Приключение для тех, кто когда-то мечтал воровать идеи из книг — буквально.
О проекте The Bookwalker — тогда еще без всяких дополнительных слов в названии — я узнала на трансляции еще в 2021-м году. Описание и трейлер были поразительны, как и возможность поиграть в демо-версию. Затем проект пропал из новостей, но, в общем-то, для игры в активной фазе разработки от небольшой команды это более чем закономерно — и даже правильно.
Новый ролик на недавней выставке и дата релиза оказались внезапны. Так скоро — и уже готово! Ну, и, опять же, упоминание о демонстрационном варианте, который я восприняла со сдержанным безразличием — я же уже играла. Впрочем, освежить воспоминания, еще раз пройти классный уровень мне показалось хорошей идеей. И каково же было мое удивление, когда демоверсия оказалась той же, но новой.
О чем демоверсия?
Видавший лучшие деньки коридор с множеством плотно закрытых дверей, за которыми от чего-то или кого-то прячутся, освещен теплым светом. За окнами — закопченная стена возведенного завода, перед глазами — листовка о выселении Этьена Квиста. Это, кстати, наш главный герой — талантливый писатель, осужденный и отстраненный на 30 лет от своего ремесла Городским управлением писательской полиции. Что за особо опасное преступление — а квалифицируется оно именно так — Этьен совершил, пока узнать не представляется возможным, но вот избавиться от наказания и снять блокирующие творческий процесс наручники ему очень уж хочется, пусть и с помощью сомнительных людей.
Условия сделки таковы: Квист берется исполнить 6 заказов, после чего в обход всем законам его освобождают от оков, и он может продолжать создавать. Что есть эти самые таинственные заказы? Все просто: Этьену нужно войти в книгу, забрать искомое и вытащить его в реальный мир. Ничего сложного, приключение… на маленькую вечность.
Пусть здешний мир так схож с реальностью, в нем царят иные законы: богатеи заказывают и восстанавливают себе места и людей, вытаскивают из книг персонажей и вписывают туда свою рекламу, а специалисты-волкеры ныряют в рассказ за рассказом и ценой значительного риска добывают требуемое. Если кому-то нужно зелье бессмертия, то им ничего не стоит организовать целую имитацию тюрьмы XIV-го века буквально воссоздав, вытащив ее из прошлого, и раз за разом воскрешать великого алхимика Александра Митийского, способного его создать. Раз за разом находить ему десятки жертв для испытаний, и смотреть, как он создает искомый эликсир… но в этот раз Этьен должен зелье забрать.
Оказавшись внутри, первое, что видит незадачливый писатель — труп себе подобного с прострелянной головой. Около него — небольшая защитная клетка с не живым существом, но персонажем. Пока он внутри, книга не поглощает его, а, значит, новый знакомый не подвластен ее законам. Голос из металлического сосуда не без сарказма говорит, что может подсказать любой факт из написанного в этой книге, ведь он полностью прошел через нее пять раз, но сам — из другой. Как и убийца его предыдущего хозяина, а в остальном бояться нечего, от любой опасности сбережет, укажет, где цель — алхимик!
Кстати, он на 86-й странице, в паре сражений с Пожирателями чернил от писателя, и вот-вот ускользнет к своей мертвой возлюбленной, ради которой и создает эликсир. Вовсе не для тех богатеев, которые его наняли и заперли под землей, старается ученый, на сломанных ногах из последних сил он ползет к кладбищу, и на совести Этьена будет решение: забрать эликсир из книги навсегда — весь или все-таки оставить половину.
И если милосердие победит, если снова свершится триумф научного гения над серостью обывателей, феодальными ограничениями и самой смертью, то последствия могут быть самыми плачевными уже для Квиста.
Так выглядит демоверсия на данный момент, а, значит, похоже, в релиз пойдет именно такой сюжет. А вот раньше детали отличались значительно. Начать стоит с того, что главный герой получал наказание навечно, что самую малость дольше, чем три десятилетия. И получил он это наказание за тяжелейшее преступление среди писателей — плагиат. Клетку с говорливым напарником не приходилось ни с кого снимать: в ней был брат писателя, который лишен тела и даже в подобном состоянии не в восторге от той незаконной деятельности, что ведет Этьен. Фабула с алхимиком не менялась, но в отличие от новой версии, где Квист достаточно хладнокровен к участи несчастного, в старом варианте он в этот же момент под воздействием эмоций обещал своему брату вписать его в свою книгу, тем самым хоть немного искупив вину.
Следом поступал новый заказ, очевидно являющийся миссией из середины игры, поскольку протагонист упоминает его как третью по счету работу. Этьен обнаруживает себя в пустом паровозе, рядом — скелет машиниста, по рации слышится голос юного парнишки, уверенно рапортующего, что по всем обстоятельствам Квист теперь занимает место усопшего. Поезда в этой книге несутся сквозь бури смерти, грусти и радости по песчаному миру от одного города-укрытия к другому, время пребывания в которых жестко ограничено для всех. Безопасное убежище — твое на каждую песчинку выданной меры песочных часов и не на крупицу больше, и даже бумажноголовый лик Этьена не способен ужаснуть здешних закаленных бедами жителей.
Увы, побродить по городу не получалось — как раз здесь ранняя версия обрывалась.
Как играется демоверсия?
The Bookwalker совмещает в себе два типа игрового процесса — по одному на виды реальностей. В мире, где Этьен — обвиненный в преступлениях простой человек, все представлено от первого лица. Пообщаться с соседями ради того или иного вопроса, получить новый чемодан с информацией по заказу или отдать исполненный, да поспать — вот и все занятия. Между версиями здесь не произошло существенного изменения.
Небольшим нововведением стала возможность добавления новых умений для альтер-эго Квиста — он их буквально придумывает, как и положено человеку искусства.
Внутри книг — классическая привычная RPG-изометрия. У нас есть определенные локации, на них — объекты интереса, ходим, трогаем, беседуем с напарником или сторонними персонажами. Но не без изюминки: поскольку Этьен находится в книге, но не принадлежит ей, то способен влиять на мир страниц. Приложив немного крови-чернил к объектам, протагонист буквально способен голыми руками раздвигать металлические решетки. К сожалению, подобного рода взаимодействий в демоверсии мало, и зачастую приходится нырять в реальность — и забирать вещи уже оттуда, понося их внутрь произведения. Благо, «проснуться», как здесь это называется, можно в любой момент.
Тот факт, что Квист не является чем-то изначально существовавшим в этом издании, однако, не мешает ему самому испытать на себе последствия бытия внутри. По строчкам, по страницам любой книги могут расползаться Пожиратели чернил — чуждые сюжету существа, способные принимать любой облик и искать свою любимую пищу. А, поскольку, и оружием, и сущностью незваного гостя будут такие же чернила, он попадает в их меню.
Сами бои представляют собой статичные пошаговые события. У Этьена есть три (после завершения заказа с зельем их станет четыре, но испытать новое умение не получится) основные способности — наносящая прямой урон, высасывающая чернила из врага с небольшим количеством повреждений по нему и оглушение, которое работает на всех врагов, но с шансом на провал.
Эта механика уже трансформировалась с предыдущей версии: в том варианте необходимо было нажать кнопку мыши в правильный момент, чтобы еще и получить крит — этот элемент сейчас отсутствует. Заметно, что и визуально бои немного потеряли в оформлении. Раньше каждый росчерк пера Этьена по Пожирателям словно надрывал страницу, проглядывали печатные буквы на пожелтевшей бумаге, сейчас же — просто мазок чернил.
Система создания предметов особой корректировке не подверглась — лишь внешний вид исправили согласно новому стилю.
Заметна и трансформация локации реального мира и интерфейса как такового. По неясной мне причине более атмосферный старый портрет перерисовали на новый — под стать обложки (которая и так была отлична!).
Некоторым диалогам добавили ладности, отчего они стали звучать приятнее. Также число заказов сократили на один, и, к моему приятному удивлению, в новом трейлере можно прочесть их названия — первые два действительно совпадают с теми, что есть или упоминаются в демо.
Что же можно однозначно похвалить, так это оптимизацию. Уж не знаю, по какой причине, но первая демоверсия в коридоре и квартире Квиста нещадно подтормаживала, сейчас в этом навели полный порядок, а с изометрической частью и изначально не было нареканий.
The Bookwalker, похоже, изменился навсегда — и пока нет возможности сказать, стала ли история лучше или хуже. Интересный мир, где взмах пера может быть опаснее выстрела из пистолета или изуверских опытов, все еще готов распахнуться перед всеми желающими. Подобно Этьену, мы отправимся в искусственно созданные вселенные, где станем манипулировать материей и живыми душами в попытке добиться общей цели, и в этой аналогии, в этой параллели игрока и персонажа есть своя прелесть.