Попытаюсь разобраться, стоит ли в неё поиграть человеку со стороны.
Небольшое предисловие
Однажды, совершая очередной забег в Руинах и разбирая покинутые предком развалины, мне поступил сигнал на мой персональный компьютер. Я увидел в Discord’е сообщение: надо поговорить. Поначалу подумав, что грядёт какой-то важный разговор, я поспешил ответить на вызов. Подключившись, мне в лицо посыпались слова на манер «А во что играешь?», «Что это такое?» и «Кто вообще в это играет?». На первые два вопроса я дал вполне себе чёткий ответ, а на третий задумался: действительно, кто может начать проходить Darkest Dungeon по своей воле в 2020-м в нынешних реалиях?
Для ответа на поставленный вопрос я предлагаю сначала разобрать игру, дабы понять, что она из себя представляет, а затем на основе полученного сказать, кому она точно зайдет и кого затянет на не одну сотню часов (а затянуть она может очень и очень надолго). Дисклеймер: всё нижесказанное касательно игры является моим личным опытом и может отличаться от вашего представления.
Два друга шли домой дорогой ночной…
Как написано на странице игры в Steam, это «сложная пошаговая ролевая roguelike-игра с готической атмосферой, в которой приключения персонажей сказываются на их душевном здоровье». И это чертовски верно подмечено, потому что каждая ваша прогулка по локациям будет нести в себе капельку стресса (и вам, и персонажам), щепотку опасности, толику везения и богатства. Тщательный подбор вашей группы напрямую зависит от того, выйдете ли вы с горой изумрудов и рубинов, или же ваших героев постигнет участь вашего предка, по просьбе которого вы приехали в это поместье.
Ой, я забыл сказать пару слов о сюжете игры, так исправим. Ваш.. предок, дядя или просто родственник в молодости, устав от всех видов роскоши и развлечений, решил устроить раскопки под своим же домом. Безопасно, ровно настолько же, как и обнаружить древний артефакт под особняком и потратить почти всё своё состояние на изучение. Оказалось, что это некий древний портал в другое измерение, и каким же «разумным» было решение дотронуться до него и тем самым активировать его. Ну а дальше всё как по нотам: неведомые твари, запустение близлежащих окрестностей и самоубийство нашего предка от бессилия и неизвестности, что делать дальше. Единственный его поступок перед своей кончиной — это как раз приглашение (а точнее мольба) приехать в его покинутое поместье и помочь разобраться с беспорядком, который он по своей глупости учинил. Прекрасно!
И что поделать! Приходится выручать, тем более какой-никакой, а родственник. На клич отзываются два приятеля — Дисмас и Рейнольд, и они тоже будут сражаться за вас в ряде битв, если вы их туда возьмёте. Только вот незадача: их транспорт улетел в кювет, и под вашим руководством им придётся дойти до города, набрать добровольцев и ринуться исследовать окрестности Темнейшего подземелья. А затем, набравшись опыта, денег и славы, отправиться в самое тяжёлое путешествие — в глубины фамильных руин.
Внимание, бросок!
Выводить до города наших героев и впоследствии воевать с местной нечистью и живностью придётся вам, и тут стоит рассмотреть одну из основополагающих игры, её изюминку — бой, так как она очень поможет вам в той или иной ситуации.
Начнем… с построения, конечно же! Как в армии, оно играет огромную роль в битве с отродьями, и тут важно учитывать особенности ваших способностей и способностей противника. Дело в том, что помимо вполне стандартного нанесения урона, отравления, кровотечения, ослабления (дебаффа), усиления, лечения и оглушения существует ещё одно свойство — перемещение. Порой грамотное манипулирование способностями вашего персонажа выключает вражеский отряд на раунд, а то и больше, и им приходится перестраиваться, чтобы эффективно сражаться. Все персонажи в играх становятся на определённые позиции, с них и производятся все атаки в арсенале навыков. Это могут быть как способности ближнего боя, так и дальнего. А некоторые приёмы персонажа заставляют перемещаться его вперёд или назад, в зависимости от специфики. Например, мощный выстрел разбойника (одного из классов в игре) из пистолета заставит его уйти на вторую позицию, что логично; одновременно с этим выпад могильной воровки переместит её на позицию вперёд. Поэтому так важно проверять билды персонажей, которых вы берёте с собой в поход, чтобы они по вашей невнимательности «не выключали» друг друга в период битвы.
Насчет эффектов способностей я частично пояснил, но также есть и навыки, ранее мной не виданные. Например, отметка, которая дает дебаффы различного характера, и с помощью неё персонажи могут выдавать смачных люлей своими атаками не то что рядовым противникам — боссам! Очень полезная способность, арбалетчица и наёмник под этой плюшкой — звери! Также у одного персонажа под названием «выродок» есть способность трансформации. Под ней он становится яростным зверем с другим набором умений, а старые не будут активны, пока он снова не превратится в человека. Такая способность очень желанна, но чревата пополнением шкалы стресса.
Ах, стресс… Сколько из-за него пролилось слёз, сколько погибло героев и сколько ещё погибнет, ведь готовится вторая часть Темнейшего… Но не об этом, у нас речь про первую часть. Некоторые способности врагов могут наносить урон не только по здоровью, но и по психике персонажа. Обычно такие противники стоят позади, на третьей-четвёртой позициях, а могут наносить и обычными ударами, если им повезёт на критический удар. В свою очередь герои могут снять стресс и разнести пару лиц, если госпожа Фортуна окажется на их стороне и тоже повезёт на крит. Но рассчитывать на такое особо не стоит, это скорее дело случая. Также стресс можно получить и при определённых чертах персонажей, лечить их от этой пакости вам придётся ещё не раз и даже не пятьдесят, а гораздо больше.
Особое внимание стоит уделить чертам персонажа и их характеристикам. При правильном подборе группы с минимальным количеством плохих черт ваша группа выйдет не только живой, но и победившей, и её снова можно будет отправить в бой. Смысла расписывать их все нет, для этого отлично подойдет вики по игре. В свою очередь, характеристики влияют на урон, очерёдность хода, количество получаемого урона, здоровье, сопротивляемости и так далее. Можно скомбинировать огромное количество вещей для конкретного персонажа, чтобы понять, какая сборка окажется наиболее действенной, и в этом несомненно большой плюс игры. Она даёт простор для стратегии как в комбинировании вещей, так и персонажей между собой.
Вкупе различные комбинации атак, а также характеристики персонажей делают каждое сражение уникальным и по своему радостным или печальным. Но есть у Darkest’а один заметный фактор «полного рандома», который вы можете встретить в настольных играх, где почти все действия решаются броском кубика. И в этом, на мой взгляд, порой скрывается нечестная сложность: бывает, Коллекционера можно убить за один ход, а иногда тебе пауки выносят всю группу за три раунда, буквально фокусируясь на одном персонаже и вырезая одного за другим. Может, это свойство досталось от одного из разработчиков DD, Тайлера Сигмана, который занимался разработкой настольных игр и имел свою небольшую фирму по их разработке; может, это просто случайное совпадение. Однако если ваши герои падут за три раунда, при этом не успев почти ничего сделать, то тут уж хоть списывай хоть на рандом, хоть на бабу Маню — их не вернуть. По крайней мере, пока что.
Дом, милый дом…
Независимо от того, проиграете или выйдете с горой золота, реликвий и негативных черт, вы попадёте в собственное поместье, до этого столько лет находившееся в запустении. Поэтому стоит сказать пару слов о зданиях, находящихся в нём. Кузница и гильдия помогут вам раскрыть потенциал ваших бойцов, ведь для уничтожения всего живого, стоящими перед вами, требуется не только острый меч и прочный доспех, но и мастерство. В монастыре или трактире вы сможете излечить подопечных от стресса и даже получить редкое украшение, главное лишь — немного везения и нужных черт. Учтите, что герои могут слегка забаловаться и не выйти на следующую неделю из заведения, так что их стоит прокачивать как можно быстрее, чтобы такой оказии не повторилось. Лечебница поможет вам (угадайте, что?) убрать негативные черты ваших персонажей либо же закрепить положительные, а также вывести болезни, коих в окрестностях Темнейшего (а особенно в Заповеднике) их пруд пруди. Большинство болезней вредны, но некоторые дают заметные преимущества, поэтому они остаются на персонажах до их кончины. Дилижанс подвозит новых страдальцев для походов, и при прокачке к вам будут подвозить всё более и более опытных персонажей. Цыганская кибитка предложит несколько артефактов для персонажей, на ваш выбор, а дом лесника поможет прокачать вам лагерные навыки, чтобы на привале можно было вылечиться от дряни, поправить здоровье, либо понизить стресс или же защититься от ночных нападений.
После нажатия кровавой кнопки «Вперёд» вас переместит на окно выбора задания и подбора к нему персонажей. И тут стоить сказать больше про особенности локаций, потому что один и тот же набор персонажей подойдет далеко не ко всем локациям. К примеру, Руины отлично разъедает яд, но кровотечение тут будет бесполезно. Потому что… ну, скелеты, одни кожа да кости, понимаете? И в Бухте особо с ним не разгонишься. Зато в остальных локациях — бери и выпускай кишки на здоровье! То же самое касается и подготовки припасов: например, в тех же Руинах вам сильно пригодятся ключи и святая вода, в то время как в Заповеднике необходимы будут очищающие травы и противоядия. Никто не говорит, что остальные предметы вам не нужны, просто они не так сильно нужны, как обязательные. Но ваш неприкосновенный запас — это еда и факелы. Первоочередные предметы, дающие вашим персонажам освещение, сытость и уверенность в том, что поход завершится благополучно.
Теперь о сути
Пришла пора поговорить о второй части вопроса: кому может понравиться игра? Разобрав все составляющие игры, можно сделать следующий вывод:
- Во-первых, она отлично подойдет любителям мрачности и рассказов Говарда Лавкрафта. В игре есть прекрасные арты персонажей, а также монстров и боссов. Думаю, что ради такого можно попробовать запустить. Ну хоть разок, а?
- Во-вторых, ей заинтересуются любители пошаговых стратегий. Покопаться в характеристиках, сочетать предметы, покреативить с сочетанием персонажей, с предметами и стратегией… Разве не круто?
- В-третьих, она отлично подойдёт… азартным. Поскольку Darkest Dungeon наполовину как настольная игра, а в настольных играх удача порой может выиграть игру (ну или похоронить). Поэтому если вы ищете аналог некоего готического казино, то вот оно, берите и пользуйтесь!
Если вас по какой-то причине заинтересовала игра или лонгрид, то идите, покупайте игру и играйте! Но помните: излишняя самоуверенность это медленный и коварный убийца!