Краткий обзор серии фильмов «The Howling»
Это перепост моего старого текста с другого сайта
Приветствую всех кинолюбителей. Это впечатление от просмотра 8-и фильмов саги «Вой». Ещё недавно я не знал о существовании этой серии: потому, ничего особо не ожидал; тут не повторилась история с «Восставшим из ада», где я целенаправленно хотел прикоснуться к культовому сегменту кинематографа. Скорее, мне было любопытно: как можно так долго продолжать что-то снимать в такой ограниченной теме(Ради бабла, конечно, глупыш. Жажда наживы перебивает здравый смысл: посмотри на «Пятницу 13-е»*)? Отмарафонив 8 фильмов, я могу сказать следующее: если не смотрели, то ничего не потеряли. Теперь, пока большая часть читателей не закрыла пост, нужно добавить, что определённое очарование в этих ужастиках есть. Идея фильмов и костяк сюжета основан на книгах писателя Гэри Брэнднера. Это не самый знаменитый автор(к примеру, русскоязычной страницы на Вики у него нет), но, поскольку я не собираюсь знакомиться с первоисточником, это особо ни на что не влияет.
1-й фильм вышел в 1981-м году. Он больше похож на психологический триллер чем на фильм ужасов—почти весь хронометраж не показывают чудовищ, пугая только звуками и обрывочными видениями. Фильм постепенно выстраивает основной внутренний конфликт: быть первобытным зверем, ведомым инстинктами или разумной частью социума/существом с моралью. Этот вопрос применим как к оборотням, так и к людям, которые вынуждены бороться с порочными желаниями всё сильнее разлагающегося общества(по крайней мере, мне показалось, что преступность/порнография/безвластие символизируют в фильме именно такую идею). Ближе к последней трети фильм начинает демонстрировать спецэффекты. И в этом его сильная сторона. В 2020-м, когда компьютерной графикой рисуют людей настолько качественно, что даже не отличить от живых актёров с первого взгляда, могут показаться смешными все эти костюмы/грим/аниматроника… но даже сейчас это впечатляет!
Когда оборотня впервые покажут—он вас напугает! Да, когда он начнёт двигаться—вы засмеётесь, но только представьте как внушительно это выглядело в 81-м. Внимание к качественным спецэффектам и грамотному сценарию—заслуга, в первую очередь, режиссёра Джо Данте. Он может быть вам знаком по фильмам: «Гремлины», «Внутренний космос», «Солдатики». Именно благодаря мощному старту 1-й части появились все последующие. К сожалению, они все оказались недостойны своего прародителя.
2-я и 3-я части оказались в руках режиссёра Филиппа Мора. Личность он непримечательная, занимается фильмами вроде «Женщина-птеродактиль из Беверли-Хиллз» и «Я был коммунистом-оборотнем». Такая смена руководства(а также мастеров по спецэффектам, оператора и т.д.) радикально повлияла на качество финального продукта. Теоретически, у 2-й части были неплохие идеи: Кристофер Ли в роли местного «Ван Хельсинга», замок в Румынии как место действия, Сибил Даннинг в роли «типа Сальма Хайек и От заката до рассвета»… что, вы не знаете кто такая Сибил Даннинг?! Не смотрели «Малибу-экспресс» или «Женщины за решеткой»?! Ладно… поверьте на слово, это культовая звезда авантюрно-эротических фильмов 80-х. Очень жаль, но в итоге получилась совершеннейшая чушь. Этот фильм плох во всём: от монтажа, как будто авторства дорвавшегося до MovieMaker школьника, до абсолютно дурацких эффектов, которые после 1-й части просто оскорбительны. Некоторые называют этот фильм «худшим в мире»—во многом согласен с этим. «Комнату», в конце концов, хоть на мемасы разобрали.
3-я часть продолжила издеваться над спецэффектами и логикой сценария. Место действия переместилось в Австралию, но фильму это ничего не прибавило, кроме отвратительной сцены родов оборотня и тезиса, что «оборотни—сумчатые». Да, вы прочитали верно. Австралийские оборотни генетическая родня не только волкам, но и кенгуру. Разве нужно что-то ещё, чтобы бесповоротно обозвать такой фильм никчёмным трешем?
4-я часть попыталась исправить ситуацию. Режиссёр снова сменился на Джона Хью(наиболее известен за фильм «Бигглз: Приключения во времени»), сценарий похож на 1-й фильм, вернулись идеи скрытой звериной природы/подавленных сексуальных и агрессивных инстинктов. Прокол случился со спецэффектами(зачем-то снова пересобрали механизм превращения, сделав его омерзительно тошнотворным) и с настроением(фильм слишком долго прикидывается саспенсом, забывая, что зритель начинает скучать без яркого действия или сильных характеров).
5-я часть снова пошла по пути 2-й. Снова режиссёр-ноунейм(Нил Сундстрём), специализирующийся на низкобюджетных фильмах; снова место действия в Европе(теперь Венгрия); снова мрачный замок. Предсказуемо, это снова треш. Самое забавное, что сценарная задумка неплоха, из этого мог получиться интересный проект… но замковым декорациям существенно не хватает бюджета, а персонажам оригинальности.
6-ю часть поставил Хоуп Перелло, для которого это был режиссёрский дебют… блин, это уже даже не смешно, у кого права на франшизу и почему ему плевать?! Хоть это и выглядит 100%-й дешевкой, но после просмотра отношение к этой части скорее позитивное. Тут нам показывают именно того «оборотня с моралью» о котором только мечтали герои с самой 1-й части: соответственно, он главный герой. Антагонистом выступает персонаж Брюса Пейна(как всегда, негодяев он отыгрывает отлично). Но главным злом в фильме показана коррупция, страх незнакомого, человеческое равнодушие—совсем неплохие идеи для дешевого ужастика. Вот бы ещё грим получше—был бы заметным событием среди фанатов жанра.
За 7-ю взялся Клайв Тёрнер: он был сценаристом 4-й, 5-й частей и даже играл Рэя Прайса в 5-й(персонаж с претенциозным хвостиком). В 7-й он одновременно сценарист, режиссёр, главный актёр… от такого комбо у меня сразу появилось скверное предчувствие(и где-то икнул Эдвард Нортон). И фильм тут же подтвердил все мрачные опасения, выкатив обильную нарезку кантри-песен с танцами, несмешные шутки, вставки из прошлых частей(тут как в Hitman: Blood Money есть 2 персонажа, один из которых рассказывает историю, а второй слушает). Чуть позже фильм «порадовал» также слабыми спецэффектами. Лучше всего о качестве фильма скажет вот эта цитата из Википедии:
У 8-й части номера нет, только подзаголовок «Перерождение»—формально, это перезагрузка серии. Поскольку фильм вышел в 2011-м и с тех пор новых частей не было—очевидно, идея не взлетела. Режиссёром выступил Джо Нимзики(ноунейм даже по меркам этой серии фильмов). Прошлые фильмы «Перерождение» напоминает мало, скорее он похож на любой другой триллер/ужастик 2000-х. Картина с таким же холодным цветофильтром как в «Другом мире», плюс он подростковый(со всеми автоматически сопутствующими раздражающими моментами). Удивительно, но этот фильм мне понравился. Даже не знаю в чём причина: 1)в очаровательных Линдси Шоу и Иване Миличевич в главных ролях 2)в дозе самоиронии и постмодернизма 3)в нестареющем приёме «из козлов в быки»(если не узнали отсылку, то вспомните Питера Паркера в школе сразу после укуса) 4)в закадровом монологе ГГ, который напомнил мне размышления Лукаса Скотта из «One Tree Hill». Скорее всего, понравился он только мне и ещё десятку зрителей, ведь узнал я о нём случайно—никакой популярности/культовости у него и рядом нет. Не то, чтобы он их заслуживал на 100%, но тут множество классных сцен, которых не ждёшь от треш-ужастика.
Подводя итог, скажу, что мне понравилось смотреть целую серию незнакомых мне ужастиков, объединённых общим лейтмотивом(несмотря на сомнительное качество некоторых из них). Также приятно, что многие из фильмов имеют скрытые в себе идеи борьбы внутри человека противоречивых желаний/стремлений, способны подтолкнуть к разнообразным размышлениям о своей сути и месте в этом мире. С точки зрения моего «киновкуса», могу порекомендовать: 1-й фильм—как образец мастерства гримёров/техников; «Перерождение»—как неплохой образец современных ужасов, уже подпорченных «Сумерками», но ещё способных быть крутыми; 6-ю часть—если фанатеете от Брюса Пейна.
Спасибо за внимание. Не кусайтесь.