Что делает Дениса Мацуева таким феноменальным: мнение Антона Шастуна и анализ их музыкальной величины

Что делает Дениса Мацуева таким феноменальным: мнение Антона Шастуна и анализ их музыкальной величины

Два дня назад на канале «ШАСТУН» во ВКонтакте вышел выпуск «Цитат» с Ирой Мягковой. Уже на двадцатой минуте выпуска Антон поднимает тему «крутости» пианиста Дениса Мацуева, который «механически очень офигенно играет чужое». Антон поднял тему, достойную целой статьи: можем ли мы назвать великим музыканта, который «не создает ничего сам», на примере Дениса Мацуева.

Антон размышляет о теме величия не с целью оскорбить или унизить. Он изначально обозначает свое отношение к пианисту как непредвзятое. Ведущий называет Мацуева широко признанным музыкантом не только в России, но и в мире, не отрицая его способностей и таланта. Но вопрос о «крутости» все еще висит в воздухе. Стоит отметить, что соведущая Антона – Лиза Гончарова и приглашенный гость – Ира Мягкова стараются доказать обратное: то, как играет Мацуев – не играет никто. В этом его феномен.

Для начала давайте разбираться, кто такой Денис Мацуев. Денис Мацуев стал известен как музыкант еще 25 лет назад, когда одержал победу на XI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве. Мацуева рады видеть в любых концертных зала мира. В 2019 году пианист был удостоен золотой медали им. Льва Николаева за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры.

Мацуев имеет активную фанбазу, которая по словам самого пианиста на 70% состоит из молодежи; до пандемии он давал до 250 концертов в год. А по данным госзакупок, его можно назвать одним из самых высокооплачиваемых музыкантов России. Так за что же любят Дениса Мацуева.




Ира Мягкова была близка к истине: то, как играет Мацуев – не играет никто. The New York Times отметила запись»Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall» 2008 года следующей рецензией: «…он настолько тонко чувствовал нежнейшие моменты, что, казалось, такие чарующие трели вам больше никогда не услышать». Здесь хочется задать вопрос: это талант или, как выразился Антон, «офигенная механическая работа»? Играет ли Мацуев лучше Рахманинова, например.

На этот вопрос, как мне кажется, очевидного ответа нет. Все-таки в творчестве можно сравнить плохое с хорошим, а великое с великим – нет. Антон математически попытался разделить творцов на две категории:

  1. Те, кто создают музыку сами, например, группа «The Beatles»
  2. Те, кто воспроизводят уже существующий материал, например, оперные певцы.

На самом деле, Шастун задает вопросы, которые не лежат на поверхности. Но и ответ здесь есть. Из миллионов умеющих петь людей, мы слушаем того, кто популярен. Из всех пианистов мира мы выделяем Мацуева, потому что он известен. А в чем складывается эта известность? — В таланте.

Мацуев действительно талантлив, и выражаясь языком Антона, он не просто «механически» делает это хорошо. Несмотря на ноты, Мацуев играет произведения по-своему, и как сказала Лиза Гончарова – что-то в сердцах людей он, именно он, своей игрой затрагивает.

Мацуев не просто пианист, его считают одним из наиболее авторитетных интерпретаторов музыки. В его исполнении звучали мировые премьеры и первые в истории записи неизвестных сочинений Рахманинова.

Вывод следующий: великий музыкант – не тот, кто делает «свое», а тот, кто это делает по-своему!


Аналогий можно привести множество: от танцора, танцующего постановку хореографа; до актера, который работает по тексту, написанному сценаристом. Но важным аспектом, как ни крути, остается подача. А пример с Денисом Мацуевым очень ярко под это подходит.

Огромное спасибо команде «Цитат» за возможность думать и анализировать.

Автор: Алина Ахметзянова

 

Источник

Читайте также