Как в разных комиксах изображают демонических существ
Ни для кого не секрет, что авторы комиксов, придумывая будущих кумиров миллионов, их противников и сюжеты для них, не стеснялись вдохновляться различными фольклорными персонажами, а некоторые мифологические герои и сейчас хорошо себя чувствуют (Тор и Локи подтвердят). Потому не удивительно, что многочисленные существа, нашедших себе прибежище на комиксовых страницах, имеют ярко выраженные демонические черты.
Вообще в комиксах отсутствует какая-либо четкая иерархия существ и супергероев по уровню их сил и авторитету. Как правило, отдельные персоналии отвечают за какой-то отдельный аспект, и потому нечасто пересекается с остальными героями. К тому же, взгляды разных авторов на того или иного героя могут не сходится. И именно поэтому суперзлодей, который у одного мог являться одним из могущественнейших констант во вселенной и грозой всему живому, мог быть легко побеждён слепым адвокатом, что на фрилансе занимается борьбой со злом.
Демонические персонажи в этих произведениях в основном отвечают именно за магическую составляющую. К тому же их сферы деятельности разняться, и они могут отвечать за свои собственные сферы влияния. И для таких существ в качестве связующего звена с миром обычных супергероев является какой-то один человек. У Marvel этим мостом выступает Доктор Стрэндж, а у их конкурентов – Джон Константин. Потому и неудивительно, что практически все демоны и колдуны имеют с ними свои счёты.
Marvel Comics
В марвеловской мультивселенной демонические существа имеют своеобразное деление на персонажей важных и рядовых. Если первые знакомы многим любителям комиксов, то вот вторые обычно выступают в качестве рядовых воинов и находятся в подчинении у первых. К тому же имеются множество других персонажей, магического происхождения, чья принадлежность к демонам является недоказанной, хотя у них присутствуют их атрибуты. Однако пренебрежительное отношение первых и вторых, и меньшие магические способности могут указывать на их «околодемоническое» положение.
Местные демоны, вне зависимости от их важности, имеют множество общих черт. Так, это обычно грозные и опасные существа, обладающие целым спектром разнообразнейших магических способностей. В большинстве случаев, они ведут себя как Петир Бейлиш из «Игры Престолов», а именно сеют интриги, раздор, и подсовывают своим жертвам договоры, где мелким шрифтом прописываются весьма специфические условия.
Последним особенно прославился Мефисто – одно из самых известных демонических созданий Марвел. Здесь он выступает местным аналогом Сатаны, завоевав место на вершине адского Олимпа в схватках с остальными своими сородичами. Правда его владения здесь представляется отдельным измерением, со своими законами и порядками, и называется адом сугубо по старой доброй христианской традиции. Хоть внешне он и изображается как типичное адское создание, нигде не оговаривается что это его истинный облик, что дополнительно подогревается неизвестным происхождением.
Что любопытно, персонаж не имеет отношения к библейским чертям и демонам, а за его основу был взят персонаж Мефистофель, широко прославленный Гёте в его бессмертном «Фаусте».
Другой общей чертой марвеловских демонических созданий является то, что авторы разумно полагали, что их мощь слишком колоссальна для маленькой Земли, да и сложно было бы объяснить их существование по соседству с обычными людьми. Потому, все они были отправлены в свои собственные измерения и параллельные миры. В их пределах они всемогущие и почти непобедимые существа. Но стоит им покинуть границы своих владений и вступить на нашу планету, так словно мифический Антей, оторванный от матушки земли, они быстро теряют силу и слабеют. Так, тот же Мефисто однажды отгрёб от дружелюбного соседа-паучка, а его сын Блэкхарт, созданный из концентрированного зла, был остановлен Сорвиголовой.
Классическим отображением данного принципа является демон Дормамму, уже успевший дебютировать в киновселенной. В своём Тёмном Измерении он всесилен, но вот за его рамками ему необходимы порталы и проводники, чтобы постоянно подпитываться тёмной энергией. Но стоит лишить его этой подзарядки, так и его поражение оказывается не за горами, чем неоднократно пользовался Стивен Стрэндж. Кстати, на фоне остальных, Дормамму выделяется наличием своеобразного кодекса чести. Так, он держит своё слово не нападать, данное Верховному магу Земли (что правда не мешает ему помогать злым колдунам в их тёмных делишках). А когда Барон Мордо, в честном магическом поединке ударил Стивена со спины, то он вмешался в бой и изгнал того, посчитав такой трюк ниже своего достоинства.
Иногда эти параллельные миры могут выступать в качестве тюрьмы. Так, за прегрешения прошлого, могущественный демон по имени Малиновый Король был сослан в одно из таких измерений. Покинуть его он может только в том случае, если кто-то наденет на голову его корону (тоже малиновую). После того, как демон вселился в жертву, остановить того можно только сбив с его головы этот артефакт. Учитывая, что персонаж малоизвестен для современного читателя, видимо желающих надевать непонятные короны не имеется.
Сюда же можно причислить и Азазеля, отца члена Людей-Х Ночного Змея. Согласно комиксовой биографии, вместе со своей расой демоноподобных существ он был изгнан в другое измерение, покидать которое он мог лишь на время. Но затем он стал использовать своих детей в качестве порталов и источников силы, чтобы подольше задерживаться в нашем мире. Кстати, его сын обладает самой «чертовской» внешностью не только из-за отца. Согласно первоначальным планам, персонаж должен был быть чистокровным демоном, провалившим миссию на Земле, и решившим спрятаться здесь, чтобы избежать наказания. Как видим, биографию основательно поменяли, а внешность герою оставили.
Как всем известно, смерть в комиксах вещь перманентная и легкоотменяемая. Оттого и эти могучие существа после очередного поражения и даже мнимой гибели своей физической оболочки, возвращаются в свои королевства, где тихо и спокойно восстанавливаются и строят очередные планы по захвату мира. Существование некоторых, правда, привязано к какому-нибудь артефакту. Так, Суртур, огненный демон Муспельхейма, имеет мистическую связь с Вечным огнём, и пока он горит, угроза с его стороны будет сохраняться.
Их демоническая сущность всегда берёт верх, и потому нельзя сказать, что эти существа живут дружно. Постоянная конкуренция, желание завладеть миром противника приводит к частым конфликтам между ними. В этих войнах соперники не стесняются использовать все доступные методы. Так, правитель Темного Измерения однажды создал другого демона, с созвучным именем Сатанниш, и отправил «засланного казачка» в Ад, с задачей внедриться. Позже он заполучил свой собственный параллельный мир, откуда частенько выбирался, чтобы принять участие междемонических стычках.
Да и семейные отношения у них складываются, мягко говоря, не очень. Так, Блэкхарт, желая править Адом лично, неоднократно восставал против власти своего отца. Всё тот же Дормамму никак не может решить клубок противоречий между своей сестрой Умар и племянницей Клео. То они заключат союз против Стрэнджа, то старательно пытаются убить друг друга, то двое старших отправят молодую волшебницу шпионить за Стивеном, где между ними проскочит искра любви. В общем, круговорот достойный «Санта-Барбары».
Но и среди этих подлых существ иногда бывают исключения из правил. Мардук, ранее следивший за порядком в Аде и обладавший там большим авторитетом, в один прекрасный день просто плюнул на всё это и ушёл жить на ферму с просто смертной девушкой.
Как уже говорилось, зачастую демоны управляют своим собственным измерением, являясь выражением чего-то конкретного. Например, полугуманоидное создание Зом олицетворяет собой чистое разрушение. Он своего рода «Халк» для магического мира, который руководствуется принципом «Устрой дестрой. Порядок это отстой». Чтобы его остановить, потребовалось вмешательство Живого Трибунала, местного аналога Бога, который и запер буянщика в межпространственную тюрьму. Или же тот же Суртур, апокалиптичный по своей природе демон, который является одним из главных действующих лиц Рагнарёка, живущий только ради этого момента.
А вот Кошмар, как понятно из имени, владычествует в Измерении Снов. Хоть и его внешний вид наименее демонический из всех выше представленных персонажей, он не менее опасен. Его главным оружием является способность воздействовать на сознание противника, манипулируя его собственными страхами. Тому же Питеру Паркеру он насылал дядю Бена в образе полусгнившего трупа, чем едва не свёл с ума героя. К тому же, демон весьма любвеобилен. От его похотливости не убереглись ни демонесы, ни жена могучего Брюса Беннера.
Могущественное демоническое божество Шума-Горат является олицетворением чистого хаоса. К тому же, его мощь колоссальна, и от того авторы редко достают его из собственного параллельного мира. Данное существо является явной аллюзией на творчество Говарда Филлипса Лавкравта, сочетая в себе черты сразу нескольких древних богов из его книг. Даже изображается демон соответствующим образом: с одним глазом и множеством тентаклей.
А вот известный антигерой Призрачный Гонщик хоть и является существом сверхъестественным, но от демонического в нём только Дух Возмездия, благодаря которому он может проводить свою трансформацию. Сам персонаж вобрал в себя черты Всадников Апокалипсиса, и обычно предстаёт в облике карающей длани для преступников разного пошиба.
DC Comics
Несмотря на то, что вселенная DC по большей части устроена примерно, так же как и их конкуренты, у неё есть одно весьма существенное отличие. Здесь представлена неплохо систематизированная иерархия демонических существ. По отдельным группам раскиданы и падшие ангелы, по типу Люцифера или Азазеля, и чистокровные демоны, рожденные в аду. Кроме того, здесь возможен своеобразный карьерный рост, когда, за определенные заслуги элита может причислить выходца из нижних сословий к дворянству, вместе со всеми привилегиями. Правда лифт этот работает в обе стороны, потому всем следует быть осторожным в своих словах и деяниях.
В некоторых комиксах, Этриган выражался в стихотворной форме. Хоть до Морриган из Dragon Age он не дотягивал, но выглядело забавно. Так вот, делал это он не из-за любви к творчеству Шекспира или Пушкина, а потому что право говорить рифмами является исключительной привилегией демонов высшего сословия.
Более мелкие демонические существа управляют различными частями ада, помыкая самыми низшими формами адских отродий. К ним же относят и полудемонов, а также бывших смертных, которые по различным обстоятельствам предпочли трансформироваться в адских созданий. Ниже них в иерархии только существа демонами не считающиеся, хотя и обладающие определенными их чертами.
Местных демонов можно разделить на два типа: тех, что создавали специально для DC, и «позаимствованных», в основном из дочернего издательства Vertigo.
В первом случае это более традиционные комиксовые персонажи. Самым характерным таким героем является Синий Дьявол, прошедший путь от простого каскадера в глуповатом костюме с рожками до синекожего инфернального существа, который успевает бороться как с уличными наркоторговцами, так и космическими сущностями, приправляя все щепоткой шуток. Или же его сайдкик, Малыш Дьявол, отличающийся от своего кумира разве что красным цветом кожи. Эти балагуры, куда более органично вписались бы в более яркий мир Marvel, и оттого, наверное, их нечасто достают с полки.
Некоторых демонических персонажей создавали с явным уклоном в хоррор-составляющую, желая придать сюжету большей мрачности и мистичности. Именно так, на страницах появился уже упомянутый Этриган. Даже его внешний вид рисовали соответствующим образом, сочетая черты демона, чёрта и рептилоида.
Или же местный аналог Мефисто, один из могущественнейших лордов Ада по имени Нерон. Тёзка римского императора точно также промышляет договорами с исполнением желаний в обмен на души людей. Он считается одним из самых влиятельных магических созданий, предпочитающий действовать чужими руками. Поэтому во многих событиях можно найти следы его деятельности.
Некрон хоть и не является демоном, его образ достаточно много почерпнул от них. Властитель мёртвых и господин Смерти, в комиксах он предстает в качестве местной вариация Аида, со своими извращёнными желаниями завладеть жизненной силой всех существ. Именно он является ответственным за один из мрачнейших сюжетов в линейке про Зелёных Фонарей.
Другой местной знаменитостью является Тригон, чей внешний облик куда сильнее соответствует хозяину Ада. Но вместо этого он обитает в собственном измерении, где обладает всей полнотой власти, но ограничен за его пределами. Данная черта роднит его с марвеловскими коллегами. Также он известен сложными отношениями со своей дочерью Рейвен, которая никак не хочет идти по дорожке, заготовленной для неё отцом. И в этом конфликте «отцов и детей» зачастую на кону оказывается судьба всего известного мира.
Не обошли стороной авторы и концепцию смертных грехов. Здесь они обрели физическую оболочку и обычно выступают в качестве противников Шазама. В фильме их общий дизайн явно имел демонические черты, и хорошо подошёл бы для какого-нибудь ужастика. В комиксах эти злодеи нечасто действовали активно. А всё потому, что-либо находились в заточении в виде каменных статуй, либо же они предпочитали совращать слабые личности и действовать через них.
Ряд персонажей создавалось специально под Супермена, в качестве временных оппонентов, чтобы повысить ставки за счёт чувствительности криптонца к магии. Однако попытки сделать таких персонажей интересными не увенчались успехом, и они так же быстро и затерялись в глубинах истории.
Таковым, например, является демон Сатанус, который одним именем намекает на свой недружелюбный характер. После неудачного противостояния с Кларком Кентом, он попытался захватить Ад, однако Нерон оказался решительно против. Или же садист и разрушитель Массакр, в котором явно наблюдаются демонические корни. Правда великими свершениями и яркими событиями он не прославился, ведь «почти победа» над Суперменом немногого стоит. В дальнейшем авторы и вовсе низвергли его до слуги инопланетной королевы.
Ну и нельзя не упомянуть парадемонов. Конкретно демонического в них, кроме наименования, безусловно, ничего. А так, это многочисленные солдаты армии самого Дарксайда, с помощью которой тот захватывает целые миры. В многострадальной «Лиге Справедливости» их умудрились показать с двух разных сторон. Так, если тот факт что их громили Чудо-Женщина или Аквамен вопросов не вызывает (всё-таки мета-люди), то факт того что гений, миллиардер и по совместительству обычный человек — летучая мышь Брюс Уэйн уверенно бился с ними, заставляет усомниться в боеспособности этих воинов.
Однако, в конце фильма, они явно утерли нос своим марвеловским аналогам из расы Кри и шестируким аутрайдерам, сумев справиться со своим командующим Степенвульфом – опасностью вселенского масштаба.
Всё это традиционные комиксовые персонажи, с довольно стандартной злодейской мотивацией. Очевидно, что при их создании авторы ориентировались на популярные в культуре образы. Демонический облик, почти неограниченные способности, совращения слабых личностей, фактическое бессмертие, договоры в обмен на душу – в общем, стандартный набор.
На их фоне «позаимствованные» у коллег демоны в значительной степени отличаются большей «библейностью», ведь авторы брали оттуда не только имена, но и некоторые сюжеты. Эти хозяева Ада стали более человечными, хотя и оставались всё такими же всесильными существами, способными управлять любыми аспектами мультивселенной. Для них вопрос захвата Земли ни разу не был первостепенным. К тому же, после недавнего обновления они ещё сильнее приблизились к христианскому облику.
Люцифер, Белиал, Азазель. Все они стали новой правящей элитой Ада, а некоторые отвечали ещё и за отдельные аспекты, как например Вельзевул, что властвовал над упадком и разложением. Выделяются они также характерным внешним видом, и даже спустя годы в них чувствуются нотки Нила Геймана, что успел поработать над ними в рамках серии The Sandaman. Да и двигали персонажами уже совсем другие, более возвышенные мотивы. Тот же Люцифер занят вопросами свободы выбора, полагая, что его падение было спланировано его отцом специально.
Другие издательства
Что касается персонажей других издательств, то тут, в первую очередь, внимания заслуживает Хеллбой. Но этот герой настолько притягателен и брутален, что заслуживает отдельной статьи. И никакой паршивый фильм не отобьёт харизму и обаяние этого своеобразного дьявола.
Ад и демоническая армия присутствует в комиксах про другого антигероя — мстителя Спауна, что всеми силами пытается сохранить свою человечность. Что касается устройства местного мира, то тут всё разделено на отдельные круги, как у Данте. И каждым таким участком управляет отдельный демон, в подчинении у которого находятся множество более мелких существ. Отношения между ними всё также далеки от идеальных (дьявольские создания всё-таки). И одним из самых колоритных местных персонажей является Мелболгия, правитель восьмого круга. В сферу его ответственности входит создание новых воинов адской армии. Неудивительно, что, несмотря на нелюбовь окружающих, он пользуется большим авторитетом среди себе подобных. Кстати, согласно «Божественной комедии» восьмой круг предназначен для «обманувших доверие», как-бы косвенно намекая главному герою, чтобы тот с демоном держал ухо в остро.
В серии комиксов «Проповедник» есть множество аллюзий на христианство. Что и говорить, если по земле бродят ангелы, а Бог покинул небеса и скрылся в неизвестном направлении. А вселившаяся в главного героя сущность Генезис, является плодом любви ангела и демона. Но при этом, самих демонических созданий нам почти не представляют, а те, что есть, обычно являются калькой на свой традиционный образ.
«Комиксы – это мифы и легенды современности». Примерно так выразился один мой друг во время нашей дискуссии касательно последней части «Мстителей». И с данным утверждением сложно не согласиться. Они давно из увлечения гиков и задротов превратились в культурное явление.
Неудивительно, что и демоны смогли найти себе место на комиксовых страницах. Причём, представлены они в широчайшем ассортименте, и в самых разных ипостасях: от вселенского зла до антигероев и супергероев. Так что каждый читатель найдёт себе фаворита на любой вкус.