В последние годы культура аниме и манги постепенно захватывает весь мир. Уже не только в Японии, но и в странах Европы и Америки компании всё чаще создают оригинальные аниме и мангу, либо адаптации своих произведений в схожей стилистике. Взять к примеру недавний «Киберпанк: Бегущие по краю», аниме-сериал по польско-американской игре студии CD Project Red. Этот тренд не обошёл стороной и Россию, правда, не как форма для интерпретации уже существующих франшиз, а как форма изложения оригинальных историй. Руманга — явление относительно молодое, однако уже сейчас можно выделить несколько представителей направления: уже старенький Scary Masquer художницы под псевдонимом Akeema, «Тагар» Анны Сергеевой и Марины Приваловой (к ней мы ещё вернёмся позже), а также вдохновлённая работами Дзюндзи Ито «Панелька» Погадаева, Мышкиной и Чащиной.
Многие авторы русских комиксов вдохновлялись работами японских мангак, как сценаристы, так и художники. Наталия Девова, будущая сценаристка «Ликориса», как раз начинала свой творческий путь с создания манги, совместно со своей подругой, художницей из Винницы Алиной Ерофеевой, также известной в сети под никнеймом «Meissdes». К «Ликорису» мы вернёмся чуть позже, а сейчас предлагаю посмотреть на творческий путь сценаристки, это не будет лишним. Итак, пожалуй, наиболее заметная работа Наталии и Алины того времени — манга «Для блаженных и юродивых», с которой девушки участвовали в московском международном фестивале комиксов Коммиссия в 2011 году. Сюжет «Для блаженных и юродивых» повествовал о взаимоотношениях неуклюжего кошатника и девушки с жабрами. Вложенный в мангу труд дуэта оправдался: их проект победил в номинации «Манга». Такое портфолио наверняка поспособствовало принятию Ерофеевой в стан художников издательства Bubble год спустя.
Позже Алина позвала Девову присоединиться к ней и тоже устроится в Bubble. Девову приняли и первое время она писала сценарии по синопсисам, составленным уже имеющимися тогда сценаристами. Первыми её работами в рамках издательства стали выпуски комикса «Инок», а также «Инок против Бесобоя» — его кроссовер с другой серией издательства. Заработав доверие, Девовой стали предоставлять всё больше творческой свободы, что в конечном счёте вылилось в создание собственной серии, в которой она выступила как основной сценарист и автор. Этой серией стал «Экслибриум» — комикс, который на пару с «Бесобоем» претендует на второе место по популярности среди проектов Bubble после «Майора Грома».
Написание «Экслибриума» в какой-то момент стало основной работой сценаристки, она и до сих пор продолжает писать его — сейчас выходит второй том под названием «Жизнь вторая». Заниматься чем-то одним на протяжении нескольких лет весьма трудно, и видимо по этой причине Наталии дали возможность немного отвлечься от «Эксли» и поработать над другим проектом — мягким перезапуском «Красной Фурии» под названием «Союзники». Там ей довелось сотрудничать с уже упомянутой Мариной Приваловой, художницей, чей творческий стиль пронизан влиянием аниме, которое крутили в начале нулевых по федеральным телеканалам: «Сейлор Мун», «Летающий корабль-призрак» и «Принцесса Мононоке».
В 2017 году создаётся новый импринт Bubble Manga. Как несложно догадаться из названия, его назначение в том, чтобы выпускать мангу отечественных авторов в рамках издательства Bubble. Главой подразделения стала никто иная, как Марина Привалова. И само собой, после столь лестных отзывов о совместной работе с Наталией, неудивительно, что одним из проектов импринта стала авторская манга Девовой, «Ликорис». По сюжету произведения, своенравный маг Калина ищет пристанище для своего ручного демона Ликориса, которого он всячески холит и лелеет, а также изучает в научных целях. Тело для Ликориса Калина ищет на невольничьем рынке, однако привередливый демон жестоко расправляется с каждым из рабов. Достойной он выбирает шутессу Юлу, попавшую в рабство после не столь удачной шутки. Теперь девушке предстоит понять, как уживаться с Ликорисом, который постепенно захватывает контроль над её телом, а также найти способ сбежать из плена Калины, который удерживает её и калечит в целях изучения взаимодействия демона с человеческим телом.
Вот мы и здесь. Почему же было важно взглянуть на «Ликорис» через призму предыдущих проектов сценаристки? Потому, что манга во многом ощущается как апофеоз творческого стиля Девовой. Все те вещи, что характеризовали её сценарии, вроде жестокости и физиологичности, любви к котам и комичным главным героиням, — всё это в «Ликорисе» будто бы выкручено на максимум. Коты из «Для блаженных и юродивых» смещались с Соловьём из «Экслибриума» и получился Калина, главный злодей «Ликориса», а Юла, главная героиня истории, как-будто представляет собой следующую ступень эволюции протагонисток «Для блаженных и юродивых» и «Экслибриума». Словом, по манге сразу видно, что она именно авторская, и что Девовой предоставили полную творческую свободу. Ей даже позволили выбрать в качестве художника Константина Тарасова, одного из самых востребованных иллюстраторов в Bubble.
При работе над мангой Тарасов черпал вдохновение в работах мангаки Ёситаки Амано, творчеством которого увлекался с детства. Для оформления особняка Калины Тарасов в качестве референса использовал проекты архитектора Шехтеля Фёдора Осиповича, в частности спроектированный им особняк Рябушинского. Долгое время велась работа над созданием внешнего вида Калины. Из описания, которое сценаристка дала художнику, упоминалась только красивая внешность и снобический характер, с примечанием, что он может быть эльфом или мальчиком-котом. Девова не думала, что Тарасов воспримет всерьёз её предложение сделать Калину кошкомальчиком, однако в конечном итоге посчитала решение удачным. Отдельно обсуждалось, как много черт кота должно быть во внешности Калины. В конечном варианте остались только уши, хвост и клыки с когтями — это было сделано, дабы избежать схожести с другим героем комиксов Bubble, Пушем из серии «Метеора», обладающего более «звериным» обликом.
Наталия Девова описывала «Ликорис» как историю о том, каково жить с травмой, и что через страшные жизненные ситуации можно пройти, оставшись самим собой. Рабочим названием манги было «Хватка», но позже было решено изменить его на «Ликорис», так как оно больше подошло истории. «Ликорис» отличается от типичной манги: чтение идёт слева-направо, а не справа-налево, присутствуют цветные детали, обычно не используемые в исконно чёрно-белых японских комиксах. Наталия призналась, что не ограничивала себя рамками привычного формата и с самого начала планировала, чтобы «Ликорис» читался слева-направо и обладал цветными деталями. Это было сделано, чтобы выделить титульного демона Ликориса среди остального окружения, подчеркнув таким образом его «инаковость».
«Ликорис» был анонсирован в декабре 2021 года на фестивале поп-культуры Bubble Comics Con: аудитории продемонстрировали несколько страниц будущей манги и заявили, что ею будет заниматься Наталия Девова и Константин Тарасов. Выход манги, который состоялся в июле 2022 года, сопровождался активной пиар-кампанией: так, помимо презентаций и автограф-сессий, частого явления в пиар-кампаниях комиксов Bubble, каждый день в течение недели до выхода манги в официальной группе «ВКонтакте» издательство публиковало иллюстрации художницы Джамили Зульпикаровой с персонажами и атрибутами «Ликориса». При этом количество вещей на иллюстрации означало количество дней до даты выхода.
В целом, «Ликорис» получил положительные отзывы от критиков. Среди достоинств комикса назывались интересные персонажи, сеттинг фэнтези, иллюстрации, а также сюжет произведения. Неоднозначно была воспринят уход от некоторых привычных канонов формата манги. Как следствие, в сети начались споры о том, чем же считать «Ликорис»: чёрно-белым комиксом или цветной мангой. Сама Девова же не разделяла понятия манга и комикс, и считала, что такое деление существует лишь как маркетинговый приём. Так или иначе, произведение пришлось по душе и читателям: тираж первого тома был раскуплен за несколько дней с момента его выхода, а популярность проекта застигла авторов врасплох. И, как и любое коммерчески успешное произведение, в январе 2023 года, на Bubble Comics Con, был анонсирован выход второго тома «Ликориса». Он вышел совсем недавно, 25 февраля 2022 года, и если верить словам Девовой, которая изначально планировала только две главы для этой истории, то можно говорить о её завершении.
Если вам интересны подробности, которые не уместились сюда, можете прочесть мою статью на Википедии:
В свободное время я веду канал в Телеграме, куда выкладываю новости, интервью, статьи, а также рассказываю о вещах, которые мне интересны: игры, фильмы, музыка, литература, комиксы, дубляж и многое другое (@thehamachi).