У разработчиков Mass Effect 3 довольно смешанные впечатления от финала именитой серии — как собственно и у фанатов, которые в нее играли. [внутри спойлеры к трилогии Mass Effect]
Это перевод статьи Cian Maher.
Сказать, что финал Mass Effect 3 был спорным – это ничего не сказать. Хотя некоторым кажется, что финал трилогии вышел относительно нормальным, стоит только заглянуть на форумы 2012 года, чтобы понять что это не так. Огромное число фанатов были сильно разочарованы сюжетной развязкой, за которой некоторые из них следили уже пять лет.
Мне всегда было интересно, что сами разработчики Mass Effect 3 думают об этом финале. Было ли у них единое мнение на этот счет? Определенно нет, учитывая огромные размеры крупных игровых студий, таких как BioWare. И ещё у меня возник вопрос по расширенной версии концовки, которая была выпущена после многочисленных просьб со стороны игроков.
За последние несколько недель я поговорил со множеством разработчиков, которые работали над трилогией Mass Effect, в том числе с несколькими, которые работали именно над Mass Effect 3. Мне показалось, что стоит спросить их мнения касательно концовки трилогии и их мыслей насчет последовавшей на неё реакции от игроков. Результаты вышли почти идеально противоречивыми.
«Мне сейчас было бы легко сказать: «Я знал, что концовка отстой», но … у меня действительно были опасения на этот счет», — говорит мне сценарист Mass Effect 2 и 3 Джей Тернер. «К тому времени, как были приняты все окончательные решения по проекту, я уже работал в другой студии EA и слышал всё только со слов друга, который все еще работал над проектом, но то, что я услышал, казалось мне неправильным.»
«Когда я прошел игру, меня вполне устроил финал, так как я воспринимал Mass Effect 3 целиком как финал трилогии, но после моего последующего прохождения и осознания, что мои решения изменили только цвет взрывов, в финальной кат-сцене, я был очень расстроен».
Другие разработчики разделяют это мнение. Старший дизайнер геймплея Mass Effect 3 Патрик Моран также был разочарован, когда он узнал, чем закончится трилогия, и даже упомянул, что он сам и несколько других его коллег активно просили изменить ее.
«Многие из команды Mass Effect противились такому завершению», — объясняет Моран. «Я помню, как читал куски сценария и расстраивался, потому что мне казалось, что все решения, которые я принимал, уже не имеют значения. Я отправил письмо, где выразил свое несогласие с концовкой, но не получил на него ответа. Командой Mass Effect управляли как кораблем ВМФ США, со строгим подчинением, четкими сферами ответственности и руководителями команд, которые годами ждали своей очереди на повышение. Вы следовали приказам и старались не быть слишком писклявым или наглым. Команда Dragon Age определенно была скорее пиратским кораблем в то время».
Хотя очевидно, что некоторых разработчиков не впечатлило направление, в котором пошла BioWare, другие гораздо оптимистичнее смотрят на то, какой вышла концовка, особенно после выпуска Extended Cut.
«Концовка полагается на космическую магию, и ведущий сценарист, ведущий дизайнер геймплея и исполнительный продюсер — все принимали эту истину с самого начала», — говорит мне сценарист Mass Effect 2 и 3 Крис Хеплер. «Или любую достаточно продвинутую технологию» и всё в таком духе. Они хотели и получили действительно значимое решение, которое затрагивает всю галактику. Если задуматься, ни один из трех вариантов не является абсолютно верным или «правильным» ответом для всех. Уничтожение не может решить проблему ИИ и органики; Контроль выгоден Жнецам; даже синтез, которого труднее добиться, чем двух других концовок, и звучит так, будто это был бы вечный мир, который нарушает целостность всей природы галактик, без каких-либо реальных последствий. Так что я думаю, в этом плане всё получилось.
«Удовлетворило ли это фанатов? Поначалу нет, и я считаю, что большая часть критики была заслуженной. Расширенная версия дала нам второй шанс сделать концовку, которая бы учитывала выбор многих других игроков и была бы настолько хорошей, насколько это возможно, с учетом уже принятых нами ранее решений. После выхода Extended Cut мне стало спокойнее за себя и за всю команду.».
Директор по разработке Mass Effect 2 и 3 Дориан Кикен соглашается с Хеплером в отношении Extended Cut, но также считает, что Mass Effect 3 изначально задумывалась как один большой финал, а не только решения в конце игры, которые вы делаете, когда сталкиваетесь с Каталистом.
«Я думаю, люди не оценили того факта, что Mass Effect 3 сам по себе является финалом», — говорит Кикен. «И того, сколько историй, начатых в первой Mass Effect, развившихся в Mass Effect 2, получили свое завершение в Mass Effect 3». Добавьте к этому перенос сохранений из Mass Effect и Mass Effect 2, и я думаю, что Mass Effect 3 сама по себе вышла отличным финалом.»
«Но есть и уроки, которые нужно извлечь. Мы часто говорим, что первая и последняя минуты игры имеют решающее значение, и это послужило отличным напоминанием об этом.» «Выпустить бесплатное DLC, посвященное финалу, было также правильным решением. Когда франшиза достигает определенного уровня успеха, она начинает жить собственной жизнью, благодаря фанатам. Звездные войны и их расширенная вселенная — отличный тому пример. Когда это происходит, вам нужно сбалансировать создание оригинального и неожиданного контента с учетом отзывов игроков, которые иногда живут и дышат вселенной больше, чем вы сами».
Кикен также ссылается на реакцию фанатов, подтверждая давно распространенную теорию о том, что Гаррус был выбран в качестве романтического варианта только в Mass Effect 2 именно потому, что он так понравился фанатам в первой игре. Первоначальный план состоял в том, чтобы сделать его персонажем, с которым можно строить только дружеские отношения, как с Рексом например, но из-за большого количества отзывов, полученных BioWare, команда решила воплотить в жизнь культовую романтическую линию Гарруса.
В конце концов, смешанные отзывы, описанные выше, отражают общее восприятие игры в целом. Некоторые разработчики были разочарованы, в то время как другие активно хотели изменить концовку. С другой стороны, некоторые люди думали, что Extended Cut версия исправила некоторые предполагаемые ошибки, которые допустила BioWare. В конце концов, окончательное завершение горячо любимой трилогии, изначально основанной на причине и следствии, никогда не было лёгкой задачей.
«Я скажу так, когда вы даете человеку три огромных игры, в которых он может принимать сложные решения, формирующие свою версию истории / галактики / персонажа, то у вас никогда не получится правильно завершить столь разнящийся игровой опыт», — говорит мне старший сценарист Mass Effect 3 Нил Поллнер. «Невозможно подытожить всё то, что так долго накапливалось, ветвилось и росло». Когда на протяжении всего игрового опыта вы предоставляете людям осознанный выбор, я думаю, что любой финал, который не предполагает огромного количества его вариаций, будет разочаровывающим.
«Насколько мне известно, большая часть команды не знала, чем закончится Mass Effect 3. И, по моим сведениям, изначально не было определено видение этого финала.»