Чудотворные горы. Гао Синцзянь

Чудотворные горы. Гао Синцзянь

Гао Синцзянь – франко-китайский драматург, прозаик, художник, фильммейкер и исследователь литературы, нобелевский лауреат 2000-го года.

«Чудотворные горы» — роман о паломничестве, пронизанный автобиографическими мотивами, метафизическое путешествие и краеведческий трактат с отсылками к истории Китая. Герою поставили ошибочный диагноз – «рак легких», — и, чтобы отгородиться от «настоящего» общества он решается на путешествие к горе Лишань в провинции Шэньси. Альтер Эго автора, также писатель, собирает истории и песенный фольклор, попутно исследуя территории бассейна реки Янцзы. В пути ему встречаются мужчины и женщины, одухотворенные старцы и даосы, отшельники и дети.

По структуре роман – модернистский, диалоги напоминают Беккетовские, размышления — прустовский поток сознания, а использование второго лица в повествовании — приемы Карлоса Фуэнтеса. Рассказ делится на части по лицам, в зависимости от того, кто выступает в роли рассказчика.

«Я» — повествование – лирические отступления с флэшбеками в детство и другие яркие периоды жизни героя. Воспоминания могут быть счастливыми или проникнутыми болью и страданием. Герой рассказывает о дяде, сестре, жене и детях, и пытается найти себя во взаимоотношениях с ними и миром.

«Ты»- и «Он» — повествование – две грани одного сознания. Реальность смешивается со снами и вымыслом. Сознание героя ведёт диалог иной раз с собой, в другой – со встречными попутчиками. Рассказчик часто повествует нам об истории Китая и делает краеведческие и мифологические отсылки к «Каталогу гор и морей».

«Ты»- и «Она» — повествование – рассказ о взаимоотношениях с женщинами, любви и сексе. Женщина – символ радости, удовольствия, боли и страдания. «Она» может быть реальной попутчицей или собирательным образом женского начала.

Все повествовательные лица рассказчика грани одного сознания, это могут быть мысли героя или стороннее наблюдение, перемещение от субъекта к объекту и обратно. Но неизменной остается паломническая цель рассказчика – гора Лишань – символ обретения свободы и внутреннего покоя, переосмысление своего «Я» и своего нового состояния. А, если нет согласия с собой, то духовное путешествие – вполне оправданный выбор.

 

Источник

Читайте также