Что почитать в духе Valheim?

Фэнтези со скандинавскими мотивами

В феврале 2021 года множество геймеров были атакованы викингами, потому что вышла игра Valheim. На продажу 3 миллионов копий ушло чуть больше двух недель. К началу марта они достигли 5 миллионов. Игра о выживание в атмосфере скандинавской мифологии уже стала настоящим хитом и продолжает завоевывать новых поклонников.

Игровой механикой Minecraft, где пользователи исследуют и осваивают открытый мир, едва ли сегодня можно удивить. Пожалуй, такой взрыв популярности новой игры продиктован именно скандинавским колоритом: в этом случае форма и содержание идеально друг другу подходят. Мы по этому поводу решили вспомнить фэнтези-романы в том же духе, которые может быть интересно прочесть поклонникам Valheim и вообще любителям скандинавских мотивов.

«Светлый Ард» Тэд Уильямс

Светлый Ард — мир, построенный на основе, как реальной средневековой Европы, так и ее мифов. Разброс примерно от «викингов» до «Византии». И все же действие первой трилогии стремилось скорее к северу, начиная с «англосаксонских» жителей Эркинланда и уходя в земли «скандинавских» риммеров. Кстати, именно риммеры в дикие времена практически истребили изначальных обитателей материка, которых можно назвать местным аналогом эльфов. Некоторые из них, именуемыми норнами, стремятся отомстить человечеству, что служит одной из основ сюжета книг Тэда Уильямса.

В целом внутренняя мифология Светлого Арда тяготеет к северной эстетике. Тут есть тролли (хотя они отличаются от привычных поклонникам фэнтези), главный герой после сражения с драконом приобретает прозвище «Снежная прядь», а главная религия материка — бог, распятый на дереве — отсылает не только к христианству, но и к образу Одина.

«Круги воронов» Сири Петтерсен

Сири Петтерсен — норвежская писательница, которая создала авторскую вселенную, вдохновленную скандинавской мифологией и имеющую множество отсылок к ней. В то же время определенные аспекты этого мира не похожи ни на что другое: хвостатые жители Имланда, магия природной силы Потока и запрещенные искусства, для которых нужно пить кровь воронов, что считается высшей ересью… Мироустройство очень продуманное и богатое на детали.

Трилогия «Круги воронов» рассказывает историю девушки Хирки, которая в отличие от народа, среди которого выросла, почему-то не владеет магией. Вместе с героиней мы проходим долгий путь и открываем тайны мироздания. И, конечно, у читателей будут все возможности прочувствовать северный колорит, поскольку повествование насыщено событиями, но достаточно неторопливо.

«Варяжский цикл» Александр Мазин

Героическое фэнтези Александра Мазина про Русь X века временами граничит с исторической прозой по количеству деталей, помогающих погрузиться в прошлое. Единственное серьезное отклонение от курса истории здесь происходит из-за протагониста — Сергея Духарева, бывшего десантника, случайно попавшего в прошлое. По мере того, как Духарев строит новую «карьеру» в варяжском мире, мы можем наблюдать становление князей, смену религиозных и политических течений и многое другое.

Для тех, кто не боится «попаданцев», цикл Мазина может стать интересной находкой, чтобы познакомиться в увлекательном формате с интереснейшей эпохой. После первого приключенческого романа, наполненного юмором, сюжет постепенно становится все серьезнее и серьезнее, выходя на политический уровень, одни герои отходят на второй план (включая, изначально, главного героя, Сергея Духарева), и перед нами во всем богатстве и жестокости разворачивается история ранней Руси…

«Море осколков» Джо Аберкромби

Знаменитый автор темного фэнтези Джо Аберкромби в 2014 году начал выпускать трилогию, ориентированную на подростков: «Полкороля», «Полмира» и «Полвойны». Это динамичное фэнтези, навеянное легендами о викингах, достаточно жестокое, чтобы выглядеть достоверно, но при этом не слишком натуралистичное, чтобы книги подходили юным читателям. Как внимательный и интеллектуальный автор, Абрекромби делает отсылки к классическим скандинавским сагам, а вместе с этим занимается деконструкцией штампов фэнтези. Уникальное сочетание факторов делает этот цикл неповторимым.

У каждого из трех романов свои протагонисты, юные герои, пытаются завоевать свое место в мире. Ярви и Скара начинают свое восхождение с того, что теряют все. А Бату просто стремится показать миру, чего она стоит. Все это сливается в круговороте стали, интриг и приключений, от которых сложно оторваться даже взрослым читателям.

«Тысяча лет Хрофта» Ник Перумов

«Хроники Хьерварда» Ника Перумова изначально были не чужды духу севера. Автор переосмысляет скандинавскую мифологию и вплетает ее в свою вселенную, где Рагнарека не произошло, а древние боги были почти поголовно уничтожены. «Тысяча лет Хрофта» знакомят читателей с предысторией «Хроник» — теми временами, когда главной силой в Упорядоченном были Один и его сородичи, а также их падению.

По сути «Тысяча лет Хрофта» — это субъективная история, у которой кроме автора-писателя есть рассказчик внутри мира. И он повествует о становлении Молодых Богов и битвах мирового масштаба. Первоначальный рассказ разбавляют добавленные позже комментарии, и такой формат придает истории дополнительное измерение.

«Сломанный меч» Пол Андерсон

Если смешать скандинавскую мифологию с кельтской, может получиться вдвойне увлекательно. По крайней мере, у Пола Андерсона получилось. «Эльфы» как «альвы», отсылки к историческим сагам и даже воссоздание их логики и стилистике, и все это в романе 1954 года! В этой книге действительно можно почувствовать романтику рыцарских времен: назвался врагом, будь врагом до гроба, миром правит стремление к славе, и, подчас, более насущное желание чем-нибудь поживиться… Размах у истории эпический, тона мрачные, но при этом автор стремится запечатлеть в том числе тонкую красоту мечтательности. Но совсем немного, чтобы не «растопить» северные суровые сердца.

Что до истории, то она разворачивается вокруг Скафлока Смертного, воспитанника эльфов, и потомка троллей, берсерка Вальгарда Подменыша. Здесть будут и феодальные конфликты в Волшебной стране, которую от реального мира отделяет тонкая грань, и угроза «единого бога», чья религия обещает стереть с лица земли все великолепие мира языческого, и немного «шекспировских» страстей.

«Евангелие от Локи» Джоанн Харрис

Локи из скандинавский саг, конечно, воплощает собой антигероя — типаж персонажа, который сегодня находит множество поклонников. Наблюдать за трикстерами всегда интересно, а бог обмана буквально первый среди прочих. Писательница Джоанн Харрис решила пересказать историю из мифологии от лица самого Локи. Что может быть более «скандинавским», чем это?

Повествование тонко балансирует между исповедью и стэнд-апом, вызывая чувства не просто симпатии, но сочувствия — простого, человеческого. Быть богом предательств, в конце концов, нелегкая доля. Харрис одновременно бережно относится к мифологии-первоисточнику и явно изучила вопрос довольно глубоко, но позволяет рассказчику-Локи изгаляться в процессе. Кроме того, можем ли мы верить ему на слово?

 

Источник

Читайте также