Что происходит с «Майором Громом» — визит на съёмочную площадку и большое интервью с создателями

Почему фильм «перезапустился» прямо в процессе производства, и чего ждать от Bubble Studios спустя год молчания.

Судьба «Майора Грома» — первого фильма по комиксам российского издательства Bubble, — до недавнего времени была покрыта тайной. Изначально выход картины был запланирован на октябрь 2019 года, но с 2018-го практически никаких новстей о проекте не было.

Лишь несколько месяцев назад стало известно, что проект «перезапустился» прямо в процессе производства: сменились и режиссёр, и сценарий, и вся съёмочная группа, и даже исполнитель главной роли. Мы отправились на съёмочную площадку обновлённого «Майора Грома» и подробно обсудили судьбу фильма и его нынешнее состояние с ключевыми лицами студии.

Артём Габрелянов, продюсер, основатель издательства Buuble — о «перезапуске», смене тона и политических темах

В октябре вы объявили, что проект по факту перезапускается. Сменился весь основной каст — продюсеры, режиссёр и даже техническая команда. В последнее время вы обычно отшучиваетесь в ответ на такие вопросы. Можете всё-таки поподробнее рассказать, что происходило за последние годы?

Я бы не сказал, что я отшучиваюсь, просто как-то не было таких прямых конкретных вопросов. Нам нечего скрывать. Мы долгое время разрабатывали проект, в какой-то момент поняли, что он движется несколько не туда, и приняли решение сменить всю съёмочную группу и переписать сценарий. На самом деле, проект рождался в больших муках.

Сейчас идут съёмки, у нас сегодня 72-я смена. Это довольно много для кино. Комедии какие-нибудь обычно снимают смен за 30.

Что касается того, что произошло: в какой-то момент мы поняли, что нам не нравится то, что получается. Сюжет, концепты, ещё что-то. Хорошо, что мы это поняли на этапе пре-продакшена, а не как, например, в случае с «Отрядом Самоубийц», который уже по итогу перемонтировали, и получился совершенно другой фильм. А у нас была возможность всё подправить, подкорректировать и сделать совершенно новую версию фильма. Хорошо, что мы к этому пришли до начала производства.

Из-за этого у нас всё и затягивалось: мы не были до конца уверены, что двигаемся в правильном направлении. Помимо этого, мы долго сомневались, разрабатывать и снимать фильм на русском языке, для российской аудитории, или попытаться сделать зарубежный проект. У нас были предложения от известных американских продюсеров, которые сейчас находятся под разными обвинениями, в том числе в харассменте.

Ого, от тех самых?

Да. Там были предложения из разряда: давайте всё это сделаем на Netflix, на английском языке. Но пообщавшись с этими людьми в течение целого года, мы поняли, что нам не удастся сохранить вообще ничего русского, если проект полностью встанет на рельсы англоязычной версии. Собственно, поэтому у нас и был такой немножко странный тизер с мальчиком на скейтборде. Он был рассчитан именно на тех людей, которые нам предлагали снимать для зарубежной аудитории, для Голливуда.

Что происходит с «Майором Громом» — визит на съёмочную площадку и большое интервью с создателями

Вы говорили, что «выбрали родные берёзки», и что теперь фильм ориентирован на российскую аудиторию. Оставили ли вы надежду на международный рынок? Насколько вы надеетесь на успех за рубежом?

Как человеку, которому близко творчество, мне хочется верить, что меня поймут не только мои земляки, но и иностранцы. Думаю, эта тема близка всем людям во всём мире: тема справедливости. Насколько далеко можно заходить в своих действиях, чтобы наказывать преступников; насколько допустима жестокость.

Сейчас вообще во всём мире развлекательного контента уже практически не осталось границ. Мы видим, как многие российские производители сериалов совершенно легко, без преград получают зарубежную аудиторию, продавая свои проекты на Netflix. И я выпустил бы «Майора Грома» на Netflix, даже за какие-то смешные деньги.

В первую очередь хочется просто рассказать эту историю. Не заработать какие-то безумные деньги, купить себе яхту, остров, а именно поделиться теми мыслями, которые мы заложили в этот фильм.

Насчёт того «странного», как ты сказал, тизера с мальчиком: правильно ли будет сказать, что он снимался отдельно от основного фильма, как этакая короткометражка? Или он был частью того, что вы уже успели снять?

Нет, он снимался отдельно на английском языке. Это был своего рода питчинг для зарубежных продюсеров, которые проявляли интерес к фильму на тот момент.

Но, как я уже сказал, нам было поставлено условие, что Майор Гром у нас теперь будет Джоном Тандером, например, и ничего общего с российской действительностью это уже иметь не будет. Место действия перенесётся в Нью Йорк, или ещё куда-то. Нам так не хотелось, и поэтому мы в итоге с большим мучением отказались от этой идеи.

Да, естественно, мы снимали всё это отдельно, но из-за этого тизера перешёл в полнометражный фильм замечательный артист — Олег Чугунов. Он у нас играет довольно важную, значимую роль в фильме. Я очень рад, что мы с ним тогда познакомились и работаем.

А как в таком случае связаны между собой текущий фильм, короткометражка, тизер? Они существуют в разных реальностях или между ними есть какая-то связь?

Да, мы решили поставить рекорд по ребутам, обогнав даже DC. Поэтому у нас ребут основной вселенной произошёл даже до старта основной вселенной.

Мы не будем считать каноном короткометражку и тизер, но какие-то вещи оттуда, какие-то наработки, идеи, персонажи, обязательно перейдут в полный метр. Я бы считал это этаким полигоном для тестирования.

В чём заключаются основные различия между двумя версиями «Майора Грома»? Между той, которую мы уже никогда не увидим и той, которую вы сейчас снимаете.

Тяжело сказать. Сейчас у сценария уже тринадцать драфтов, и они не отличаются друг от друга одним переписанным абзацем: в них всё кардинально переписано. Могу сказать, что в фильме появилось гораздо больше интриги. Я бы не стал использовать слово «триллер», но фильм стал захватывающим.

Главное отличие как от фильма, который мы когда-то пытались сделать, так и от комикса, в том, что мы кардинально переработали всю историю Чумного доктора.

Личность Чумного доктора у нас до сих пор держится в тайне — изготовлено пять костюмов для разных людей. Сцены, когда он без маски Чумного доктора, мы снимаем с разными артистами, чтобы даже съёмочная группа не понимала, кто он на самом деле. Нам хочется сохранить эту интригу до последнего даже для людей, работающих на съёмочной площадке. Это как в сериале Lost было, когда сняли несколько разных вариантов смертей артистов, чтобы было непонятно, что войдёт в монтажную версию.

Можешь рассказать чуть подробнее о решении выбросить из сценария аллюзии на современную политическую действительность? Можно по-разному к этому относиться, но ведь этот элемент всегда присутствовал в «Майоре Громе» в той или иной степени.

Опять же, я очень рад, что мы выпустили и короткий метр, и тизер, потому что они дали нам возможность за сравнительно небольшие деньги обкатать какие-то спорные вещи. Мы смогли их протестировать и понять, стоит вообще заходить на эту территорию или нет.

Есть пословица: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Мы как раз последовали этому правилу: потестировали и поняли, что нам очень не хочется влезать в эту скользкую тему. Никогда в жизни у тебя не получится удержать баланс между одной стороной и другой. В любом случае, люди, которые на одной стороне, будут видеть все признаки того, что ты находишься на противоположной стороне, и наоборот. И ты никогда в жизни не сможешь доказать, что ты занимаешь какую-то серую, нейтральную позицию. Даже в политической системе центристам всегда достаётся больше всего, потому что все их считают какими-то такими мутными чуваками, которые не могут определиться. Их ненавидят и левые, и правые.

Мне всегда хочется наблюдать за ситуацией над схваткой, а не пытаться занять какую-то одну из двух сторон. Потому что во всех конфликтах у каждого своя правда, и плюсы есть и на одной стороне, и на другой.

И поэтому [мы и приняли такое решение], — чтобы нас не обвиняли в ангажированности и со стороны властей, и со стороны оппозиции, и чтобы нас все в итоге не ненавидели. Нам в первую очередь хочется рассказать историю о допустимости жестокости в деле наказания людей, которые преступили закон и не понесли за это ответственность. Как там было у Толстого, стоит ли весь мир слезинки одного ребёнка (выражение из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» — DTF).

Я не хочу, чтобы у нас было, например, как в своё время с той же «Матильдой», когда про фильм вообще все забыли и обсуждали только скандал.

У нас в фильме есть Чумной доктор, люди, которые его поддерживают, у нас есть полиция, — как такая иммунная система организма, которая борется с преступными элементами в лице Чумного доктора. Но политического столкновения у нас нет.

Если вы уходите от темы политики, останется ли тема соцсетей?

Да, у нас есть Сергей Разумовский, у нас есть его соцсеть «Вместе».

Точную дату премьеры «Майора Грома» вы объявили практически в тот же момент, когда Павел Дуров устроил акцию против блокировки Telegram с бумажными самолётиками.

Да, как говорит Сергей Дружко: «Хайпанули немножко».

Во-первых, было ли это действительно полным совпадением? То, что Павел Дуров использовал тактику из тизера «Майора Грома»? Во-вторых, почему вы в тот момент приняли решение анонсировать дату премьеры? Было ли это спонтанным решением, принятым из-за хайпа?

Я знаю точно, что Павел Дуров знает про комикс «Майор Гром», знает про то, что образ Сергея Разумовского был частично построен на его личности. И я не думаю, что это совпадение, я думаю, что ему очень понравилась идея. Мне бы хотелось в это верить.

Что касается того, почему приняли такое решение. На тот момент мы были уверены, что фильм выйдет в этот срок. Потом начались, собственно, проблемы.

То есть, это было до всех этих переписываний?

Да, а потом начались, собственно, эти сомнения, вопросы, проблемы. Мы должны были начать производство фильма прошлым летом, у нас по ряду причин это не получилось. И слава богу, что не получилось. И сейчас мы заканчиваем производство.

Можешь рассказать, что произошло между вами и Владимиром Бесединым? Владимир фактически был лицом проекта, он постоянно рассказывал о нём в интервью, с большой уверенностью говорил, что у вас полностью совпадает видение, что у него полная творческая свобода, и вот, неожиданно, его в проекте нет. Можешь рассказать эту историю?

Да, конечно. Ну я бы не назвал это историей. Мы не ругались, мы не ссорились, мы продолжаем общаться, — вот, буквально на прошлых выходных виделись. Просто в какой-то момент мы поняли, что у нас немножко отдаляются точки зрения на то, каким должен быть финальный результат.

У Вовы потрясающее визуальное видение, чувство вкуса, стиля, но нам захотелось больше не про визуал, а про историю. И как раз в том, что касается истории, у нас кубик Рубика не сложился. Мы просто оба это в какой-то момент поняли. И мы сели, поговорили просто, и поняли, что друг друга мучить больше нет смысла.

Многие активно ждут полнометражного «Майора Грома» в том числе из-за короткометражки, которую снял Беседин. При этом практически никто из тех, кто её снимал, над новым фильмом не работает. И у многих возникает вопрос: ждать ли чего-то подобного, и ждать ли чего-то настолько же качественного?

Всем, кто ждёт «Майора Грома», который был в короткометражке, я могу сразу сказать, что точно такого же не будет. Это другой режиссёр, другая команда, другое видение. А у Владимира Беседина, насколько я знаю, сейчас начинается работа над его собственным фильмом с Юрием Колокольниковым, и вот там он оторвётся по полной программе. У него всё в этом плане отлично.

Если вы хотите получить такого же визуального буйства и безумия, то сейчас вышел фильм 6 Underground от Майкла Бэя. И я считаю, что Владимир Беседин наиболее близок вот к этому зубодробительному экшену и визуальной красоте.

Насчёт «Майора Грома», который сейчас снимается. Я рекомендую посмотреть фильм «Лёд» [нового режиссёра «Грома»] Олега Трофима. Олег — замечательный человек, потрясающий и талантливый режиссёр, который умеет точно бить в эмоции и хорошо и грамотно рассказать историю.

У нас потрясающий оператор — Максим Жуков. Он мне однажды сказал одну интересную вещь. Я говорю: «Максим, как ты классно, красиво снимаешь». Он говорит: «Это, на самом деле, оскорбление — говорить такое оператору. Потому что оператор должен так снимать, чтобы грамотно рассказать историю. Просто на красоте далеко не уедешь». И мне это очень сильно запало в душу.

Я могу сказать, что фильм будет и красивым, и насыщенным событиями, эмоциями, персонажами: это то, чего многим недоставало в короткометражном фильме. Мы учли все ошибки, все вопросы, которые нам задавались и очень много вложили в персонажей, в историю их взаимоотношений, в интригу.

Если вам понравился комикс «Майор Гром», вы обязаны посмотреть фильм «Майор Гром». Если вам понравился короткометражный фильм «Майор Гром», вы тоже обязаны его посмотреть. Потому что он будет сочетать в себе все лучшие стороны каждого из форматов.

Насчёт смены всей съёмочной группы, — предположу, что это связано, собственно, со сменой режиссёра, и идёт в комплекте? Или тоже были какие-то творческие разногласия?

Да, режиссёр работает с определённой командой.

Насколько я представляю, издательство Bubble не зарабатывает достаточно денег, чтобы финансировать такие масштабные проекты.

Ну, издательство Bubble зарабатывает достаточно, чтобы издавать комиксы. Но да, понятное дело, что финансирование фильма — это совсем другие затраты.

Поэтому вопрос: кто финансирует Bubble Studios? Если вы можете рассказать.

Ой, нет, это я не могу, к сожалению. Это нет.

Тогда другой вопрос: насколько от успеха или провала «Майора Грома» будет зависеть судьба Bubble?

Хороший вопрос. Я скажу так: в случае успеха мы бы хотели запустить ещё больше разных форматов и фильмов, и, может быть, даже сериалов. А в случае провала издательство не закроется, но на ближайшие пять-шесть лет мы точно забудем о попытках дальнейших экранизаций. Поэтому всех, кому не безразлична наша судьба, я бы попросил нас поддержать. Не ждать обзора BadComedian, не ждать торрентов, а прийти и посмотреть.

Мне бы хотелось, чтобы люди всё-таки пошли в кино не потому что, мол, «приходи, а то мы обанкротимся», а чтобы им самим это было интересно.

Вы ещё очень давно говорили о планах на киновселенную, причём с уверенностью. Владимир Беседин как раз в интервью говорил, что вы планируете пробежать марафон со скоростью спринтера, и снять много новых фильмов за короткий промежуток времени. Было ли это ошибкой?

Я бы не сказал, что это было ошибкой, у нас остаются эти планы, просто сейчас мы действуем размеренно. Я думаю, что в Marvel не дураки сидят, раз они всё это делали так плавно. История киновселенной DC научила нас тому, что не нужно делать таких резких движений.

Вы недавно объявили о сотрудничестве с «Яндексом» и «Кинопоиском». Речь идёт только об эксклюзивных правах на показ, или о чём-то большем?

Я бы не назвал это эксклюзивными правами на показ, потому что мы, естественно, покажем фильм в кинотеатрах. После завершения проката мы на определённый срок отдадим «Майора Грома» на эксклюзивный показ «Яндексу», и у нас с ними ещё будет совместная промо-кампания. И в зависимости от успеха этих двух вещей мы будем обсуждать дальнейшее сотрудничество в более масштабном формате.

Может быть это будет сериал. Может быть это будет совместное производство кино. Мы не хотим давать больших обещаний на таком этапе: мы хотим развивать всё постепенно.

Действие комикса и фильма происходит в Санкт-Петербурге. Мы сейчас в Москве. Где снимается большая часть фильма?

Большая часть фильма снималась в Санкт-Петербурге — пятьдесят смен. Примерно в два раза меньше у нас в Москве — это всё интерьеры, павильоны. Все улицы снимались в Санкт-Петербурге. Мы перекрывали Дворцовую Площадь, на очень многих улицах снимали кучу всяких экшен-сцен, аварий, стрельбы. На огромном перекрёстке у нас броневик пробил автобус.

Этот фильм — про Санкт-Петербург. И нам хочется показать Санкт-Петербург таким местом, которым мы его видим. Это замечательный город. Не какая-то там туристическая помойка, а величественный классный город, в котором могут твориться немного необычные вещи. Это что-то типа Готэм-сити, только более красочного, яркого и жизнерадостного.

Насколько вы близки к завершению съёмок?

Довольно близки, мы должны закончить уже в конце декабря. Подходим уже к финишной прямой, осталось совсем чуть-чуть, меньше десяти смен. Все уже на низком старте, чтобы закончить съёмки на позитивной ноте. Немножко устали, но как без этого.

Когда ждать новых тизеров и трейлеров — уже настоящих?

Конечно, что-то хочется выпустить к концу съёмок. Что-то такое, чтобы люди понимали, что мы не пропали опять на долгий промежуток времени. Что работа идёт и всё продолжается. Так что, я надеюсь, в ближайшее время мы чем-то удивим.

Кстати говоря, почему вы пропали на такой долгий промежуток времени?

Как я и говорил: муки творчества, переработка, переписывание. Мы почти целый год потратили на переговоры с зарубежными продюсерами, на поездки в Штаты, на общение. У меня столько историй накопилось, которые я не могу на камеру рассказать. Могу сказать так: всё, что говорят в Голливуде по поводу этих людей — это всё правда.

Многие просто за это время уже начали даже сомневаться в существовании проекта…

Да, но, как сказал Марк Твен, «слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Понятно. Тогда два связанных друг с другом вопроса: был ли когда-либо момент, когда вы сами сомневались в том, что проект выйдет? И второй, как ты считаешь, повредило ли это долгое время молчание репутации «Майора Грома»?

Нет. Я считаю, что, во-первых, репутации проекта повредил бы выпуск фильма, который нам самим не понравился бы, — сырого, неинтересного, недокрученного местами. А то, что мы молчали, ну, с кем не бывает? Я считаю, что если тебе нечего рассказать, лучше промолчи, за умного сойдёшь.

Про то, были ли сомнения. Нет, сомнений не было, была постоянная работа над историей, над героями, над концептами. Всё это продолжалось очень долгое время.

У меня были, конечно, моменты в которые я просто не мог смотреть на сценарий, потому что там уже десятый какой-нибудь драфт, и я такой: «Господи, ещё раз переписывать, ещё переделывать». Но это всё того стоило, и я надеюсь, что все оценят.

Как происходил процесс переписываний и переделок, о которых ты говоришь? Что-то не нравились лично тебе, или у вас..

Нет, у нас есть творческая группа. Вот Роман Катков, наш главный редактор издательства. Михаил Китаев — человек, который причастен практически ко всем крупнейшим фильмам последних лет. Он был исполнительным продюсером на «Т-34», на фильме «Лёд», на фильме «Притяжение». Все эти фильмы собрали огромную сумму денег — у всех больше миллиарда. Человек опытный, понимает что как. У него видение истории совпадает с нашим, и поэтому у нас так всё хорошо получается.

Вы делаете ставку на молодых, не очень опытных актёров.

Я бы не сказал «неопытных», я бы сказал — не очень известных. Это другое. Потому что Тихон Жизневский (исполнитель роли Майора Грома — DTF) — потрясающий актёр, он играет в театре, он играет в кино. И он очень опытный. Просто на наше счастье, у него не такой замыленный образ, как у некоторых представителей кино в России.

За этим стоит скорее желание сэкономить или..

Нет, это желание открыть новые лица. Чтобы не было такого, что сегодня ты видишь, что он космонавт, завтра он завоеватель в средних веках, потом он борец с инопланетянами в будущем, а теперь он Майор Гром.

В 2017 году вы говорили, что хотели бы сделать игру про Майора Грома в поддержку фильма, и даже искали разработчиков. Есть ли какие-то подвижки?

Да, мы активно копаем в этом направлении, я бы так сказал. Что-то обязательно будет. Либо в рамках промо-кампании, либо что-то более самостоятельное. Но работы ведутся.

Черпаете ли вы вдохновение из других супергеройских фильмов? И если да, то каких?

Как любой творческий человек, я черпаю вдохновение в других форматах, в других произведениях, — это кино, книги, комиксы, мюзиклы, видеоигры.

Мы черпаем вдохновение, но прямых заимствований у нас нет. Я даже больше скажу, нам уже две шутки пришлось вырезать из фильма, потому что ровно такие же шутки были в фильмах Marvel.

В каких, интересно?

Одна из шуток была в «Новом Человеке-пауке». Вот прямо один в один. Конечно, я порадовался, что мы мыслим на том же уровне, что сценаристы Marvel, но немножко расстроился, что мы не первые.

Вопрос к тебе как к продюсеру и как к человеку, который занимается изданием комиксов: возможно ли в России построить что-то подобное Marvel по популярности — хотя бы на локальном уровне? Или всё-таки тот факт, что на территории России комиксы не были популярны, по крайней мере, в последние сто лет, всё-таки этому помешает?

Нет, конечно, не помешает. Мы хотим стать такими же; стать людьми, которые поднимутся на определённую высоту в этом формате. Мы стремимся к этому, и я уверен, что нет абсолютно никаких преград.

Олег Трофим, режиссёр — о смене тона, экшене и «альтернативном» Петербурге

Ты обычно занимаешься проектами другого плана. Можешь рассказать, чем тебя зацепил «Майор Гром»? Ну и вообще, как ты оказался на этом проекте?

После выхода в сеть тизера и короткометражного фильма.. Да как его? Ну, Вова!

Беседин?

Да, забыл фамилию. Да, после Вовы Беседина «Гром» прогремел. И конечно, это действительно был выдающийся результат. Короткометражка получилась выдающейся, и все в индустрии о ней говорили. О том, что есть такой проект — «Майор Гром», — что есть такая тема. Что, оказывается, есть комиксы.

Тогда я ещё был на пре-продакшене своего первого фильма «Лёд». Мы увидели этот фильм вместе с нашим исполнительным продюсером Мишей Китаевым и подумали: «Блин, класс. Надо комиксы снять». А потом спустя несколько лет Миша как раз и обратился с таким предложением.

Отказаться было бы, наверное, глупо, потому не так много вокруг действительно свежих, интересных идей. А фильм по комиксам, и особенно по комиксам Bubble — это что-то свежее. Здесь много интересных задач, необычные герои. С точки зрения рассказа истории — это что-то новенькое, что-то интересное. Поэтому, конечно, сомнения были недолгими.

Насколько я понял из общения с Артёмом Габреляновым, стилистика фильма очень существенно изменилась по сравнению с короткометражкой Беседина. Можно сказать, что именно за этим тебя и позвали?

Я не думаю, что меня позвали именно за тем, чтобы стилистика изменилась. Но это правда: мы с Вовой совершенно разные режиссёры по внутренней наполненности. При том, что я дико уважаю то, что он делает. Мне интересно, правда, и я считаю, что это круто. Но мы совершенно разные.

У Артёма не было задачи снять фильм ровно так, как была снята короткометражка. Ему важно было рассказать историю. Артём не знал, какой я рассказчик, — наверное только догадывался по каким-то небольшим работам и по фильму «Лёд», — хотя он имеет мало отношения к тому, как мы снимаем «Майор Гром» сейчас. Артём пошёл ва-банк, доверился нам. За что я ему благодарен, конечно.

Конечно, теперь это совсем другая история. Короткометражный фильм — это был экшен, целиком и полностью. А для нас главная задача — рассказать о героях, об их взаимоотношениях; создать образы персонажей, которых зритель полюбит не за экшн-сцены.

Ну и к тому же нам хотелось сделать прямо кино-кино, а не какой-то экшен-блокбастер. Планы у нас гораздо длиннее, диалоги обширные достаточно, множество героев. И это всё подсказало такую стилистику.

Мы сильно ушли от изобразительного решения, которое Вова со его командой нашли в предыдущем фильме. Артём какое-то время ещё приезжал на съёмки, говорил: «Ребята, давайте сделаем Петербург солнечным, светлым, ярким». А мы с Максмом Жуковым — это наш оператор, — не особенно про яркие картины. Посмотрите — я даже сейчас в чёрном. Артём, наверное, не обратил на это внимания на нашей первой встрече. В этом была его ошибка.

В сценарии было много ночи, потому что Чумной Доктор совершает свои преступления по ночам. Игорь Гром по ночам вынужден думать и искать решения сложившейся ситуации.

Здесь больше Готэма, чем солнечного Петербурга, который придумали ребята в предыдущем коротком фильме.

Если говорить о разных Петербургах. Вы в ответ на многие вопросы говорите, что это альтернативная Россия, альтернативный Петербург, альтернативная история. Можешь рассказать, чем Петербург, который ты создаёшь, отличается от существующего?

В этом Петербурге не было Советского Союза и не было 90-х. Это Петербург, который чем-то похож на Италию. Это европейский Петербург, где архитектура возведена в абсолют. Этот город — об искусстве.

И на контрасте с этим существуют бедные районы, тёмный мир закоулков. Но они всё равно отсылают к истории, в глубину веков. Такое решение нам подсказала позиция Чумного Доктора: всё-таки это человек, который свой главный месседж принёс из Средних веков, откуда-то из истории.

Bubble часто сравнивают себя с Marvel, говорят о планах на создание киновселенной по российским комиксам. Как ты считаешь, можно ли за бюджеты, которыми вы располагаете, создать реального конкурента голливудским блокбастерам такого жанра?

Нет, это невозможно. Мы просто делаем свою историю. Да и бессмысленно конкурировать с такими компаниями как Marvel. Их сила в истории, их герои существуют уже десятки лет. Целые поколения выращены на героях Marvel.

Мы делаем упор на локального читателя, локального зрителя. У нас в стране проживают 146 миллионов человек. Если каждый второй посмотрит фильм — это будет уже очень неплохой результат. Я думаю, что пока даже нет смысла говорить о конкуренции, она не нужна.

Наша индустрия совсем ещё молодая. Мы ещё мало чего умеем. Мы пытаемся найти какой-то свой подход и язык для того, чтобы рассказать интересную историю для локального зрителя.

Можешь рассказать, в каком состоянии был проект, когда ты туда пришёл? Были какие-то наработки, или с твоим приходом всё началось вообще с нуля?

Когда я пришёл, были какие-то наработки, был кастинг. Мы практически полностью всё переработали, остались буквально несколько персонажей. Частично я воспользовался наработками, которые делал Вова [Беседин], по первой сцене погони. Там действительно было много очень интересных и классных решений, которые мы постарались сохранить.

Процесс был специфический, потому что комиксы я раньше не снимал. Да и практически никто из существующей команды не снимал комиксы — разве что Артём короткометражку.

Понять, как всё устроено во вселенной Bubble, — это была самая большая мука для нас. Когда Артём попросил наших реквизиторов найти белую ворону для Сергея Разумовского, они вернулись через неделю и сказали: «Слушайте, белых ворон нет, эти животные очень быстро умирают. Скорее всего нам нужно будет везти пять, четыре из них погибнут прямо на смене. Может быть, возьмём белую сову?». У Артёма волосы дыбом: «Какая сова?! У Разумовского белая ворона!» А мы ещё не в курсе, какие вещи по-настоящему важны, а какие нет.

Конечно, какие-то изменения мы привнесли, потому что жизнь на бумаге и жизнь на киноэкране, — это совершенно разное. И поэтому персонажи преображались, изменялись, — и визуально и внутренне. Нам пришлось их оживить. Артём, конечно, не всегда нам доверял и не всегда был счастлив.

И мы не всегда могли просто взять персонажа из комикса и перенести его в кино. Разумовский, каким бы он ни был подробно и ясно описанным, сильно изменился благодаря артисту Сергею Горошко, который его играет. Игорь Гром, пусть даже он уже формировался столько лет, всё равно очень сильно изменился. Юлия Пчёлкина претерпела сильные изменения. Очень много произошло просто потому, что когда герои оживают, они приобретают те черты и те особенности, о которых ты не можешь даже подумать, когда они в статичном положении.

Не боишься ли ты, что зрители, которые полюбили того «Майора Грома», которого они уже видели на экране, — c той стилистикой и с бешеным экшеном, — немного расстроятся, увидев твою версию?

Наш фильм не опирается на экшен так, как это было в короткометражке, и те, кто придёт за экшеном, наверное, расстроятся. Его там нет, правда. Но я уверен, что это кино может их захватить, увлечь своей историей. А это, как мне кажется, куда интереснее.

Мы часто рассуждаем об экшен-картинах с позиции, классно, конечно, огонь, всё взрывается, но нахрена я это смотрел? О чём это вообще? Мы решили зайти с другой стороны.

Критика, мол, люди ждали чего-то одного, а получили другое, безусловно, будет. Но во всех интервью и сопровождающих разговорах о фильме я говорю об этом открыто. Это вообще не экшен-кино. Это кино по комиксам о необычных героях, ярких персонажах, о Петербурге. Это не блокбастер. Это приключения.

Михаил Китаев, исполнительный продюсер — о рейтинге, источниках вдохновения и развитии киновселенной

Можешь рассказать, чем ты занимаешься на проекте?

Мы с Артёмом продюсируем этот фильм. Артём больше по творческой части, потому что он автор сценария и автор идеи, и он — глава издательства Bubble Comics. Я больше по остальным вопросам, связанным именно с производством. Мы пьём, кастингуем молодых актрис. Вот так проходят наши дни, вечеринки. Ничего не делаем. Классная работа в целом. Хорошая, мне нравится.

Как у вас в целом принимаются решения?

Совместно. Мы просто садимся вдвоём, втроём или ещё с нашим креативным продюсером Ромой, если это творческий вопрос. И, конечно, с [режиссёром] Олегом Трофимом. Мы принимаем участие даже в утверждении декораций и костюмов.

Ты можешь назвать какие-нибудь фильмы, на которые вы ориентируетесь? По комиксам или не по комиксам.

Если я скажу что-нибудь про DC и Marvel, то это будет слишком очевидный ответ. Понятно, что нам тяжело конкурировать с ними за русского зрителя в нашем прокате. У нас просто несоизмеримы и бюджет, и уровень экспертизы, компетенции, и маркетинговый бюджет. Но мы просто стараемся сделать круто.

Я не могу назвать конкретный референс. Наверное, это будет какой-нибудь собирательный образ. Мы просто делаем максимально хорошее кино, насколько это возможно.

Может быть, вдохновлялись чем-нибудь?

Конечно, мы все вдохновлялись. Кинематографу больше ста лет. Вот, например, у нас в сценарии есть какие-то сцены, а потом выходит фильм «Джокер». Мы приходим в кинотеатр втроём, смотрим и понимаем, что то, что мы вчера сняли, сегодня мы видим на экране. И нам обязательно скажут, мол, вы это содрали с «Джокера», — но чёрт возьми, «Джокер» вышел позже, чем мы это сняли!

Раз уж упомянули «Джокера». Сейчас в международном прокате тренд на фильмы по комиксам с рейтингом R, они наконец-то стали много зарабатывать. У «Майора Грома» достаточно мрачная серьёзная история, при этом, насколько я знаю, по крайней мере у предыдущей версии фильма был рейтинг 12+.

Да, и он останется.

Можешь это как-то прокомментировать? Как это сочетается? Не думали ли вы над другим рейтингом?

Мы не враги себе, мы хотим получить максимально широкую аудиторию. Конечно, у нас были сцены, которые нам хотелось сделать более жёсткими. Но мы сразу договорились, что мы делаем фильм для максимально большой и широкой аудитории. И поэтому мы себя в этом плане ограничиваем. Любое насилие можно показать как на отражённом восприятии, так и впрямую. Это вопрос стиля.

Что касается Джокера, будем честны, это довольно артхаусный проект, недорогой относительно голливудских бюджетов. Он круто выстрелил, и это классно, потому что это выдающаяся работа. Но невозможно ориентироваться на Джокера и пытаться сделать то же самое. В таком случае нам пришлсоь бы другую историю снимать, и другого режиссёра брать. Быкова!

Это было бы интересно.

Да, это действительно было бы довольно любопытно. Но нас от западного рынка проката отличает количество зрителей. В Америке сейчас, по-моему, 45 или 50 тысяч экранов. Плюс весь англоязычный мир. Классная история с хорошим сарафаном круто зарабатывает.

Если мы сделаем фильм с рейтингом 18+ в России ограниченным прокатом, то мы просто не вернём денег, и огромное количество зрителей не увидит кино. На торрентах, понятно, все скачают и посмотрят. Но у них не будет возможности посмотреть это всё на большом экране. И поэтому мы сами себя ограничили бы всем, — в том числе производственным бюджетом.

Вы говорили о планах на масштабную киновселенную. По твоему мнению, какие из персонажей Bubble наилучшим образом подходят для экранизации? Какие из ваших комиксов с наибольшей вероятностью можно будет экранизировать в ближайшие годы?

Ну я сейчас тогда какой-то инсайд могу сболтнуть, поэтому..

Давай без инсайда.

Ну очевидно, «Бесобой» напрашивается, «Красная фурия» напрашивается, «Инок». Очень много персонажей и серий комиксов, которые можно экранизировать. Но «Бесобой», к примеру, — это очень дорогая история, потому что там очень много персонажей, которых нужно создавать при помощи графики. У нас пока, как мне кажется, индустрия не готова к этому с технической точки зрения.

Российские VFX-студии сейчас очень выросли, они котируются на Западе. Просто у них меньше людей. Есть Double Negative, есть Weta Digital, — у них по 6-7-10 тысяч работников. И есть Main Road Post в Москве, в которой 150 человек. Просто человеческие ресурсы пока не позволяют делать фильмы, в которых много компьютерной графики. Это даже не вопрос денег — просто мы будем делать такой фильм, скажем, пять лет.

Но мы будем расширять вселенную, мы будем делать кроссоверы, у нас большие планы. Просто мы подходим к этому в здравом уме и с холодным сердцем. Мы сначала доделаем «Грома», на тот момент у нас уже будет готов сценарий второго фильма, и мы будем смотреть, что с прокатом. Вопрос не столько в деньгах, сколько в том, насколько хорошо аудитория примет этот фильм с точки зрения рейтингов.

У нас в России очень хорошо развит институт хейтерства, мы это все знаем.

Мы понимаем, что та аудитория, которая сейчас у нас есть — фанаты комиксов и так далее — очень осторожно смотрит на то, что у нас получится.

Мы знаем, что есть картины, которые много зарабатывают, но при этом у них потом рейтинг 4,1. И они принимают решение, мол, все зашло, давайте запускать вторую часть. А мы считаем, что это неправильно. И даже если мы всё круто раскачали с точки зрения маркетинга, люди пришли посмотреть, и мы заработали денег, это совершенно не значит, что люди захотят смотреть ещё раз.

 

Источник

Читайте также