Как и любой другой вид искусства, литература никогда не стоит на месте. Она подстраивается под реалии общества и эпохи, отражает актуальные события или же дает читателю иллюзию желаемого. И литература 21-го века, если судить по уже изданным примерам, заслуживает звания самой необычной и выдающейся. Вместе с сервисом аудиокниг Storytel мы рассказываем о достойных современных произведениях. Как обычно, делитесь своими любимыми в комментариях!
@media display screen and (max-width: 500px) { .table-res tr { show: flex; flex-direction: column; align-items: middle; } .table-res td { show: block; margin-bottom: 15px; text-align: middle; } }
Когда мы писали предыдущие материалы в цикле книжных рекомендаций, то создавали подборки по жанрам. Увы, такой подход чересчур ограничивал фантазию и возможные варианты, ведь даже самое оригинальное произведение все еще опирается на свою родословную. Но нам хотелось порадовать вас чем-то действительно необычным, именно поэтому сегодня мы расскажем о литературе современности.
Почему именно о ней? Все дело в тенденциях, господствующих среди талантливых писателей наших дней. Если проследить за произведениями прошлых веков, то можно заметить, как они отражали свою эпоху. Да, зачастую замысловато и аллегорично, но если немного изучить биографию автора или описываемую истории (а когда книга нравится, заниматься этим — отдельное удовольствие!), то становится совсем нетрудно докопаться до корней, до замысла писателя. И только после этого можно твердо сказать, что не просто прочитал книгу, но понял ее.
Но в 21-м веке все иначе. Нас раз за разом удивляют вычурными, эпатажными очерками, обескураживающими эссе и романами, которые кажутся то ли глупой шуткой, то ли реликвиями из других миров. Словно на всех литераторов земли в новом тысячелетии в одночасье снизошло великое озарение. Так в чем же дело?
Ответ прост — постмодернизм. Что из себя представляет это течение? Ну, проще сказать, что оно из себя не представляет. Его приверженцы заведомо отказываются от всех наработок прошлого, пытаясь найти свой собственный путь. В итоге мы получаем смешение совершенно разных жанров и даже видов искусства, главенство формы над смыслом и нескончаемую иронию над современным обществом.
Можно даже сказать, что нынешняя литература — это насмешка над читателем, воспитанным на многовековой истории и традициях. Но у творчества теперь другие принципы. К черту стандарты, долой предрассудки! Для постмодернистов нет ничего невозможного, и даже, собственно, процесс чтения выходит за рамки привычного, превращаясь то в игру, то в пародию на себя же, как, например, в «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино.
Научно-культурный прогресс дает о себе знать, поэтому темы, поднимаемые писателями 21-го века, порой тяжело даже правильно сформулировать, не говоря уже о полном осмыслении. Автор играет со своим читателем, дразнит его ложными намеками и монструозными идеями, чтобы в итоге обмануть в очередной раз.
Но так как в постмодернизме сочетается несочетаемое, то за нагромождениями из помпезных, грандиозных замыслов кроются простые истины, к которым мы и сами можем прийти на своем жизненном пути.
Потому что наше время характеризуется еще и нехваткой чего-то родного, теплого, близкого душе. Так пусть хотя бы в книгах мы сможем ненадолго воплотить свои простые, но порой столь недосягаемые желания.
Так что покончим с предисловием и перейдем к сегодняшним романам, которые прекрасно демонстрируют, каких высот добилась современная литература. Не забывайте, что все описанные книги можно также прослушать на своем смартфоне через приложение Storytel.
При регистрации в Storytel вам дадут бесплатный 14-дневный период пользования, во время которого можно без лишних ограничений прослушать как все приведенные тут книги, так и подобрать себе что-то по вкусу.
«Американские боги» (2001 г.) Нил Гейман Слушать в Storytel
Мы уже упоминали Нила Геймана в предыдущей подборке хорроров. Но прославился он далеко не своими достижениями в литературе ужасов, а первоклассными воплощениями жанра городского фэнтези. И «Американские боги» — кульминация его творчества, вершина стилистики и образности.
Если вы смотрели одноименный сериал, вышедший весной 2017 года, то с завязкой наверняка знакомы. Главный герой — мужчина Тень, которого досрочно освободили из тюрьмы. Но радостное событие тут же омрачило горе, когда он узнал, что его жена и друг погибли в автокатастрофе. Тогда он от безысходности нанимается охранником к мистеру Среде, работа на которого приводит Тень к противостоянию между Старыми и Новыми Богами.
Можно сколько угодно упрекать Геймана в некоторой наивности и инфантильности его творчества, но это не отменяет того факта, что он создает потрясающих персонажей и образы, используя знакомые всем мотивы. Именно с его подачи великий Один превратился в мошенника, а египетские боги заправляют похоронным бюро. Автор цепляется за одни только ему ведомые детали и рождает на их основе удивительные картины, в которых прообразы иногда вовсе не видны.
«Если нас еще любят и помнят, нечто, очень похожее на нас, занимает наше место, и вся чертова канитель начинается сызнова. А если нас позабыли, с нами покончено».
Нечто подобное Нил сделал еще в 90-х — в графическом романе «Песочный человек». В чем же заключается развитие его таланта в «Американских богах»? В том, что здесь он не просто изобретательно подходит к фольклору, но еще и противопоставляет его современным реалиям. Интернет, масс-медиа и прочие понятия, без которых мы уже не можем представить сегодняшний день, воплощены в своих уникальных персонажах. И это еще большой вопрос, какие боги будут поприятнее — старые или новые.
Однако книга и не дает четкого ответа, ведь она совершенно о другом — о неумолимом течении времени, которое подминает под себя все, даже незыблемые некогда высшие силы. Боги умирают одни за другими, совсем как времена года, но лишь для того, чтобы возродиться снова, пускай и в видоизмененной форме. И ты либо подстраиваешься, либо становишься частью истории.
Но даже если оставить в стороне патетику, философию и смысловые пласты, Гейман воплотил в жизнь первоклассное дорожное приключение, показав разнообразные уголки США глазами невероятных существ. Роман и сейчас ощущается свежим и необычным, пускай издан в 2001 году. Потому что сквозь призму лепреконов-пьяниц, шулера Локи, сходящих с ума богов и прочей сверхъестественной братии видится история, в той или иной мере близкая каждому. История о переменах и боли, которую они несут за собой.
Текст аудиоверсии читает Петр Симонов. На протяжении почти 21 часа он станет верным товарищем в путешествии по сюрреалистичной, но манящей Америке. Таким образом, дорожное приключение Геймана становится еще реалистичнее. Возможно, стоит послушать аудиокнигу, находясь в автомобиле, едущем в другой город, чтобы самому стать частью истории.
«Исчезнувшая» (2012 г.) Гиллиан Флинн Слушать в Storytel
Режиссер Дэвид Финчер любит браться за экранизации романов или даже рассказов, но вот выходит у него с переменным успехом. С одной стороны, у нас есть потрясающие «Бойцовский клуб» и «Зодиак», которые не просто сумели воплотить на экране все сюжетные перипетии, но еще дополнить и улучшить их магией кинематографа. С другой, можно вспомнить «Исчезнувшую». Безусловно, фильм получился хороший. Но не настолько, как роман-первоисточник Гиллиан Флинн.
Сюжет повествует о семействе Ника и Эми Даннов, чей брак буквально трещит по швам. В один не очень прекрасный день супруга пропадает, и Ник делает вывод, что могло произойти похищение. Но чем больше находится улик, тем сильнее вероятность, что мужчина сам избавился от своей жены. На деле, конечно же, все не так однозначно.
Если вы смотрели киноработу Финчера, то основной сюжетный поворот уже знаете. Делает ли это роман менее ценным? Никак нет, Флинн сумела в нем подробно раскрыть кризис семейных отношений, которые вдруг выносятся на обозрение общества. Книга долго разгоняется, но уже с середины ее хочется дочитать залпом, не отвлекаясь ни на что.
«Вот мой совет всем женщинам: никогда не выходите замуж за человека, у которого нет дома приличных ножниц. Ни к чему хорошему это не приведет».
Но если с проблемами Даннов вы еще не сталкивались, то сможете впервые открыть для себя пугающую в своей реалистичности историю того, к каким последствиям могут привести супружеские скандалы и ссоры. И после прочтения экранизация покажется безвкусной.
Ах да, это не только драма, но еще и детектив, в котором все совсем не так очевидно, как может показаться. Своим романом писательница в очередной раз показала, что не каждое дело закрывается на законных обстоятельствах, а преступники далеко не всегда получают по заслугам.
Несправедливо? Несомненно, но нормы морали отходят на второй план, когда в дело вступают любовные отношения. Ну, «любовные» они лишь номинально, в реальности все решают холодный расчет и прагматичность. И если у вас есть вторая половинка, то после прочтения романа в голову могут прокрасться неприятные мысли. Ведь кто знает, что он или она там замышляют.
Аудиокнигу озвучил Игорь Князев. Особо хотелось бы отметить, насколько удачно ему удались размышления о природе семейной жизни и любви в целом. Впрочем, и стандартные описания быта тоже вышли на ура.
«Маятник Фуко» (1988 г.) Умберто Эко Слушать в Storytel
Да, мы немного схитрили и включили в подборку книгу конца XX века. Впрочем, это не делает ее менее современной, особенно если учитывать тематику и настроения в обществе в наши дни.
Умберто Эко — человек больших талантов. Он издал множество научных работ в сфере философии, истории и литературы. Теоретические знания из последней он неоднократно применял на практике во время написания различных романов. Наибольшее признание ему принесла книга «Имя розы», но сегодня мы поговорим о другом произведении, незаслуженно стоящем в тени предшественника — «Маятнике Фуко».
Друзья Бельбо, Диоталлеви и Казобон работают на так называемой «фабрике славы» — издательстве, которое печатает книги за счет самих же авторов. Само собой, качество у этой беллетристики посредственное, а некоторые сюжеты крутятся вокруг заезженных идей заговоров и тайных культов. Тогда трио редакторов решает создать собственную теорию заговора, получившую сатирическое название «План». Но со временем игра начинает проникать в реальность, а выдуманная опасность становится вполне реальной.
«Мир монотонен, история ничему не учит людей, и в каждом поколении все те же страхи, все те же страсти, события не повторяются, но одно напоминает другое… новости, открытия, откровения — все изживает себя»
Сперва может показаться, что перед нами нечто подобное творчеству Дэна Брауна. Затем оказывается, что все несколько глубже, и Эко на самом деле высмеивает все эти заговоры и секретные общества, управляющие миром. Вот как он сам отзывался об авторе «Кода да Винчи»:
Мой ответ: Дэн Браун — это всего лишь один из персонажей моего романа «Маятник Фуко», романа о людях, которые начинают верить во всякую оккультную чепуху.
Автор провел настолько масштабное исследование, что по его роману можно делать альманах мировых спекуляций и мистификаций. Иезуиты, масоны, тамплиеры, иллюминаты, каббалисты — кто только не встречается на страницах книги! И Эко даже не нужно изображать их всех карикатурно, чтобы высмеять веру людей в подобные общества.
В итоге «Маятник Фуко» обнажает множество не самых приятных человеческих качеств. Эскапизм, паранойю, непринятие реальности и прочие вещи, которые будут долго и неуклонно сводить с ума. Потому что можно сколько угодно бояться, что за тобой придут ассасины тайной ложи, но только вот убьют тебя, скорее всего, не они, а ожидание своей собственной безрадостной кончины.
Нашим компаньоном в аудиокниге станет Станислав Сытник. И с ним вместе вы проведете целых 32 часа. Его голос, кстати, отлично подходит местным заумным высказываниям, многоступенчатым теориями и историческим экскурсам. Почти как поход на лекцию!
Ну, или же уснуть вам будет намного легче. Но такая уж получилась книга-первоисточник.
«Не отпускай меня» (2005 г.) Кадзуо Исигуро Слушать в Storytel
Когда открываешь книгу лауреата Нобелевской премии в области литературы, чувствуешь особый трепет. Не исключение и роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», поднимающий вопросы свободы и бунтарства, рассказывая историю о принятии и покорности.
На страницах книги мы предаемся прошлому 30-летней женщины Кэти, которая вспоминает свою жизнь и странный любовный треугольник с Томми и Рут. И все это во вселенной, в которой выращивание клонов для донорства органов стало нормой. Но как быть самим донорам, что они чувствуют, о чем мечтают и чего боятся?
Работы японских новеллистов всегда пронизаны неким примирением с любыми тягостями судьбы, даром что Исигуро вырос в Великобритании. «Не отпускай меня» в каждом абзаце наполнена обжигающей тоской — по лучшим дням, которые мы навсегда оставили позади, по обычным, но милым сердцу вещам и по людям, без которых, казалось бы, жизнь закончится.
«Мадам действительно нас боялась. Но боялась так, как другие боятся пауков. К этому мы не были готовы. Обдумывая план, мы не задавались вопросом, как мы себя почувствуем в такой роли — в роли пауков»
Роман актуальный. Вопросы донорства и клонирования сейчас стоят особо остро из-за развития биомедицинской и генной инженерии. Имеем ли мы право играть в богов, решая судьбы живых существ? Есть ли у клонов те же гражданские права, что и у остальных людей? Где та грань, которая отделяет искусственную жизнь от настоящей?
Кадзуо и не собирается отвечать на поставленные самим собой вопросы, ведь они ему попросту неинтересны. По его признанию, он лишь хотел показать, как маленькие радости помогают нам справиться с весом целого мира. И не важно, как завершится твоя жизнь — гораздо ценнее то, как ты ее прожил.
Таким образом, за фоном из антиутопического сеттинга, рассуждений о природе и сущности искусства и аллегорической демонстрации социального неравенства у нас есть история о человеческих стремлениях, которым суждено однажды погибнуть. И подобная манера повествования задевает одновременно и мысли, и эмоции. По окончанию последней странички можно ощутить, что мир вокруг теперь видится под другим углом. Это откровение стоит многого.
Текст читает Игорь Князев. И пускай его талант тяжело отрицать, но для подобного произведения идеальным был бы женский голос. Впрочем, с романом он справился хорошо и полноценно передал эмоции людей, обреченных на скорое завершение.
«Задача трех тел» (2006 г.) Лю Цысинь Слушать в Storytel
Сказать в обществе книголюбов, что тебе нравится творчество Лю Цысиня — проявить хороший тон. Китайский фантаст считается одним из самых выдающихся лиц КНР и человеком, продвигающим жанр вперед. Чтобы не быть голословными, расскажем о первой части его трилогии «Память о прошлом Земли» — «Задаче трех тел».
Сюжет стартует в эпоху культурной революции КНР. Правительство запускает секретный проект «Красный берег», цель которого заключается в поиске внеземных цивилизаций. К нему привлекают ученую Е Вэньцзе, но в ее памяти еще свежи воспоминания о преследованиях и гибели отца, так что у нее есть свои планы. Потому, когда приходит ответный сигнал из глубин космоса с предупреждением об опасности, она приглашает инопланетян на Землю. А расхлебывать все предстоит нанотехнологу из XXI века — Вану Мяо, который сталкивается со странным, почти необъяснимым саботажем научной деятельности Земли.
Чего у Цысиня никак не отнять, так это невероятных идей, которые даже после прочтения книги можно обдумывать еще очень и очень долго. Пресловутая задача трех тел, заключающаяся в невозможности общего определения относительного движения трех небесных тел, влияющих друг на друга па закону тяготения, становится отправной точкой к невероятной истории на несколько веков. В дело пойдут и видеоигры, промывающие мозг, и радикальные общества, и личные мотивы мести, и космические угрозы — все смешалось в этом удивительном романе.
«Я всегда думал, что самые красивые сказки в истории человечества рассказаны не странствующими бардами и не романистами или драматургами, а наукой. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней, глубже, страннее, страшнее, таинственней и даже эмоциональней, чем вся литература; только эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство людей не умеет читать»
В «Задаче трех тел» нет привычного для научной фантастики страха перед технологиями и неизведанным. Наоборот, герои тут стремятся преодолеть законы физики и самого естества, продвинув человечество на новый уровень. Без лишней скромности можно сказать, что роман Цысиня — гимн и ода человечеству, несгибаемой воле и величию мысли.
И очень жаль, что во второй и третьей части цикл растерял большую часть своего обаяния. Вместо дотошной и скрупулезной истории, в которой множество сюжетных линий простых людей формируют судьбу всей Солнечной системы, мы получаем масштабный эпос, больше акцентированный на технологиях, а не на человечности. В «Темном лесу», второй части серии, даже структура повествования пострадала и теперь заключается в прыжках от одной неожиданной кульминации к другой.
Но огрехи последователей никак не влияют на качество «Задачи трех тел». Да, ее крайне трудно читать, еще сложнее осмыслить, но в награду получаешь несравнимую ни с чем историю, после преодоления которой тяжело вздыхаешь, словно выжив на диком родео, а в голове проносится мысль: «Да уж, Цысинь — гений».
И снова аудиоверсию озвучил Игорь Князев, он прямо лидер сегодняшней подборки. Игорь сумел ни разу не запнуться в многочисленных сложных научных терминах и китайских именах, что заслуживает безусловного уважения. Более того, зачитал он нам многочисленные примечания автора и нескольких переводчиков, чтобы происходящее стало хоть немного понятнее.
«Весь невидимый нам свет» (2014 г.) Энтони Дорр Слушать на Storytel
Когда современный читатель слышит жанр «исторический роман», то ненароком способен потерять интерес к разговору. Потому что если человека не привлекает выбранная эпоха, то ему может быть не особо интересно читать скрупулезное описание быта, социального строя и общества того времени. Энтони Дорр выбрал другой подход в своей книге «Весь невидимый нам свет». Ему больше интересны чувства людей, чем их повседневная жизнь. И судя по продажам и Пулитцеровской премии, читатели разделяют его настрой.
Мы столкнемся со слепой французской девочкой Мари-Лорой и юным немецким солдатом Вернером, которые оказались в самом пекле Второй мировой войны. Им предстоит увидеть все ужасы, охватившие Европу, и умудриться при этом не потерять свои идеалы, остаться собой.
Несмотря на описываемые события, слог у Дорра получился очень легким и поэтичным. Печальные полуразрушенные интерьеры, теперь лишь напоминающие о былом величии, естественным образом оживают в голове, а немые вопросы и повисшие в воздухе фразы встречаются на полотне текста тут и там.
«Он открывает дверь в подвал и замирает на миг.
Перед глазами плывет.
— Это оно? — спрашивает он. — Они правда наступают?
Однако ответить некому»
Таким же получилось и описание военных действий. Конечно, тяжело говорить о событиях Второй мировой, не скатываясь в оценочные суждения, но автору это удалось. Он отошел от фронтов, боевых операций и деления на агрессоров-защищающихся — в его книге есть только люди, которым нужно как-то выживать в сложившихся обстоятельствах.
Подано все в виде разрозненных фрагментов, напоминающих кусочки мозаики. По ходу прочтения сам складываешь из них цельную картину происходящих событий. Не самый удивительный ход, но в данном романе он пришелся к месту, учитывая, как много человеческих судеб в нем переплетено.
Кстати, можно выделить еще одно необычное, но важное действующее «лицо» — радио. Именно оно объединяет людей на разных уголках материка, заставляет продолжать бой, когда поражение уже неизбежно, и предоставляет пускай и непродолжительные, но столь желанные моменты покоя.
Возможно, «Весь невидимый нам свет» покажется кому-то слишком простым и сентиментальным, совсем не соответствующим постмодернистским течениям литературы. Но разве это плохо? Дорр проделал огромную работу, это заметно в любом фрагменте книги. Современные романы далеко не всегда должны поднимать актуальные вопросы или создавать нагромождение из комплексных концепций. Порой просто приятно почитать о людях и воле к жизни.
Озвучил книгу Игорь Князев. Очень удачно был применен звуковой эффект радиопереговоров. Благодаря ему большие и маленькие трагедии войны ощущаются еще живее. А все пейзажи и интерьеры из-за точных описаний видятся еще лучше.
«Жажда» (2017 г.) Ю Несбе Слушать на Storytel
Каждый уважающий себя фанат детективов должен знать, кто такой Харри Холе. Придуманный Ю Несбе еще в 1997 году детектив, утопающий в алкоголизме, блуде и рефлексии, сразу же полюбился читателям. В его погоне за преступниками нет ни капли благородства, им скорее движет иррациональное влечение кинуть их за решетку. И последний на данный момент роман в серии, «Жажда», наглядно демонстрирует, насколько тяжело бывает перебороть себя.
В уже 11-й книге цикла кажется, что жизнь Харри наладилась. Он бросил пить и завел семью. Даже от работы полицейского отказался, теперь предпочитая преподавать в академии. Но все меняется, когда в городе объявляется преступник, высасывающий кровь девушек. И тогда темная страсть Холе к поимке злодеев пробуждается с новой силой.
Само название «Жажда» обыгрывается автором на ура. Ю Несбе сталкивает преступника, который явно неравнодушен к человеческой крови, и детектива, смысл жизни которого заключается в умственных сражениях с убийцами. И неизвестно, чья «жажда» окажется сильнее.
« — Мы начинаем с того, что у нас все есть, а потом мало-помалу все теряем. Силу. Молодость. Будущее. Людей, которых любим…»
Декорации — маленький, но отчего-то совсем неуютный Осло. К проработке антуража Несбе подходит со всей ответственностью. Культурного пласта, заложенного в одном его романе, хватило бы на целый цикл менее талантливому автору. Тут тебе и отсылки к Мураками, к Достоевскому, к Pink Floyd, к King Crimson и ко многому другому.
Но вовсе не обязательно понимать многочисленные оммажи на культуру и искусство, чтобы получить удовольствие от чтения. Отличное произведение как раз и отличается тем, что им можно насладиться сполна совершенно неподготовленным. И Ю Несбе воплощает этот принцип в «Жажде» с лихвой.
Читает книгу Иван Литвинов. Это сложно передать словами, но от тембра его голоса так и веет нуаром, которым пронизано все произведение. Невзрачные улицы Осло становятся еще мрачнее, преступники — еще ужаснее, а маниакальные стремления возводятся в абсолют. В этом случае, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.
Активировать бесплатный пробный период в Storytel
Современная литература настолько богата и разнообразна, что уместить все достойные книги в одном материале было бы невозможно. По крайней мере, мы можем привести еще небольшой список, в котором каждый пункт заслуживает внимания.
- Мэттью Стокоу: «Коровы» Харуки Мураками: «1Q84» Мариам Петросян: «Дом, в котором…» Кормак МакКарти: «Дорога» Дэвид Митчелл: «Облачный атлас» Карлос Руиса Сафона: «Тень ветра» Винфрид Георг Зебальд: «Аустерлиц»
@media display screen and (max-width: 500px) { .table-res tr { show: flex; flex-direction: column; align-items: middle; } .table-res td { show: block; margin-bottom: 15px; text-align: middle; } }
Источник