Dead Space: живое и мёртвое в кино

Фильмы для тех, кто соскучился по «мёртвому космосу».

Столкновение с иной формой жизни, взаимодействие с ней, и непредсказуемые последствия — все эти темы нашли свое отражение в кино. Фильмы в этой подборке, так или иначе, похожи сюжетом, атмосферой или образами на Dead Space, которой в этом году исполняется уже десять лет.

«Сквозь горизонт» | Event Horizon

Лента Пола Андерсона вышла на экраны в 1997 году. «Горизонт событий» — первый в мире корабль, сумевший преодолеть скорость света с помощью перемещения сквозь порталы. Вот только однажды во время телепортации он пропадает. Когда он появляется на орбите Нептуна, на Земле принимают сигнал бедствия и высылают астронавтов, чтобы разобраться, что же там произошло. Поначалу «Горизонт» кажется просто огромной ледяной могилой, но, как и принято в таких картинах, всё совсем не так.

Уникальный визуальный стиль, дизайн декораций, в сочетании с операторской работой и постановкой света, делают картину пугающе атмосферной. И всё это отлично работает на довольно простой сценарий, не перекрывая его и не мешая восприятию. Фильмом невозможно не залюбоваться: симметрия кадра, объём и масштаб декораций, удивительная и выразительная картинка. Не портит впечатление даже слегка устаревшая графика — на фоне такого великолепия она вполне прилично смотрится.

Сюжет набирает обороты, ритм выдержан, а тягучая атмосфера пустого корабля, ставшего могилой для его экипажа, по-настоящему пугает. При этом, путешествие по «Горизонту событий» не выглядит затянутым, история и визуальные образы сплетаются и дополняют друг друга.

«Нечто» | The Thing

Не совсем «космический» фильм в подборке, но обойти его вниманием — значит упустить одно из самых близких к Dead Space по духу произведений. Фильм Джона Карпентера вышедший в 1982 году снят по повести Джона В. Кэмпбелла-младшего «Кто идёт?».

Американцы на арктической станции видят вертолёт, преследующий собаку. Когда машина приземляется, происходит перестрелка, один из прибывших погибает от взрыва собственной гранаты, а другого убивают на месте.

Выясняется, что экипаж вертолета — это норвежские полярники с другой станции. Сама станция разгромлена, вторая часть норвежской группы мертва. Пытаясь выяснить причину внезапного помешательства и смерти коллег, герои забирают записи и останки на свою базу, а спасённую собаку помещают на псарню. После этого на американской станции начинается настоящий кошмар.

Основной конфликт, как и в Dead Space, в метаморфозах и безумии, которое приносит с собой нечто из космоса. Как доверять спутникам, если не знаешь где правда, и даже не можешь понять, в норме ли ты сам. Холодные пейзажи Антарктики подходят для этого не хуже борта «Ишимуры»: бежать, по сути, некуда, связь не работает, а вертолёт норвежцев взорван.

Панический ужас, холод, обречённость, завывание ветра — всё это оставляет неизгладимое впечатление. Темой, атмосферой и сюжетом картина напоминает «Цвет из иных миров» и «Хребты безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта, но также в ней есть параллели с миром и историей Dead Space.

«Сфера» | Sphere

Картина Барри Левинсона по роману Майкла Крайтона вышла в 1998 году. Как и в «Нечто», в «Сфере» действие происходит на Земле, а точнее на дне Тихого океана. Там случайно обнаруживают космический корабль, потерпевший крушение. Возле него сооружают подводную базу и отправляют на неё четверых учёных: психолога, биолога, физика и математика.

Встреча с таинственным грузом корабля — золотой сферой, влияет не только учёных, но и на всех обитателей базы. «Сфера» интересна отличной актёрской работой (ведущие роли здесь исполняют Дастин Хоффман и Сэмюэл Л. Джексон), атмосферой ужаса замкнутого пространства и почти детективной историей.

«Чужой» | Alien

Славное время, когда Ридли Скотт снимал ленты, меняющие кинематограф. Если вы по какой-то причине ещё не видели первый фильм из вселенной «Чужих» — срочно навёрстывайте, без этого фильма, возможно, космос и инопланетные формы жизни, выглядели бы в кино совсем иначе.

Грузовой корабль «Ностромо» ловит сигнал о помощи. Члены команды принимают решение изменить курс и помочь попавшим в беду. Сигнал приводит их на планету, где разбился инопланетный корабль. Его пилот мёртв, а груз, который перевозил корабль — это яйца лицехвата. Одна из таких тварей нападает на офицера безопасности «Ностромо». Его относят на корабль, что становится смертельной ошибкой.

Уникальный визуальный стиль, яркие образы и простая и интересная история сделали фильм культовым, породив целую вселенную, по которой выходили и игры, и кинокартины, и книги. Переплюнуть оригинал не удалось никому, «Чужой», появившийся на экранах в 1979 году, — всё еще одна из самых сильных лент о космосе и встрече с иными формами жизни. Разумеется, есть «Прометей» и «Чужой: Завет», они слабее, но там также есть мотивы, встречающиеся в Dead Space: оставленный космический корабль, инопланетное нечто, смерть и безумие.

«Пекло» | Sunshine

Восемь астронавтов летят на корабле «Икар II» к умирающему Солнцу. На борту у них — бомба, с помощью которой светило надеются зажечь снова. Если дело не выгорит — Земле конец: Солнце погаснет, а следом за ним, погибнет и всё живое на планете. Экспедиция идёт по плану, пока экипаж не принимает сигнал бедствия с «Икара I» — первой экспедиционной группы, пропавшей семь лет назад.

«Икар II» принимает решение изменить курс, ведь на первом корабле есть ещё одна бомба, а значит, это удвоит шансы закончить миссию удачно. Фильм Дэнни Бойла, появившийся на экранах в 2007 году, в отличие от того же «Живого», гораздо тоньше и изящнее показывает отношение астронавтов к Земле, Солнцу и своей миссии. А зарисовки быта на станции отлично раскрывают героев — их поступки и мотивация не выглядят глупыми или неоправданными.

Здесь отличная работа со звуком и грамотный саундтрек, акцентирующий внимание на нужных деталях. А вот у режиссёра довольно необычный подход к нагнетанию саспенса. В ленте можно встретить монтажные вклейки с фотографиями членов экипажа. Они появляются на доли секунд, и скорее удивляют, нежели пугают.

Градус безумия в фильме нарастает постепенно. Несмотря на метаморфозы, происходящие с героями, станциями и собственно Солнцем, все события выглядят естественно и не фальшиво. Пусть ответы на все вопросы фильм и не даст, но оставит возможность подумать и связать события, произошедшие на «Икарах», воедино.

Doom

Экранизация одноимённой игры вышла ещё в 2005 году и получилась слабой. Хотя в касте значились Карл Урбан, Розамунд Пайк и Дуэйн Джонсон, но слабые диалоги, скучные экшен-сцены, а также не впечатляющая графика успеха фильму не принесли. Сюжет судить глупо, он и в играх серии не блистал оригинальностью и глубиной, всё-таки своей популярностью Doom обязан геймплею.

По сюжету, научная станция на Марсе посылает сигнал бедствия. Когда на место прибывают военные, то обнаруживают, что там есть выжившие, но это не только учёные, работавшие на станции.

Сцены ленты разнообразием не блещут, половину фильма герои в темноте бродят по пустынным комнатам, переговариваясь по рации и отпуская банальные комментарии в духе: «Что за черт?». Светлое пятно фильма — сцена, снятая от первого лица: она и поставлена хорошо, и выбивается из общей массы бесполезных эпизодов бодростью и динамикой. Фильм не понравился критикам, но зрители его любят — за отсылки и брутальных героев. Пусть мутировавшие обитатели станции и выглядят слабовато, и пугать фильм не умеет, он неплох.

«Живое» | Life

Прошлогодняя лента Даниэля Эспинозы повествует об экипаже МКС, получившем образцы с Марса. Среди образцов есть живой организм, постепенно просыпающийся от многолетнего сна. Завязка выглядит интригующей, но сам фильм не вытягивает ни звёздный актерский состав в лице Джейка Джилленхола и Райана Рейнольдса, ни атмосферная музыка.

Даже проникновенные диалоги о любви к Земле и жизни звучат неловко и наигранно. Сам фильм при этом выглядит неплохо, здесь красивая картинка, добротный монтаж. Но вот сценарий не удался, порой ловишь себя на мысли, что болеешь за новую форму жизни. Потому что человечество в лице астронавтов, выглядит как скот идущий на убой. Они совершают ошибку за ошибкой, соревнуясь в глупости и способности впадать в панику. Ну разве эти люди должны изучать космос?

«Солярис» | Solaris

По фантастическому роману Станислава Лема снимали не только фильмы, а даже балет ставили. Идея, что целый океан, планета, может иметь разум, чувства, некое желание изучить и понять «пришельцев», действительно захватывает.

Какой из фильмов смотреть — решайте сами. «Солярис» Тарковского уникален и визуальным стилем, и подачей, там столько важных деталей, что перечислять их бесполезно — что-то да забудешь. Но его медитативность и неспешность может понравиться не всем. Тогда смело смотрите версию Содерберга, она чуть «живее», развитие событий стремительней, а фабула та же. Безумие, медленно пожирающее обитателей станции, страшнее, чем любые телесные изменения — в обеих версиях и 1972 и 2002 года одиночество и смерть ощущаются почти физически.

«Бесконечность» | Infini

Австралийский фильм Шонна Эбберсона, вышедший в 2015 году, хоть и выглядит приятно, но переполнен штампами. Диалоги настолько банальны, что можно сыграть в игру «угадай следующую фразу, которую скажет герой», персонажи, к слову, тоже дальше «вот тот парень спасёт этого» не развиваются.

При этом, в первой трети фильма на зрителя вываливают всю экспозицию в диалоге, изредка перебивая сюжетными вставками, призванными проиллюстрировать слова героев. Получается плохо. Борясь со сном и продираясь сквозь тонну бесполезной информации, сложно и сопереживать героям, и вникать в сюжетные тонкости. А жаль, идея с телепортацией посредством превращения материи в информацию чем-то напоминает рассказ Стивена Кинга «Долгий Джонт», и, честное слово, лучше бы фильм был о перемещении в пространстве.

Появления мутировавших (думаю, что в свете того, что на станции произошла биологическая катастрофа, это не является спойлером) ждёшь с нетерпением, в надежде, что они хоть как-то разнообразят фильм. Но не выходит, вместо эффектных боев или динамичных погонь зрителя «одаривают» очередной порцией высокопарной болтовни.

«Последние дни на Марсе» | The Last Days on Mars

Британская научно-фантастическая лента 2013 года рассказывает о научной базе на Марсе. Когда до окончания экспедиции остаётся чуть меньше суток, один из исследователей отправляется собрать образцы некого живого организма, найденного им втайне от коллег. Но, провалившись в яму, он погибает. А спустя некоторое время возвращается на базу, уже совсем другим.

Фильм Рори Робинсона оригинальным не назовешь, но смотреть его интересно. Ядовитые шуточки и сложные отношения между героями дают неплохое представление о жизни исследовательской базы, а пейзажи Марса выглядят прекрасно. Некроморфы в фильме совершенно точно лишние, происхождение жизни на Марсе никак не раскрывают, а экшен-сцены похожи на кошмар эпилептика: свет мигает, герои неуклюже толкаются и мычат. Фильм необязательный, но неплохой. Есть в нём что-то притягательное: песчаные бури, одинокая база на пустынной планете, и странные, безумные существа, которые, кажется, навсегда тут не останутся.

«Призраки Марса» | Ghosts of Mars

Фильм Джона Карпентера хоть и не удостоен высоких оценок, снят неплохо и интересен стилистикой, ритмом и забойным саундтреком. Он вышел на экраны в 2001 году. По сюжету, отряд полицейских прибывает в шахтёрский городок, чтобы забрать заключенного.

Город, на первый взгляд, пуст, на улицах никого. Но в домах полицейские обнаруживают последствия настоящей бойни: повсюду кровь, трупы, подвешенные вверх ногами, обезглавленные, истерзанные. Есть и выжившие, некоторые словно помешались, они наносят себе увечья, ведут себя агрессивно, словно пребывают в трансе. Другие вполне в себе, но говорить о том, что произошло в городе, отказываются. Хоррором ленту не назовешь, это всё же боевик, но поставлен он здорово, экшен здесь «с огоньком», музыка подходящая, персонажи не раздражают, они хоть и простые, но обаятельные.

«Крикуны» | Screamers

Лента «Крикуны», поставленная по повести Филипа К. Дика «Вторая модель», — очень необычный взгляд на проблемы освоения новых планет, войн из-за ресурсов, взаимоотношений робота и человека. Если проводить параллели, фильм схож не только с Dead Space, но и с NieR: Automata.

Сириус б6, некогда процветающая планета, на которой добывались смертельно опасные ресурсы, сейчас представляет собой холодную пустыню. Воюющие стороны давно укрылись в бункерах, на поверхности опасно — там обитают крикуны. Это маленькие роботы, отправленные на планету, чтобы убивать всё живое и перерабатывать на подземной базе.

Уникальность этих миниатюрных машин в том, что они способны создавать сами себя, а ещё обучаться и, как следствие, эволюционировать. Когда полковнику Хендриксону поступает предложение о перемирии, он, в компании рядового Джефферсона, отправляется на поверхность. Вскоре герои узнают, что в командном штабе противника случилось что-то страшное после того, как в штаб впустили маленького мальчика, взявшегося из ниоткуда.

Несмотря на то, что дальнейшее развитие событий довольно легко предсказать, фильм умеет удивлять и пугать. У него есть свой, уникальный стиль, и даже спустя много лет (фильм вышел в 1995 году) он не выглядит устаревшим или наивным. Изменения, произошедшие с героями, гораздо страшнее некроморфов, и касаются не только физического, но и морального облика. Может он, на первый взгляд, и не очень близок к Dead Space, но его атмосфера, удушливый страх и одиночество покинутой планеты, однозначно запомнится.

По вселенной Dead Space вышло два анимационных фильма, один является приквелом к первой игре, а второй связывает события оригинала и сиквела. Dead Space: Downfall вышел спустя неделю после релиза игры, в 2008 году. Здесь приятная анимация и хорошая озвучка, но мультфильму не хватает выразительности. Лента не передает атмосферу ужаса, а просто фиксирует события, которые привели к трагедии на «Ишимуре». Тем не менее, за счёт красивого финала, подводящего к началу игры, Downfall запоминается и может быть интересен те только как часть вселенной, но и как самостоятельное произведение.

Спустя три года, в 2011-м, появилась вторая анимационная лента Dead Space: Aftermath. Она состоит из «воспоминаний», нарисованных отлично, и «настоящего», выполненного с помощью убогой графики. Причём фильм начинается именно с неё, так что если не знать, как лента выглядит дальше, то просмотр можно ненароком бросить — слишком уж корявое здесь 3D. Фильм необязательный, атмосферу держит плохо, а сюжетно просто «вводит в курс дела».

Материал дополнен редакцией
 
Источник: DTF

Читайте также