В новом дневнике разработки Encased мы исследуем феномен «Русского Фоллаута», его первых представителей и наследников. Разбор доступен в двух форматах: текстовом и видео, выбирайте удобный вариант. И не забудьте поделиться своим мнением в комментариях.
Сейчас мы работаем над Encased — изометрической RPG в сеттинге научной фантастики и постапокалипсиса. В нашей игре вам предстоит путешествовать по изолированной от внешнего мира территории, сражаться с рейдерами и участвовать в противостоянии нескольких воинствующих фракций. Бункеры, пустоши, гиены с пулеметами на спине и масса аномалий, накладывающих неожиданные эффекты на прохождение — все это уже в раннем доступе.
Игроки часто называют Encased русским Fallout, потому мы решили вместе с вами разобраться в вопросе, выделить самых ярких представителей жанра и постараться ответить на вопрос: станем ли мы той самой игрой?
Как же появился сам термин «Русский Фоллаут» и почему именно на постсоветском пространстве так сильна идея создать духовного наследника одного из самых ярких постапокалиптических миров?
Первые две части серии Fallout вышли как раз в конце девяностых, когда в оправившейся от распада СССР России стали появляться первые домашние компьютеры. Они перестали быть роскошью, доступной только ученым, хотя еще и не успели стать массовым явлением. Именно на этих компьютерах подростки девяностых стали проходить десятки пиратских игр, одной из самых легендарных среди них стала вторая часть Fallout.
Обескураживающая свобода действий, захватывающий сюжет и огромный открытый мир будоражили умы начинающих геймеров, а атмосфера постапокалипсиса особенно хорошо сочеталась со страной только что вышедшей из коммунизма. Школьники, ещё вчера исследовавшие заброшки, встретили виртуальный мир, который напоминал им привычное окружение, только более загадочный. Кроме прочего, в мире Fallout судьба СССР упоминалась лишь всколльзь, обеспечивая огромный простор для фантазии о событиях в Восточной Европе. Потому, едва набравшись навыков программирования, игроки поспешили создавать собственный миры, основанные на истории ядерной войны и радиоактивных пустошей. Так появлялись первые фанатские модификации.
Фанатские модификации
Все началось с модов, где начинающие разработчики добавляли новые квесты, оружие и персонажей. Работало все плохо. Даже для того, чтобы запустить такую модификацию, нужно было уметь обращаться с файлами игры, но истинных фанатов это не останавливало.
Набравшись опыта энтузиасты взялись за более масштабные проекты, основанные на оригинальном движке игры. Отмена Fallout Van Buren и смерть классической серии, с выходом слишком сильно изменившейся третьей части от студии Bethesda, лишь подстегнули желание модификаторов развивать любимую игру и создать собственные полноценные проекты.
Fallout Of Nevada/Sonora
Так появился один из самых популярных фанатских модов Fallout Of Nevada. Сперва проект создавался одним человеком, который вскоре собрал целую команду, работавшую над игрой. Хотя все разработчики и живут в СНГ, сюжет разворачивается на той же территории, что и предыдущие две части игры.
Модификация получила отличные оценки аудитории и пользуется большим успехом не только в России но и за рубежом. Визуально неотличима от первых частей и использует многие оригинальные локации, однако сюжет и квесты в большой степени самостоятельны.
В 2020 году команда выпустила продолжение Fallout Sonora, которое так же, как и первая часть мода, полностью выполнена на движке оригинального Fallout. Модификацию хвалят за квесты, крепкую историю и дух того самого Fallout.
Olympus 2207
Фанатский мод от Российских разработчиков Олимп 2207 перерос в самостоятельную игру на движке оригинального Fallout.
Над проектом работала команда энтузиастов, создавших собственную историю и вселенную лишь вдохновленные оригинальной игрой. Это скорее фанатский проект, впитавший дух оригинального Fallout, чем коммерческий продукт, но с самостоятельным сюжетом и даже изменившимся визуальным стилем. В сюжете постапокалипсис переплетается с антиутопией.
Fonline
Еще один проект, начинавшийся с энтузиаста-одиночки, который смог перенести оригинальный Fallout на мультиплеерный движок. На старте проекта упор был сделан на кооперативное прохождение, тем не менее вскоре акцент сместился на PVP сражения в онлайн формате на карте оригинальных частей Fallout.
Игрок может выбрать фракцию, к которой примкнет, а также пройти довольно большую сюжетную кампанию. Тем не менее главный упор в игре сделан именно на сражения между игроками.
Самостоятельные проекты
Дело не ограничивалось фанатскими модификациями. Появлялись профессиональные студии и издатели, которые создавали игры, основанные на оригинальных историях.
Так российский игропром достаточно часто стал выпускать проекты так или иначе напоминающие оригинальные части Fallout, но уже полностью самостоятельные. Многие команды разработчиков из объединенных идеей энтузиастов превратились в коммерчески успешные инди-студии, выпускающие собственные игры.
Один из таких проектов — Санитары Подземелий, самостоятельная игра, взявшая за основу книгу Пучкова «Гоблина». И в сеттинге, и в механиках, и графике чувствуется наследие Fallout. Хоть в мире игры апокалипсис не случился, а события разворачиваются на планете-тюрьме, знакомые черты сохранялись, переплетаясь с огромным количеством специфичного юмора, воровских понятий, неоднозначных персонажей и не слишком сильной даже для своего времени графикой.
Игра была успешна, и вторая часть не заставила себя ждать, даже стала стала более технически продвинутой, а ролевая составляющая получила значительное развитие. Тем не менее широкой мировой известности проект не получил, хотя и обзавелся локализованным для западных стран названием Planet Alcatrass.
ATOM RPG
Самый крепкий пример последних лет — ролевая игра не скрывающая духовную связь с первыми двумя частями Fallout. Ее главное отличие, которое позволило покорить сердца игроков особенно на постсоветском пространстве: действие разворачивается в СССР, пережившем ядерный апокалипсис. Отсюда и множество артефактов, знакомых каждому: типичная советская застройка, знакомые автомобили и сотни отсылок к советской культуре.
Стоит отметить, что критики и сообщество весьма тепло встретили ATOM. А сейчас игра считается чуть ли не эталонной в жанре. Много юмора, сатиры, отсылок и иронии, персонажи не стесняются пользоваться воровским жаргоном. Разработчики уже успели выпустить в ранний доступ прямое продолжение Atom RPG Trudograd с новым сюжетом и обновленной графикой.
Insomnia the Ark
Самый необычный проект в нашей подборке. Мрачный апокалипсис в космосе. Действие игры перенесено на космическую станцию в далеком будущем, пустоши сменяются коридорами, провоцирующими клаустрофобию, а пошаговые бои уступают место поединкам в реальном времени. Тем не менее с точки зрения ролевого отыгрыша, развития персонажа и мрачной апокалиптической атмосферы, Insomnia очевидно демонстрирует идеологическую близость к ранним Fallout. Самые высокие оценки получает атмосфера проекта, основанная на уникальном мире, поделенном на классы, антиутопичном и чертовски мрачном.
Что насчет Encased?
Какое место в сердцах аудитории мы бы хотели занять? Конечно мы вдохновляемся ранними играми серии Fallout, ведь вместе в захватывающим сюжетом и до мелочей продуманным миром они дарили и огромную свободу действий, которая запомнилась игрокам: нелинейное прохождение, масса отсылок к популярной культуре. Fallout — это великая игра, но у нас свой путь.
Encased развивается в собственной вселенной, которая хоть и вдохновлена другими постапокалиптическими мирами, но действует по индивидуальным правилам.
Если оригинальный Fallout взял за основу американскую культуру, а российские проекты вдохновляются наследием СССР, то мир Encased показывает очень эклектичное общество из множества национальностей, профессий и взглядов. Купол объединил ученых, военных, клерков, бывших заключенных и инженеров, всем им предстоит строить новый мир, который будет сложным и от того более ярким. Кроме того, в игре присутствует множество аномалий, глобально влияющих на геймплей. А визуальный стиль делает акцент на ретрофутуризме 70-х. А технологии Праотцов, цивилизации создателей Купола, подарили миру аномалии, способные повлиять на геймплей самым неожиданным образом.
Encased — это не новый русский Fallout. У нас собственный путь и собственное видение, которое, как мы надеемся, найдет отклик в сердцах всех фанатов ролевых игр.
Мы ориентируемся как на классику, так и на современные проекты в нашем любимом жанре такие как Divinity original Sin, Pillars of Ethernity и Pathfinder Kingmaker. А еще огромное внимание уделяем мнению сообщества проекта, поддержавшему нас на всех этапах разработки. Ориентируясь на поведение игроков, мы подстраиваем локации и игровые механики, чтобы подарить геймерам новый захватывающий опыт.