Разбираемся в ролевой системе Diablo.
Поскольку в прошлый раз меня уже назвали хейтером Ивана Лоева, то сочту необходимым для начала похвалить его: анимированные вставочки красивые (не знаю, кто-то отдельно у них этим занимается или Иван сам их создавал), а рассказываемый текст подается интересно.
Ролевая система — Альфа и Омега ролевых игр. С чего начинать разговор о любой RPG как не с неё? Пусть даже этой RPG и является Diablo, что имеет несколько упрощенную систему по сравнению с другими играми своего времени. Но означает ли это, что она элементарно проста? Если верить словам Ивана, то да:
Однако внешняя простота может ввести неподготовленного игрока в заблуждение. Является ли Иван неподготовленным игроком, имея за плечами десяток лет опыта? За его авторством выпущено как множество обзоров, так и историй серий, в том числе и по ролевым играм… так что скорее всего нет. Но вопросов возникает много.
Давайте по порядку:
Во-первых, сила. Самое главное то, что она служит требованием для ношения шмоток, но также отвечает за урон в дальнем бою даже у разбойницы:
Bow character damage:
Rogue: (Str+Dex) · clvl / 200
Во-вторых, запомните вот эти слова Ивана про ловкость, мы еще к ним вернемся:
Сейчас же следует знать, что суть этой характеристики не в: «ловко уворачивался», а в том, что она отвечает за блок щитом. Кроме того, она определяет AC — Armor Class, то есть защиту и вышеупомянутый To Hit — шанс попадания оружием ближнего и дальнего боя:
Armor Class:
Dex/5 + ACitems
Blocking monster: Dex + 2·(clvl — mlvl) + bonus
Blocking player: Dex + 2·(clvltarget — clvlattacker) + bonus
Blocking trap: Dex + bonus
To Hit %:
on character screen: 50 + Dex/2 + ToHititems
melee: 50 + Dex/2 + ToHititems + clvl + bonus
arrow: 50 + Dex + ToHititems + clvl + bonus — distance·distance/2
magic versus monster: 50 + Mag — 2·mlvl + bonus
magic versus player: 50 + Mag — 2·clvltarget + bonus
В-третьих, интеллект (который на самом деле называется Magic) отвечает не только за количество маны, но также за урон и выступает требованием при изучении новых заклинаний и их уровней.
Вероятно, это просто какая-то нелепая шутка, однако если уж и проводить подобные параллели, то интеллект всё-таки отвечает за начитанность. Чтобы выучить заклинание необходимо ПРОЧИТАТЬ соответствующую книгу, а для этого требуется качать эту характеристику.
И Иван об этом знает:
В-четвертых, про живучесть в целом верно, поскольку классы из дополнения в видосе почти не затрагиваются, но вообще есть скрытый класс – варвар, у которого vitality добавляет бонус к урону в ближнем бою, если не надет щит (варвар как бы задуман про игру через двуруч):
Extra bonus for Barbarian without shield: Vit·clvl / 100
Кто-то скажет, что это маленькая и неинтересная деталь, однако, учитывая, что во второй части варвар появился уже как полноценный класс, она добавляет контекста. Особенно если вспомнить, что дополнение разрабатывалось другой студией.
Скорее всего, Иван просто не задумываясь пересказал начальную информацию из игрового мануала. Такое случается, что иногда в мануалах инфа бывает неполной или противоречащей игре. Например, в руководстве Xenomorph описывается амуниция и гаджеты, часть из которых попросту не попала в игру или вот в руководстве Elite 1984 рассказывается о существовании в игре более семидесяти тысяч Кораблей Поколений, но никто их так и не видел, правда продолжает существовать неподтвержденный слух, якобы они присутствовали в самой первой версии для Acorn Archimedes. Тут ты либо сам, после того как заметил эти несоответствия, пытаешься понять как на деле всё работает, либо, что более вероятно, пользуешься гайдами/советами хардкорных игроков, которые уже давно всё разложили по полочкам.
С базой вроде бы разобрались, переходим к классам:
Всё вышесказанное — полная каша, которая еще и противоречит не только тому, что мы сейчас узнали о характеристиках, но и словам самого Ивана, а сложность игры в таком случае является результатом скорее его непонимания и невнимания.
Воину в первую очередь качается ловкость, иначе этот косипоша не сможет нормально попадать по врагам и блокировать щитом (воин с двуручкой существует в порядке исключения — работает только в самом начале, либо если выпадет годная двуручка, но это уже для тех, кто шарит). Короче, To-hit это основной показатель на который следует обращать внимание воину. Помните, Иван сам говорил про то, что ловкость отвечает за попадание? Теперь он полностью обходит значимость этой характеристики для воина стороной, утверждая, что ему надо вкачивать только силу и живучесть.
Ого, оказывается при удобном стечении обстоятельств воину можно вкачать магию? Вот только не можно, а нужно. В любом случае. Как раз чтобы не превращать игру в вышеупомянутый цирк, коим Иван довольствовался. У воина есть 2 абсолютно обязательных спелла — телепорт и окаменение для решения подобных проблем. Но у него могут возникнуть и другие, в которых сильно пригодится тот же Holy Bolt. Ну или хотя бы лук на худой конец.
Тут стоит обозначить, что у всех классов свой кап характеристик. Софткап магии для воина невысок, как и силы у мага, но с той же ловкостью всё сложнее, ибо воину необходимо постоянно держать софткап To-Hit, а на эндгейме даже фулкап ловкости этого не обеспечит, нужен соответсвующий обвес. Кроме того, за пределы капа нет смысла вкидывать очки, ибо они просто выкидываются, но преодолеть кап характеристики можно шмотками. А так, даже существует билд у воина через ловкость на 100% шанс блока щитом. Но мы сейчас совсем не говорим про роль святилищ во всём этом, ну просто потому, что в видеоролике о них тоже совсем речи не велось, хотя и зря. Если же я начну разбирать те вещи, которые полностью не упоминались, то обязательно набегут в комменты доказывать, что это не ошибка автора, а осознанный выбор.
Максимальные характеристики без шмотья:
И со шмотьём:
Вообще, бегать за врагами — последнее дело, особенно на высоких уровнях сложности. Необходимо выманивать, атаковать из-за угла, в общем использовать особенности локации. Если уж приходится преследовать, то следует использовать атаку через шифт, потому что радиус удара может достать до противника, но атакуя через простой клик мышкой (в движении) персонаж не проведет самостоятельно атаку, даже если она должна достать, пока полностью не приблизится к врагу. А он говорит, что тактик у воина нет, пфф.
Игроки ещё в 90х выработали большинство хитростей и тактик, и задокументировали их. Иван, похоже, поленился изучить их, зато предпочел соврать и сказать, что они отсутствуют. Воин играется через позиционирование. Самое банальное — проходы служащие бутылочным горлышком, через которое враги будут ходить по одному. Другой распространенный вариант — встать в угол, чтобы не выхватывать от всех неприятелей разом. Также можно использовать объекты на локации, например бочки, которые перегородят проход части противников. При должной сноровке можно научиться выстраивать врагов в линию, в возможных на то случаях, дабы те подступали также по одиночке. Я не удивлюсь, если Иван играл и ничего не понял (самый очевидный вариант), как я приводил в пример Chaos Legion, когда ему на стриме объясняли люди как играть, а он после всех объяснений все равно продолжил делать, как и делал, игнорируя механики игры. Ну или он не проходил за воина, по крайней мере на футажах никнейм персонажа-воина принадлежит другому человеку, с которым Иван вместе играл DIablo на стриме. Или может он просто воспользовался его персонажем? В любом из этих случаев нет ничего плохого, просто непонятно что именно пошло не так.
Ох, что это мы всё о воине, да о воине, давайте уже об остальных классах:
Ловкость, конечно, основная характеристика у роги, но тут мы вспоминаем про силу её влияние на урон от лука, а также требования у шмоток. Короче, сильно (pun intended) сила не нужна, но по ситуации вкинуть в неё можно, особенно в случае выпадения хорошей брони. Другое дело магия: хилку, либо щит маны брать надо. Что именно — в зависимости от личных предпочтений и стиля игры. То же самое и с остальными спеллами: можно сделать мини-мага или попросту добавлять урон заклинаниями в те моменты, когда он эффективнее, а можно, по большому счету, забить на атакующую магию. Просто у разбойницы прирост и здоровья и маны по 2 на уровень, но кроме того бонус с вещей к тем же самым здоровью и мане идет по 1.5, что ставит её между воином и магом (тут мы совсем не затрагиваем тему бардов и монахов).
Mana:
Rogue: 1·Magcharacter + 1.5·Magitems + 2·clvl + Manaitems + 5
Life:
Rogue: 1·Vitcharacter + 1.5·Vititems + 2·clvl + Lifeitems + 23
Забавно, что здесь он рассказывает о том, как разбойницей можно встречать врагов у дверного проема, но игнорирует подобную возможность у воина: «у него просто нет никаких хитростей и тактик которые могли бы упростить жизнь». Хотя даже воин на футажах использует эту тактику:
Что значат слова про один тип атаки — я вообще не понимаю. Про ближний бой разбойницы и её возможности в магию я уже рассказал.
И весь этот абзац я тоже не понял. Однако напоминаю, что разбойнице никто не мешает достаточно эффективно работать оружием ближнего боя и даже замутить соответствующий билд. Броню у разбойницы тоже никто не отбирал, тем более что по базовым очкам силы у неё поболее будет, чем у мага, да и вкинуть при необходимости очки в силу дабы напялить броню — вполне нормально, поскольку сила в любом случае увеличит урон даже у лука. Я уже повторяюсь, но хз как ещё отвечать на вышесказанное.
И да, алебард в игре нет.
А теперь о маге (на самом деле он Sorcerer поэтому не путать со статом Mag(ic)):
Магу действительно качается ТОЛЬКО интеллект поэтому:
— противоречит логике. Качать Vitality магу — бесполезная трата очков характеристик, уж тем более на первых парах, когда надо выучить заклинания. Если воин получает 2 очка здоровья за каждое очко живучести, то маг всего 1, зато за каждое очко Magic — 2 маны. Суть вся в том, что маг играется через щит маны, который предотвращает получаемый урон, но во время этого сжирает ману. Если рога играется через щит маны, то аналогичная ситуация. Однако на хай лвл у мага открывается выбор по билдам, в частности билд боевого мага — вкачать силу, чтобы надеть латы, намутить подходящий щит и оружку. В порядке общей информации стоит упомянуть, что маг тоже не про бездумное пуляние магией во все стороны, позиционирование важно и для него, будь то стрельба по прямым линиям или использование заклинания огненной стены для создания преграды, включая абьюз искусственного интеллекта противников с помощью этого спелла.
Mana:
Sorcerer: 2·Magcharacter + 2·Magitems + 2·clvl + Manaitems — 2
Life:
Sorcerer: 1·Vitcharacter + 1·Vititems + 1·clvl + Lifeitems + 9
Вероятно, бесполезно вкинутые очки характеристик в здоровье вместо магии и создали Ивану ситуацию, которую он описывает как:
И да, персонаж-маг вновь демонстрирует никнейм того же самого человека, что принадлежит воину. Кстати, вот его твич канал с соответствующим названием: KeylorReyzer
Вообще, довольно странно, что человек, который любит Diablo (по его же словам) использует чужие футажи или чужих персонажей, а не проходит игру лишний раз самостоятельно. Ну, ладно.
Какие из этого делать выводы — думайте сами, но о том, что футажи к другим играм не принадлежат Ивану и как это связано с тем, что он рассказывает об этих играх, мы еще в дальнейшем поговорим. Напоследок я хотел бы ещё раз процитировать Ивана:
Теперь эти слова звучат довольно иронично, не находите?
Ссылки на Stopgame:
На историю от SG;
На запись коопа Ивана и KeylorReyzer;
На стрим на котором Иван признается в любви к Diablo;
На эпичный стрим по Chaos Legion.
Руководство к Diablo:
Основным источником информации послужил Jarulf’s Guide. Оттуда все циферки и формулы. Мастхэв если вы желаете знать как всё работает, но помните:
«It is worth noticing that there are 3 kinds of people in the world, those who can count and those who can’t»
Сверялся с фанатскими гайдами по классам, билдам и механикам вот здесь:
Даже не обращаясь к вики или мануалам всегда можно найти дельный совет на форумах или реддите:
Спидраны не совсем репрезентативная вещь, но заценить их тоже можно:
За разбойницу с магией — таймкод на характеристики 20:20
За мага — таймкод на характеристики 32:18
Руководство к Xenomorph:
Руководство к Elite, страница 30:
По Elite я ссылаюсь на wiki игрыи на интервьюна сайте по игре:
Мой материал по Chaos Legion в котором я подробнее рассказываю про стрим от SG.