Скорее всего, компания лишь ещё сильнее огородится от фанатов.
В конце июля в сеть попал так называемый gigaleak — масштабный слив данных с исходным кодом десятков классических игр от Nintendo — Super Mario 64, The Legend of Zelda: Ocarina of Time, Yoshi’s Island и многих других. «Утекли» не только релизные билды, но и ранние — как вышедших, так и отменённых проектов.
Датамайнеры нашли в коде много чего интересного — например, оригинальную модель Луиджи в Super Mario 64 (в релизной версии героя не было), вырезанного персонажа для Animal Crossing или отменённую ролевую игру про хоккей.
Но это не самое важное: благодаря наличию исходного кода игрокам открылись бесчисленные возможности в эмуляции классических тайтлов и их модификации. Более того, по ранним билдам и заметкам авторов можно наконец узнать, как разрабатывались игры почти двадцать-тридцать лет назад. В The Verge рассказали, чем так важна эта находка и к чему она может привести.
Утечка исходного кода или ранних скриншотов игр — не редкость для индустрии. Каждый год в сети то и дело оказываются записи геймплея отменённых проектов — в основном, это касается давно забытых IP.
Но gigaleak — это слив беспрецедентного масштаба. Датамайнеры могут посмотреть, как разрабатывались культовые игры, положившие начало одним из самых прибыльных франшиз Nintendo. И это при том, что компания известна своей закрытостью — по сей день игроки почти не знают, что происходит за её стенами. А все свидетельства Nintendo удаляет.
Исходный код игр тридцатилетней давности — ещё и от одной из самых закрытых компаний — имеет почти что музейную ценность. С момента слива не прошло и недели, но за это время игроки отыскали подробности разработки десятков игр. Датамайнер MrTalida сравнивает это с просмотром шедевральных картин Леонардо да Винчи через рентген — так можно увидеть все слои краски на полотне.
В gigaleak можно найти в том числе вырезанные локации из культовой The Legend of Zelda: Ocarina of Time или, например, первые пробы Nintendo в 3D-графике. Такие детали чрезвычайно важны в контексте истории игровой индустрии — и потому удивительно, что сама компания ими не делится.
Но, с другой стороны, поднимается вопрос об этичности использования подобных утечек. Во-первых, источник данных до сих пор неизвестен — скорее всего, их добыли нелегально. И если выяснится, кто слил gigaleak, у него будут явные проблемы с законом.
Во-вторых, среди найденной информации оказался не только безобидный исходный код видеоигр, но и персональная информация сотрудников — например, переписки по электронной почте. Так, в gigaleak нашли многочисленные упоминания некой закулисной драмы у создателей Star Fox о хранении и передаче порнографии внутри офиса.
В каком-то смысле gigaleak напоминает масштабную хакерскую атаку на Sony Pictures в 2014 году — тогда слили пять невышедших фильмов студии и множество документов, компрометирующих топ-менеджмент и ключевых сотрудников компании.
Впрочем, не все датамайнеры разделяют беспокойство об этике.
Также утечка обнажила проблемы в кибербезопасности Nintendo — gigaleak в очередной раз показала всей индустрии, что крупным компаниям стоит вложиться в системы защиты.
А сама Nintendo, скорее всего, после сливов ещё яростнее начнёт преследовать всех, кто «незаконно» использует её IP — например, выпускает моды или публикует видео про игры издателя на YouTube.
Nintendo до сих пор никак не прокомментировала утечки. Но из всей ситуации с gigaleak стало ясно одно — в отличие от многих других компаний, Nintendo продолжает хранить исторические данные о своей деятельности. Просто издатель не хочет ими делиться.