Лол, просто мужик бегает и стреляет (все, я забрал топовый комментарий).
Мне давно хотелось написать подробный разбор этой игры, что-нибудь в духе Silent Hill Plot Analysis, только во вселенной Серьезного Сэма, ведь игра так или иначе постоянно намекает нам на свой богатый лор и предысторию. В честь выхода новой части я все-таки решился.
Ладно, ладно. Надеюсь я задал правильный тон всей статье, не стоит воспринимать этот текст слишком серьезно. Это скорее просто развлекательное или не очень чтиво… Или реклама моего ютуб канала. Да, в первую очередь это реклама моего ютуб канала. Там у меня все это есть оформленное как видео, советую посмотреть, потому что читать тексты в 2020-ом это конечно лол.
И помните, что канон в Сэме — весьма расплывчатое понятие и факты могут различаться от игры к игре. Да и кто знает, может в новой части разработчики и вовсе перевернут все с ног на голову и написанное ниже будет иметь еще меньше смысла.
Не будем долго задерживаться на интро, а поедем прямо в первую игру.
Serious Sam: The First Encounter
Первая часть вышла тогда, когда подобные игры вроде и не должны были выходить. Балом правили интерактивные развлечения с сюжетом, а эра Кармака, с его текстовыми файлами и отсылками на порно казалась давно забытой.
Это был 2001-й год. Тогда же на минуточку вышли Max Payne, Silent Hill 2, Arcanum, Gothic, GTA III.
Никто не ожидал, что неизвестная никому хорватская компания, вдруг выкатит миру шутер невиданных прежде масштабов. Но так и случилось. Не буду углубляться в процесс разработки игры, скажу лишь, что перед этим Croteam делали футбольные симуляторы, а с 1996 года засели за написание собственного движка, и получилось у них это весьма успешно.
Начинается первый Сэм с довольно длинного текста, который объясняет не так много как хотелось бы. Но если попробовать собрать сюжет по крупицам с википедии, интервью разработчиков, описаний в самой игре и просто догадок, то можно узнать следующее:
В начале XXI века, проводя раскопки в Египте, люди внезапно наткнулись на останки некой продвинутой цивилизации — Сирианцев. Накопали они там не алмазы с рудой, а довольно продвинутые технологии, благодаря которым прогресс взлетел просто нереально и люди стали вовсю исследовать космос.
В том числе и наш главный герой — Серьезный Сэм. Однажды, исследуя просторы галактики на своем космическом корабле, он наткнулся на некий пояс астероидов, о котором не было ни слова даже в записях сирианцев. Недолго думая, Сэм решает пролететь через эти самые астероиды, но идея эта была хуже, чем писать этот текст в час ночи.
Оказывается это был не просто пояс астероидов, а что-то вроде охранной системы или сигнализации древнейшего существа — Чаад Шин, чья цель — уничтожать всю жизнь во вселенной раз в сто тысяч лет.
Узнав о существовании еще одной формы жизни, Чаад Шин (для простоты — это тот самый Ментал, о котором многие наслышаны) выбирается со своего логова и начинает потихоньку уничтожать людей, отбрасывая их с одной планеты на другую, и естественно последней линией обороны становится наша родная планета — Земля.
Вообще о Ментале известно довольно мало. Кличку эту дали ему люди, намекая на его безумие. Он мастерски владеет магией и технологиями, может захватывать целые миры и превращать их обитателей в послушных рабов и солдат. У него есть дочь по имени Джуди… А вообще единственное его изображение — это низкополигональная рука из Serious Sam: Next Encounter. Ну и вроде как изначально разработчики хотели сделать Ментала просто мозгом в банке, но потом от этой идеи отказались и главного злодея нам так ни разу не показали. Покажут ли в четвертой части? Сомневаюсь, но давайте уже закончим с сюжетом первой.
Итак, оказавшись на Земле, людишки сообща зашевелили извилинами и вспомнили, что когда-то откопали в Египте Ключ Вечности — некий портал, благодаря которому можно отправить одного человека назад в прошлое. И естественно отправили Сэма. Хотя если взять за основу события третьей части, окажется, что отправить должны были небольшую команду и Сэм в неё не входил. В общем-то да, с каноном у игры туго.
Сэм прибывает в Египет и тут наконец начинается игра. Нас быстренько знакомят с системой Нетрикса (или ИНЕРТАН, кому как привычнее) — небольшим чипом, который на радость Билла Гейтса вмонтирован прямо в мозг Сэма и показывает кучу полезной информации по врагам и уровням, а также иногда помогает нам с решением загадок и сбором статистики.
Не буду углубляться в детали — для глобального сюжета они значат мало. Нетрикса говорит, что нам стоит отправиться в Фивы, так как там могут быть важные для нашего задания сведения. Что мы и делаем, попутно собирая некие 4 элемента, которые служат как ключ для проникновения в город.
По пути заскакиваем в Мемфис, и находим там знак солнца, который нам пригодится позже. После чего наступает некое «a few moments later» и мы уже в Фивах, где после непродолжительных поисков находим некий обелиск, который на деле оказывается антенной, которая вызывает корабль сирианцев Центерпрайс… Так, журналисты из Рен-Тв, покиньте помещение, это всего лишь игра.
К сожалению, Центерпрайс прилетит не прям к нам, а к Великой Пирамиде — туда мы и отправляемся. Ну а там все по классике — в качестве последнего босса прибывает, увы, не сам Ментал, а один из генералов его армии — Угх-Зан III. Парень авторитетный, 100 метров ростом, умеет регенерироваться, а вместо рук у него — пушки. Так что сражение с ним легкой прогулкой не покажется. Вообще ИМХО это лучший босс во всех играх серии.
Схватка с ним разделена на несколько этапов, но заканчивается аннигиляцией космического быка с помощью Центерпрайса, и попаданием Сэма на борт оного. Дальше идет небольшая сценка, где Сэм звонит Менталу и наезжает на него. На этом и обрывается первая часть, чтобы продолжиться в…
Serious Sam: The Second Encounter
Наверное, самая любимая и почитаемая всеми часть франшизы. Я и не припомню, сколько часов было потрачено в свое время в игровухе за игрой во Второе Пришествие.
Формула игры самая что ни на есть классическая — берется первая часть, добавляется побольше монстров, парочка дополнительного оружия (из тех, что планировали запихнуть еще в первую часть, но не успели) и вносится побольше разнообразия в геймплейные ситуации. Идеальный сиквел готов. Хотя сиквелом это назвать трудно, скорее дополнение. Сейчас такое раздербанили бы на три ДЛЦ, по одному на каждую эпоху и продавали бы по 30 баксов за штуку.
А для русской аудитории бонусом можно взять Джигурду на озвучку, и Гоблина в качестве редактора текста и получить много продаж только за этих двух персонажей.
Про эпохи я упомянул не просто так — игра теперь делится на три кусочка, в каждом из которых, так сказать, своя атмосфера.
Начинается все с того, что в нашего героя врезаются… Разработчики игры, и его корабль падает где-то в Южной Америке. Там, кстати еще небольшая сюжетная дырочка, ведь временные промежутки Египта и цивилизации Майя не совсем совпадают, но… who cares?
Вообще эта часть стала намного шизофреничнее, чем предыдущая. Croteam явно не ограничивали себя в шутках и всяческих непотребствах, вроде боксерской перчатки бьющей в голову игроку, или гигантского камикадзе, появляющегося, когда подбираешь таблетку.
Врагов стало еще больше, боссы стали злее и разнообразнее.
Напоминаю, что Сэм гонится за Менталом, и крушение в леса в Южной Америки слегка затрудняет эту задачу. Но к счастью, совершенно случайно, неподалеку в кустах лежит рояль, который… Ладно, не рояль и не в кустах, а космический корабль в соборе. Его заботливые сирианцы припрятали как раз на случай крушения Центерпрайса.
Но от этого корабля мы находимся далеко не только в плане километров, но и в плане времени. Он как-то связан со священным Граалем, а до оного еще 400 лет. Не проблема! Сирианцы и это предусмотрели, разбросав по земле несколько порталов, которые позволяют перемещаться и в пространстве и во времени.
Не буду утомлять вас подробным описанием всех приключений Сэма в Южной Америке, а скажу лишь, что наш герой сначала находит некий хрустальный череп, а потом, пройдя через мясорубку из крутящихся, пружинящих и Ментал знает каких комнат, кладет этот череп на алтарь жертвоприношения.
Это действие вызывает первого босса игры — Кукл… Кукулькана. Он как бы добрый, и вообще к Менталу не имеет ни малейшего отношения. Кукулькан — древнее божество, которого сирианцы оставили охранять портал. Так что формально мы его даже не убиваем, а просто показываем свою силу и он, убедившись кто тут главный босс качалки, пропускает нас в следующую эпоху.
А именно в древний Вавилон. Этап очень красивый, но как по мне чересчур затянутый. По всем канонам у нас отбирают оружие, спасибо хоть трусы оставляют. И нож. И револьвер.
Мы продвигаемся по городу, но Грааль все еще далеко от нас во всех смыслах, так что нам нужно искать новый портал. Не нужно быть Кодзимой, чтобы понять, что первым делом стоит заглянуть в Вавилонскую Башню.
А в самой башне нас ждет явно не Иисус или божья благодать, а кое-что покруче — здоровенная робо-личинка.
Закидываем босса патронами, пока у него не отвалятся все конечности — и прыгаем в последний портал.
И попадаем в средневековую Польшу. Тут разработчики вообще разошлись — в этой эпохе всего три уровня, зато какие. Сначала мы попадаем в древний замок, будто сошедший со страниц какой-нибудь книги о вампирах. Игра даже заигрывает с хоррор элементами, правда все еще в своей юмористичной манере. В конце этого уровня мы находим книжку, где описываются некие маги Арк-Аля, которые живут в какой-то заснеженной деревушке, и точно знают о местонахождении Грааля.
Этот уровень прямо противоположен предыдущему. Яркие снежные пейзажи, а в каком-то моменте и вовсе начинает играть Джингл Беллс ремикс, переплетающийся с криками камикадзе и звуками минигана. Идеальный уровень, для прохождения в предновогоднюю ночь.
Постепенно мы спускаемся в подземную пещеру, а потом попадаем в небольшую крепость. И все это лишь для того, чтобы узнать, что Грааль украден Менталом.
И вот тот самый уровень, о котором думаю знают даже не фанаты Серьезного Сэма — Великий Собор. Мне кажется по совокупности эпичности, музыки, и общей атмосферы с ним не может тягаться ни один из уровней Серьезного Сэма, ни первого ни всех последующих. Смогут ли разработчики прыгнуть выше головы в четвертой части? Посмотрим.
Так или иначе описывать это словами смысла нет. Лучше скачайте игру и пройдите лишний раз этот отрезок. Серьезно, даже спустя почти 20 лет этот уровень (да и вся игра в целом) заходит на ура.
В конце мы по традиции приходим к боссу, в детстве я кстати думал, что это и есть Ментал, но нет, это не он. Это Мордекай Заклинатель, довольно приближенный к Менталу тип, но… Все еще не он. Да и битва с ним довольно скучная. После достаточно легкой победы, наконец-то находим Грааль, а вместе с ним и ракету, которая успешно доставляет нас… А хрен его знает куда. Ведь дальше нас ждет очень странная часть приключений Серьезного Сэма.
Serious Sam 2
Даа, эта часть вышла очень спорной. Видимо разработчики увидели, как сильно игрокам понравился уход в клоунаду во втором пришествии и тут они решили усилить её в 100 раз. Только вот как по мне — переборщили.
Игра изобилует всяческими сомнительного качества шутками и приколами, а стиль графики изменился кардинально. Если первая часть с дополнением ловко держали баланс между реализмом и стилизацией, то вторая ушла просто в очень мультяшную стилизацию. Хотя в целом у меня к графике претензий нет, все выглядит ярко и сочно, враги разлетаются на куски, пушки стреляют… Вот анимация уже не очень, но её не особо замечаешь за общим хаосом на экране.
Но ладно, вернемся к сюжету. Он тут как по мне вообще писался во время жесткого грибного трипа и представляет собой не особо связное путешествие Сэма по разным локациям. Ну, то есть почти как во втором пришествии, но ЭТО другое.
Сэма вытягивают некие сирианские консулы к себе. Они считают, что он — избранный и сможет победить Ментала. Но чтобы оного победить нужно собрать пять кусков амулета, которые раскиданы по разным планетам. Нашему герою и поручают это задание.
В общем-то и все. На этих планетах периодически происходит нечто вроде уничтожения огромного гориллы Кинг-Конга, и совместного поедания его вместе с местным племенем синих аватаров, или уничтожения столь же огромного зубастого сумоиста, который улетает от нас на воздушном шарике, а вообще выглядит так, будто сбежал из Сайлент-Хилла.
В итоге медальон вроде как собран и нам пора на Сириус к Менталу. Но не так быстро, котик. Сириус защищен мощным силовым полем. Чтобы пробить его — нужно воспользоваться некой пушкой, которая находится на спутнике Сириуса. В общем, десантируемся туда, убиваем орду врагов и запускаем пушку.
Мы вроде как должны были ворваться на Сириус с кучей союзников, но они слишком заняты перекличкой по рации (это очередная шутка разработчиков если что) и Сэм попадает на планету в одиночку, а луч пушки ослабевает и дыра закрывается. Но ему и не впервой, так что под нашим чутким руководством он сначала смертельным маршем идет по городу, а потом попадает в ловушку и проходит через некое смертельное шоу, где нужно как можно быстрее бегать от одной точки к другой, чтобы не умереть. Чем-то напоминает жизнь.
Каким-то образом союзные силы снова пробивают дыру в силовом поле, проникают на Сириус и спасают Сэма.
Ну и наконец финал. Мы оказываемся неподалеку от института Ментала, проходим через тучу врагов и финальное сражение нас ждет… С этим самым институтом. Вообще в свое время я где-то читал, что это как бы самый большой враг в играх на то время и все такое. Прикольно конечно, но все-таки увы, сражаться с пирамидой не очень то и круто. В общем да, в этой части финальный босс мне тоже не особо пришелся по душе.
После того, как мы с ним справляется, следует череда традиционных для этой части нелепых сценок — то голос Ментала говорит Сэму «Я твой отец», то оказывается, что у призвавших нас Сирианцев уже куча подобных амулетов и все как бы… Не имело смысла?
Ладно, знаете что, хоть в сюжетном плане эта игра очень сильно СОСЁТ, она все равно довольно веселая и разнообразная. Хоть и надоедает под конец.
Serious Sam 3: BFE
Название этой части расшифровывается как Before First Encounter, что должно навести вас на определенные мысли. Если все-таки не навело, то поясню — BFE это самый настоящий приквел, который расскажет нам о том, что было с Сэмом до первого пришествия, что привело его к Ключу Вечности и что будет если войти в каменную киску.
Эта часть — самая богатая на сюжет. Что не удивительно ведь когда она вышла без катсцен и драмы в играх уже было никак. И их тут достаточно.
Все начинается с того, что Сэм и еще несколько солдат летят в вертолете над пустыней. Периодически их пытаются схватить некие подземные черви, взглянув на которых Фрэнк Герберт перевернулся бы пару миллионов раз в гробу, но в целом это тут обычный рабочий день.
Из диалога персонажей мы узнаем, что в музее Каира есть какой-то ученый, который знает как запустить Ключ Вечности. Его охраняла команда Браво, но что-то пошло не так и связь с ними пропала.
Идиллия заканчивается, когда наш вертолет ловит ракету и Сэм ласточкой прыгает на крышу ближайшего здания. Вообще падающие вертолеты это фишка этой части игры.
Что поделать — приходится пробираться по улицам самостоятельно. По пути оцениваем масштабы разрушений и периодически отбиваем вражинам головы удачно найденным молотком.
Наконец добираемся до музея, и пройдя через множество уничтоженных экспонатов обнаруживаем, что ученого убили. К счастью, на его телефоне были данные, которые помогут нам понять, что делать дальше с ключом вечности. Сэм отправляет их в главный штаб, а его отправляют к точке эвакуации.
Но на земле слишком горячо (конечно, Египет же), и пилот вертолета никак не может совершить посадку. Но стоит нам пробраться чуть дальше, как вертолет сбивают, и нам после довольно сложного боя с механоидом приходится пройти чуть дальше и попробовать спасти пилота. Этим и займемся.
Увы, пока мы бежали, пилот посмотрел слишком много аниме, и летающая железяка обрела собственный разум и отрастила тентакли. Но Сэм предпочитает трехмерных женщин, поэтому разбирается с этим боссом вертолетом
Пока происходит все вышеописанное, нам сообщают, что данные расшифрованы и возможно какая-то еще информация о Ключе Вечности находится в тайнике под Великой Пирамидой. Вот только через саму Пирамиду туда не попасть, зато проход есть под Сфинксом. Сэма это не сильно смущает и он натурально взрывает каменную киску и проникает внутрь.
А там находит мумифицированного пришельца — скорее всего одного из Сирианцев. Лута с него немного — всего лишь некий браслет, с помощью которого можно открывать некоторые двери, и отсоединять от врагов ненужные им части тела.
С его же помощью мы открываем еще одну комнату в тайнике, в которой находятся голограммы с изображением Карнака и Люксора, и еще какие-то данные. Все это мы отправляем диспетчеру, а сами выходим на улицу, где нас наконец-то забирает вертолет, с пилотом-девушкой под именем Хеллфаер. В русском переводе её вроде как зовут Бомба. Она явно не прочь почистить стволы Сэма, но полет заканчивается достаточно быстро, ведь отосланные ранее данные расшифровываются и оказывается, что в Карнаке и Люксоре находятся генераторы, питающие ключ вечности, которые нам и предстоит включить.
После того как мы их включаем, миссия Сэма вроде как завершается. В прошлое собираются закинуть отряд Чарли, а наш герой отправляется на заслуженный отдых. Но нет. Помните я говорил про вертолеты? В общем, за нами прилетает еще один, а потом падает. Вместе с нами на борту.
Нам предстоит увлекательная пробежка в пустыне без оружия. По завершению этого марафона в награду мы получаем наушник и возможность узнать, что все мертвы, и отряд Чарли, который должен был отправиться в Ключ Вечности и Хеллфаер судя по всему тоже.
Потом трубку берет кто-то из прихвостней Ментала и говорит, что тот — залунит Сэма. Сэм в ответ лаконично обещает засунуть всем слугам Ментала свои яички в рот. Любит мужик это дело, что тут сказать.
Сэм, возможно, остается последним человеком на Земле, и его единственный шанс — это найти Ключ Вечности самостоятельно и отправиться в древний Египет.
Иии… Почти добегает, спустя несколько эпичных битв, но тут прямо перед ним возникает батя Угх-Зана III. Ну, вы помните, того бычары из первой части. Короче не будем особо рассусоливать, а просто пенетрируем это препятствие огромными металлическими ломами, и потом поджарим с помощью молнии и полетим в сторону Ключа Вечности на джетпаке. Ну а че вы хотели, это Серьезный Сэм.
Пока Сэм летит, он со скуки набирает Менталу — людей то на Земле не осталось. Но и сейчас трубку берет не он, а его дочь и говорит, что батя занят — уничтожает какую-то ничтожную планетку. Какую именно не говорит, но тут догадаться не сложно. Сэм оборачивается и видит, что Луна натурально летит в Землю. Теперь то стало понятно значение слов «залунит». Сэм быстро прыгает в ключ вечности и…
И все. Дальше начинаются события первой части игры. Круг замкнулся.
Спасибо, что прочитали этот текст. Я старался сделать его как можно менее скучным для прочтения, поэтому сокращал как мог, но не в ущерб фактам. Извините за возможные ошибки, писалось это ночью и возможно что-то упустил.
Сэм имеет особое место в моем сердечке — забеги в первого в игровухах начала нулевых, игра во второго в ужасном промтовском переводе, потом игра в пиратскую версию третьего с защитой от этих самых пиратов в виде неубиваемого скорпиона… Надеюсь, с новой частью Croteam не подведут и нас ждет как минимум крепкий экшен. Лично я предзаказал, благо цена более чем демократичная. А вы верите в успех Croteam в этот раз?
Надеюсь, я помог вам освежить в памяти сюжет Сэма, или хотя бы развлек. Лучшей благодарностью будет лайк и подписка на мой канал.