куча опухолей и гнойников, которая никак не может умереть. Джонни Блейз поджигает себе голову, когда выполняет трюк на мотоцикле, но не превращается в Призрачного гонщика, а носится по пустыне с горящей головой, пока не умирает.
Президентом США стал Профессор Икс, но теперь он жестокий диктатор. Профессор создаёт тюрьму для мутантов, в которой с ними обращаются не просто жестоко, а совершенно бесчеловечно. Ртуть лишается конечностей, Циклоп — глаз, Китти Прайд пытается сбежать через стену, но застревает, и ей удаляют метр кишечника.
Мэтт Мёрдок просто умер от химикатов, попавших в глаза, а Питера Паркера действительно кусает паук, но лишь заносит в его тело смертельный вирус.
Мир «Руин» депрессивен и обречён на вымирание, и это подчёркивает не только сценарий, но и рисовка, не обещающая никакого чудесного спасения или хэппи-энда. «Руины» — воплощение того, что скорее всего стало бы с героями комиксов, если бы всё происходило в суровой реальности.
Смерть Гвен Стейси
В комиксах золотого и серебряного веков герои умирали редко.И потому каждое подобное событие шокировало читателей. Так в 1973 году была запущена сюжетная арка «Ночь, когда умерла Гвен Стейси». Достаточно неожиданно для поклонников Человека-паука, привыкших к победам героя, во время очередного сражения с Зелёным Гоблином злодей сбросил его подругу с моста. Человек-паук успевает выпустить паутину и поймать её, но от резкого торможения Гвен ломает шею и умирает.
Это событие оказало сильное влияние на развитие комиксов, его даже называют концом серебряного века, подтолкнувшим к развитию индустрии в сторону большей реалистичности и мрачности.
«Сага о Тёмном Фениксе»
Ещё один пример классических комиксов с трагической развязкой — сюжетная арка о Людях Икс «Сага о Тёмном Фениксе», в которой Джин Грей оказывается связана с древнейшей силой огромной разрушительной мощи. Вырвавшись из под контроля, Феникс разрушает целые миры и убивает пять миллиардов живых существ. Люди Икс оказываются перед непростым выбором, поскольку Феникса надо уничтожить, но при этом они хотят спасти саму Джин Грей.
Но в итоге Джин добровольно жертвует собой, чтобы избавить вселенную от угрозы.
Конечно же, её потом оживят и вернут в сюжет. Но превращение одного из главных героев в суперзлодея и трагическая гибель персонажа надолго сделали Людей Икс одним из самых популярных комиксов Marvel.
«Максимальная резня»
Если инопланетный паукообразный симбиот Веном был создан как злая версия Человека-паука, то симбиот Карнаж — злая версия Венома. Злодей с самыми жестокими принципами, каждое появление которого связано с массовыми убийствами
.В кроссовере Maximum Carnage Пауку даже приходится объединиться с Веномом, чтобы одолеть противника. Карнаж и его подельники во время налёта на Нью-Йорк убивают сотни людей
Однако, у Паука и его помощников возникают разногласия, допустимо ли оставлять Карнажа в живых, учитывая насколько он опасен.
Запуск Marvel Max и появление Джессики Джонс
Серия Alias, посвящённая супергероине-детективу Джессике Джонс стала первым комиксом, выпущенным новым импринтом Marvel MAX, рассчитанным на более взрослую аудиторию.
И, будто бы показательно, первым же словом в первом выпуске стало «Fuck»
Бывшая участница команды Мстителей работает частным детективом, пьёт в барах, страдает бессонницей и меньше всего хочет вспоминать о временах, когда она была героем.
Но раз за разом судьба всё равно сводит её с бывшими соратниками. Отправившись на очередное расследование, она снимает на видео Капитана Америку, и вокруг этой кассеты разгораются настоящие шпионские страсти. Вспоминает своего одноклассника Питера Паркера, некоторое время встречается со Скоттом Лэнгом (новый Человек-Муравей).
Но заканчивается всё воспоминаниями о том, почему она решила навсегда покинуть ряды мстителей. Эту историю , хоть и достаточно вольно, но перенесли на экран в первом сезоне сериала «Джессика Джонс». Попав под влияние сильнейшего гипнотизёра Киллгрейва, она стала его марионеткой и выполняла абсолютно все его требования независимо от собственного желания.
В комиксах Alias во многом важен даже не сюжет, а именно атмосфера и переживания главной героини. Через весьма неспешный темп повествования и мрачную рисовку передаётся ощущение усталости, желание отгородиться от общества. А в воспоминаниях о Киллгрейве постоянно сквозит страх беспомощности, пройдя через который, человек начинает бояться сближаться с кем-либо.
Каратель и Работорговцы
Если комиксы о Джессике Джонс — воплощение одиночества и социопатии, то «Каратель» это чистое насилие. Ветеран вьетнамской войны Фрэнк Касл теряет семью во время перестрелки бандитов. Поскольку преступники в итоге остались безнаказанными, Касл решает взять правосудие в свои руки.
Фрэнка Касла, прозванного Карателем, боятся преступники, потому что он их нещадно истребяет. Но его ненавидят и супергерои, ведь Каратель жесток и не просто убивает злодеев, но делает это с особой жестокостью, не гнушаясь пытками.
Здесь даже трудно выделить какие-то конкретные выпуски, они все грубы и жестоки. Хотя вспоминается сюжетная арка «Работорговцы» из серии Punisher MAX, в которой Каратель, разбираясь с этими самыми работогоцами привязал одного из из главарей Кристу Булата в лесу к дереву его же собственными кишками.
Вообще серия Punisher MAX интересна тем, что рассказывает о мире, в котором нет супергероев, подчёркивая тем самым, что Каратель всё-таки самый обычный человек, без каких-либо особенных способностей, тем более, что по сюжету ему уже около 50 лет.
Сорвиголова — жестокость и романтика
Ещё один персонаж, комиксы о котором всегда были очень жёсткими — слепой адвокат Мэтт Мёрдок, он же дьявол адской кухни Сорвиголова. Запущенный на Netflix сериал о его становлении весьма неплохо передаёт атмосферу основных серий о нём, а первый сезон напрямую связан со знаменитой аркой Фрэнка Миллера «Человек без страха», даже тем, что костюм у героя появляется только в самом конце, а до этого он ходит в обычной чёрной одежде с платком на голове.
Но отдельно хочется выделить серию Джэфа Лоэба «Сорвиголова: Жёлтый», в которой очень трогательно раскрывается эмоциональная сторона героя. Комикс представляет собой письмо, которое Мэтт пишет погибшей возлюбленной. Он вспоминает её, вспоминает своего отца и обстоятельства, которые привели к их гибели. Это своеобразное прощание, примиряющее Сорвиголову с его прошлым. И заканчивается оно совсем не геройскими словами «Я скучаю, Карен. И всегда буду тебя любить»
Супергерои-зомби
Не знаю, можно ли назвать эту серию серьёзной или мрачной, но вот откровенного трэша здесь хватает.
После падения на землю метеорита почти все супергерои оказываются заражены вирусом зомби, и теперь единственное их желание — добыть себе еды.
Человек-муравей Хэнк Пим втайне держит Чёрную Пантеру «на мясо», накачивая его наркотиками и отрезая конечности. Когда об этом узнаёт его жена — Оса, то Пим в ярости откусывает ей голову. Но, поскольку она тоже зомби, то это её не убивает.
Прилетевший на землю Серебряный сёрфер оповещает о грядущем наступлении Галактуса, желающего поглотить всю планету. Но Зомби съедают и Сёрфера, а потом готовятся к сражению с самим Галактусом с единственной целью — поесть.
В общем, это тот случай, когда картинка и безумие даже важнее сюжета. Редко можно увидеть Капитана Америку без половины головы и однорукого-одноногого Пантеру, подружившегося с головой зомби-Осы.
«Лунный Рыцарь. На дне» — Марк Спектор со сломанными ногами
Лунный Рыцарь часто мелькает в списках персонажей, которые Marvel скопировали у DC. С этим трудно спорить: мрачный супергерой в плаще и маске, который выходит на улицы ночью и борется с преступниками. Бэтмена трудно не вспомнить. Но представьте, что Бэтмен при этом был бы не миллиардером и детективом, а бывшим морским пехотинцем с расшатанной психикой, поклоняющимся египетскому богу луны.
Примерно так и выглядит Марк Спектор: бывший военный, позже наёмник, воскрешённый богом Хоншу, а ещё позже линчеватель, вырезающий у преступников на лбу полумесяц. Для удобства поисков преступников Спектор придумал себе несколько личностей, но со временем всё это стало смешиваться у него в голове и привело в серьёзным расстройствам личности. Неплохо иллюстрирует ситуацию то, что во время «гражданской войны» ни одна из сторон не хотела видеть Лунного Рыцаря на своей стороне.
Чтобы не посвящать всю статью исключительно убийствам и крови, хочется вспомнить арку «На дне», ставшую перезапуском серии о Лунном Рыцаре. Начинается она с того, что Спектор после очередной ночной схватки надолго оказывается в инвалидном кресле с переломанными ногами. Он потерял привычную жизнь, потерял любовь и потерял веру в своего бога.
Марк Спектор никак не может восстановиться, но ему приходит приглашение от старого друга — Француза, связанного с тем моментом, когда бог Хоншу вдохнул жизнь в умершего Спектора и сделал его своим аватаром. Но выясняется, что приглашение отправлял не Француз, а за жизнью бывшего Лунного Рыцаря следит целая организация, не желающая, чтобы он снова вернулся в строй.
«Призрачный гонщик. Тропа слёз» — гражданская война и месть
Большинство знает Призрачного гонщика как мотогонщика Джонни Блейза или автомеханика Робби Рейеса. Но серия Гарта Энниса «Тропа слёз» совсем о других героях и даже о других временах. Да и, сам призрак значительную часть сюжета фигурирует как второстепенный персонаж.
А на первом плане солдат армии конфедератов Трэвис Пархам, получивший серьёзные ранения в сражении. Его спасает недавно освободившийся от рабства темнокожий Калеб. После долгого и тяжёлого восстановления Пархам снова уезжает в город, а вернувшись, обнаруживает, что Калеба и его семью жестоко убила местная банда.
Поклявшись отомстить за друга, Пархам преследует эту банду, но обнаруживает, что он — не единственный, кто желает их смерти. Мистический всадник с горящей головой, оказавшийся самим Калебом, продавшим душу за возможность мстить, уничтожают всех бандитов одного за другим, оставляя главаря напоследок. Но в итоге жажда мести может привести к гораздо более ужасным последствиям не только для участников конфликта, но и для невинных людей.
Мрачная история о жестокости, и о том, как люди забывают свои истинные цели, полностью погружаясь в желание отомстить.
«Гражданская война» — избиение Человека-паука и арест Капитана Америки
И уж если говорить о комиксах, которые были перенесены на большой экран, то нельзя не вспомнить серию Марка Миллара «Гражданская война». Одноимённый фильм называют самым мрачным в киновселенной Marvel, но его атмосфера даже и близко не лежит к мрачности оригинального комикса. Затравка, конечно, похожа, ввиду действий некоторых юных Мстителей всё острее встаёт вопрос о регистрации супергероев и контроле со стороны властей. Тони Старк становится на сторону государства, Стив Роджерс требует свободы действий.
Но вот дальше у Миллара начинается настоящая жесть: при массовом столкновении сторон клон Тора, созданный Старком, Пимом и Ридом Ричардсом, убивает Голиафа. Человек-Паук публично раскрывает свою личность, но после сражения решает уйти из команды Старка. Тот отправляет на его поимку примкнувших к команде злодеев Гоблина и Джека-Фонарщика, и они избивают Паука до полусмерти. Спасает его только появившийся Каратель, который и приносит Питера в штаб «тайных мстителей» — команды Капитана.
Традиционно у Миллара всё заканчивается огромной массовой бойней, когда команда Капитана пытается освободить своих товарищей, заключённых Железным человеком в тюрьму. Но в конце Стив Роджерс понимает, что это уже не битва за человечество, а просто массовая драка и добровольно сдаётся властям.
Концовка этого сюжета значительно влияет на дальнейшее развитие вселенной Marvel. разбивая команду Мстителей на противоборствующие команды. Здесь на фоне драк и жестокости поднимаются довольно серьёзные темы от свободы и политики допустимости объединения с преступниками для достижения собственной цели. В фильме этот конфликт смягчили и сделали более локальным, да и последствия оказались не настолько губительными. В оригинале после гражданской войны Тони Старк становится директором «Ш.И.Т.а». Стив Роджерс оказывается выброшен в параллельное измерение. Тётя Питера Паркера, раскрывшего свою личность, получает сильное ранение и ему приходится пойти на сделку с демоном, чтобы это исправить, в результате чего кардинально меняется его судьба.
Детство Блэйда
Ещё один персонаж с далеко не позитивным настроем — охотник на вампиров Блэйд.
В серии 2007 года от Марка Гуггенхайма на фоне основных событий неплохо показано детство и становление героя. Эрик Брукс — сын проститутки. Опасаясь осложнений при родах, ей позвали врача, но тот оказался вампиром и укусил её. Постепенно Эрик осознаёт свою истинную сущность, но преисполнен ненависти к вампирам. Под руководством наставника, он начинает учиться отличать их от простых людей и убивать. Но одной из первых же его жертв становится простой мужчина с заболеванием крови. Блэйд убивает его на глазах у жены, решив, что тот на неё напал.
В а нынешнем времени Доктор Дум даёт Блэйду сыворотку в благодарность за спасение его матери. Это лекарство может избавить его от жажды крови, но при этом потеряются и вампирские силы, помогающие Блэйду сражаться с врагами. И он отказывается его принимать, выбирая вечную войну с врагами.
«Старик Логан»
Нашумевший в этом году фильм «Логан» о постаревшем Росомахе многие зрители и критики уже называют лучшим фильмом-комиксом всех времён. Поэтому просто необходимо упомянуть и прекрасную сюжетную арку Марка Миллара «Старик Логан», которая частично легла в основу экранизации.
Сюжет фильма довольно сильно отличается от исходника, хотя атмосфера мрачности и обречённости мира передана очень хорошо. Но если на экране это скорее усталость и грусть, то на страницах у Миллара настоящий постапокалипсис.
После трагических событий, в которых погибли многие супергерои, Америка была захвачена и поделена на зоны злодеями: Кингпином, Думом, бандой потомков Халка и другими. Президентом же стал Красный череп. Сам Логан уже пятьдесят лет не выпускал когти и живёт с семьёй на ферме. Но крайняя нужда в деньгах заставляет его согласиться на авантюру, предложенную ослепшим Соколиным глазом. Они должны доставить через всю страну груз, за что заказчики должны заплатить серьёзную сумму.
В дороге они встречают старых врагов, находят тела друзей, Логан вспоминает о трагедии, заставившей его навсегда отойти от дел, и раз за разом обещает не вмешиваться ни в какие передряги, только добраться до цели и вернуться домой к семье.
Но обстоятельства сталкивают героев сначала с дочерью Соколиного глаза, предающей собственного отца, а потом и с обманом заказчиков. История заканчивается трагически абсолютно для всех. И в самом конце разъярённый Логан снова вспомнит, что когда-то его звали Росомахой.
Тридцатые годы и Нуар
Одна из самых необычных и интересных серий, где знакомых всем героев перенесли в обстановку гангстерских фильмов тридцатых годов.
Дядю Питера Паркера убивают бывшие цирковые работники — приспешники бандита Гоблина. Его тётя Мэй на улицах призывает к построению коммунизма, а самого Питера берёт помощником журналист Бен Ульрих и ведёт его в подпольный бар, которым управляет Фелиция Харди — Чёрная Кошка.
Как и в оригинальной истории, Паркера кусает паук и он открывает в себе силы супергероя и начинает бороться с преступностью. Но костюм на этот раз у него чёрный, да и пистолет он не забывает прихватить.
Значительно изменился образ Тони Старка — Железного Человека. В этой версии он археолог и искатель приключений. Во время очередного путешествия его предаёт его помощница, работавшая на Земо и Штрукера. Во время стычки гибнет штатный журналист Старка, писавший о нём в журнал «Чудеса».
Найдя новую помощницу — журналистку Пеппер Потс, пишущую под мужским псевдонимом, поскольку в те годы женщин печатали мало, Старк, и его друг Роудс снова отправляются в путешествие.
Они планируют найти трезубец Посейдона, спрятанный в Атлантиде, поскольку сделан он из мифического металла орихалка, создающего магнитные поля. Этот металл нужен Старку для зарядки его механического сердца. Ну и, конечно, без битвы в железных костюмах, созданных Старком тоже не обойдётся.
Нуарный Росомаха работает частным детективом вместе со своим напарником туповатым Догом. Их нанимает богатая японка, утверждая, что её преследуют неизвестные. И при первой же попытке выяснить личности преследователей Дог исчезает. Логану предстоить самому разобраться в странной истории, найти друга, сразиться на ринге с боксёром Виктором Кридом, а также неизбежно снова встретиться с призраками прошлого.
Люди Икс в тридцатых — компания бывших учеников исправительной школы Чарльза Ксавьера, Сам Ксавьер находится в тюрьме после самоубийства одного из учеников. Полиция мутантов презирает, считая их отбросами общества и преступниками. Поэтому жестокое убийство Джин Грей им приходится расследовать самим.
Сорвиголова, Люк Кейдж и Каратель, по сути, остались такими же, как и в основных сериях. Наверное просто потому, что комиксы о них и так были достаточно мрачные и близкие к нуару. Всё тот же ослепший сын боксёра в костюме дьявола борется с преступностью в адской кухне. Только с небольшой поправкой на время — в те годы ребёнок из бедной семьи, да ещё и слепой, никак не мог стать адвокатом, а потому Мэтт Мёрдок работает посыльным у своего друга Фогги.
Люк Кейдж освобождается из тюрьмы и расследует убийство жены богатого заказчика, но сам оказывается обвинённым в преступлении. К тому же нападают на его девушку и похищают сына.
Итальянец Фрэнк Кастелионе возвращается первой мировой войны, но вскоре его жена умирает, и он остаётся один со своим сыном Фрэнки. Кастелионе держит продуктовый магазин, который пытаются обложить данью местные гангстеры, но тот умеет за себя постоять. А на фоне всё время звучат радиопостановки о вершителе правосудия по прозвищу Каратель
Гангстеры, запрещённый алкоголь, продажная полиция, частные детективы и прочие стандарты сюжета приправлены рисовкой в бледных тонах. Вся серия очень удачно передаёт мрачную атмосферу Америки тридцатых, какой её показывали в нуарных фильмах.
«Дэдпул уничтожает вселенную Marvel»
Комиксы о Дэдпуле обычно довольно яркие и остроумные. Всё действо наполнено жестокостью, но всё это это выглядит довольно комично и приправлено отличным чёрным юмором от главного персонажа. Кроме того, отличительной чертой этой серии стало разрушение «четвёртой стены», то есть герой осознаёт, что он — персонаж комиксов и нередко подшучивает над этим, обращаясь прямо к читателю.
Но в 2012-м году выходит мини-серия «Дэдпул уничтожает вселенную Марвэл», в которой Дэдпулу перестало это казаться забавным. После попытки Психо-человека захватить его разум, наёмник полностью понимает нереальность всего мира супергероев и загорается желанием его уничтожить, нещадно вырезая всех своих сотоварищей. Но и этим дело не заканчивается, в конечном итоге Дэдпул уже не ценит и собственную жизнь и мечтает только о том, чтобы разобраться с теми, кто всё это создал.
Конечно, как ни крути, налёт комичности присутствует и в этом комиксе, но нет-нет, да и хочется задуматься: а что если твой собственный мир тоже нереален. И есть ли в таком случае у него хоть какая-то ценность?
Смерть Питера Паркера
В конце 2012 вышла в свет сюжетная арка, поразившая и даже разозлившая многих фанатов Человека-паука. Ведь Питер Паркер там погибает. В серии «Последнее желание» герой оказывается заключён в тело умирающего Отто Октавиуса (профессор Осьминог), причём долгое время он не может вспомнить как же это произошло. Сам же Отто занял тело Питера.
В финальном сражении Человека-паука и Осьминога Питер пытается вернуться в своё тело с помощью золотого октобота, который и стал причиной обмена разумами. Но ему удаётся только передать свои воспоминания. И личность Питера Паркера умирает, а его место занимает Отто Октавиус, осознавший знаменитую истину «с великой силой приходит великая ответственность». Не навсегда, конечно. Позже Питера вернули.
«Эра Альтрона»
Фильм с таким названием мы уже видели в киновселенной Marvel, но, строго говоря, общего с комиксом у него только это самое название да пара-тройка персонажей.
С самого начала нам показывают мир, захваченный Альтроном, многие герои погибли, остальные в основном прячутся, а глава мстителей Капитан Америка пребывает в полной депрессии. Выясняется, что Альтрон управляет землёй из будущего через Вижна, а точнее то, что от него осталось.
Вездесущий Ник Фьюри предоставляет оставшимся мстителям платформу для перемещения во времени, и основная команда летит в будущее, чтобы сразиться с Альтроном. Но Росомаха придерживается своего плана и вместе с Невидимой Леди из Фантастической четвёрки перемещается в прошлое, чтобы убить создателя Вижна и Альтрона — Хэнка Пима.
Исполнив свой план, они возвращаются обратно в своё время, но обнаруживают, что новая версия мира не сильно лучше предыдущей, без изобретений Пима земля оказалась не готова к инопланетному вторжению, колдунья Моргана Ле Фей терроризирует людей, Тони Старка разорвало напополам и он в буквальном смысле стал Железным человеком, заменив часть организма механическими деталями. Капитан Америка, хоть и получил звание полковника, но потерял один глаз. В итоге Росомахе предстоит ещё раз вернуться во времени и снова исправить прошлое.
Эту сюжетную арку можно сравнить с «Флэшпоинтом» у DC, поскольку она наглядно показывает, как один поступок может вызвать «эффект бабочки» и радикально изменить будущее.
«Смерть Росомахи»
В 2014 году Marvel решили убить одного из основных персонажей вселенной. Росомаха умер, спасая детей. На сей раз окончательно (хотя потом его пытались заменить двойником из параллельного мира, но это всё-таки разовые выпуски).
В сюжетной арке «Смерть Росомахи» он оказывается заражён вирусом, лишивши его регенерации. Узнав о том, что его преследует некий наёмник, Логан выходит на след доктора Авраама Корнелиуса, который ставит опыты на детях, пытаясь добиться того же результата, что и в случае Росомахи, но ему не хватает исцеляющего фактора. Логан сообщает Корнелиусу, что теперь у него нет возможности регенерировать. В ярости тот хочет накачать всех подопытных адамантием. Но Росомаха спасает их, а сам оказывается облит адамантием.
Источник: DTF