Бэтмен: Смерть в семье

Авторы сценария: Джим Старлин и Марк Вульфмен

Художник: Джим Апаро и Том Грамметт

«Тебе будет намного больнее, чем мне»

Бэтмен: Смерть в семье

«Смерть в семье» — это мини-арка, состоящая из четырёх выпусков и выходившая в 1988 году. Данная история является особым событием для мифологии про Тёмного рыцаря. Сюжет комикса разворачивается вокруг Робина, который узнаёт, что его родная мать жива, и потому решает отправиться на ее поиски и встретиться c ней. Тогда под личиной Робина скрывался Джейсон Тодд – второй Робин.

Во всю эту заварушку приплетаются актуальные на то время проблемы на Ближнем Востоке и само собой – Джокер. Именно он похищает Джейсона и начинает его пытать. Думаю, по названию комикса, можно понять, чем все закончилось. Робин умер. Но убийцей тут выступил не только Джокер, но и сами читатели!

В то время, издательство DC Comics решили использовать новую технологию. Издательство хотело попробовать развить идею того, что читатели могут сами влиять на события в комиксах. Раньше поклонники просто присылали письма и давали некую обратную связь на фестивалях и так далее, а теперь DC захотело дать возможность фанатам проголосовать напрямую по телефону. В те времена, это на самом деле считалось прорывной технологией и поэтому DC почти сразу решили использовать данную практику. Но куда же можно было бы попробовать интегрировать данную технологию? В те времена, читателям пришлось бы платить 50 центов, чтобы сделать такой звонок. Поэтому DC понимали, что выбор, ради которого читатели должны были заплатить за звонок, должен быть очень важным и даже жизненно важным. И выбор пал на Робина – чудо-мальчика.

К такому событию даже выпустили рекламу с угрожающим слоганом: «Робин умрёт из-за того, что Джокер хочет отомстить. Вы можете предотвратить это телефонным звонком».

Помимо введения интерактивности, издатели решили также демократическим способом решить, насколько персонаж Робина все же важен для фанатов. Почти за 36 часов телефонного голосования, свои голоса отдало около 10614 человек. Больше читателей проголосовало за смерть Робина, но с перевесом всего лишь в 72 голоса. Решение было принято-Джокер убил Робина.

Касательно самого сюжета, тут на самом деле не все так однозначно как может показаться. Робин узнает, что он был усыновлен, и он находит список с именами трех женщин, одна из которых могла быть потенциально его настоящей матерью. И как оказывается все трое, довольно удобно, работают на Ближнем Востоке! Как удобно, согласитесь? Робин уходит в самоволку, не говоря Бэтмену, как и куда он отправился. А тем временем, все становится еще более «удобным» и «тесным» так сказать. Бэтмен обнаруживает, что у Джокера есть ядерное оружие, и он на Ближнем Востоке пытается его продать. Темный Рыцарь тут же узнает что Джейсон покинул дом и отправляется на Ближний Восток, чтобы остановить Джокера и спасти своего непутевого «сына». Короче, вот завязка появилась, пора седлать коней и отправляться в путь, который изменит жизнь Бэтмена навсегда.

Прежде, чем продолжать далее, хочется все же еще пару фактов рассказать о комиксе. Смерть семьи, в 80-х был настоящим хитом и эпиком. Его все обсуждали, он был почти настолько же крут, насколько «Топ Ган» или «Назад в Будущее». Этот комикс был у всех на устах. Однако в наше время, данный сюжет и комикс смотрелся бы неоднозначно и даже смешно. Почему так вы поймете далее, но держите у себя в голове одну мысль — это были 80-е!

По прибытию на место, после определенного кол-ва драк, погоней, выпутывания информации и исключения уже на тот момент двух женщин из списка потенциальных матерей, Робин и Бэтмен пересекаются и решают дальше работать вместе, чтобы найти Джокера и настойщую мать Джейсона. Вскоре, динамичный дуэт обнаруживает третью женщину в списке Робина в Африке, ее зовут доктор Шейла Хейвуд. Как оказалось именно она является биологической матерью Робина. Вроде все счастливы, все рады, но все забыли про «дикую карту» — Джокера. Как оказалось, доктор Хейвуд, является сообщницей Джокера. Какой тесный мир оказывается, да? В итоге она предает Робина с фатальными последствиями, для нее самой и сына. Джокер берет Джейсона в заложники на заброшенном складе и начинает его пытать медленно и жестоко. Узнав о предательстве, Бэтмен предпринимает попытку спасти своего протеже, но не успевает. Джокер взрывает тот самый склад, где он удерживал Робина с его матерью.

Реакция Бэтмена/Брюса Уэйна на эту трагедию, прописана очень ярко и выразительно. Ты как читатель чувствуешь его горе, как он это переживает и как меняется почти в этот самый момент. Джейсон Тодд никогда не был приятным и продуманным персонажем до этих событий, он был драчуном и хулиганом, никогда не думал наперед (чем ему это и аукнулось позже). По иронии судьбы, к нему начинаешь проникаться только, в этой истории. Это почти что жалость и большая утрата, что он должен был умереть именно тогда, когда он начинал раскрываться как персонаж — но не совсем. Даже зная, какие события произойдут, тот момент, когда Бэтмен находит Робина мертвым и бездыханным, остается пугающим даже сейчас почти три десятилетия спустя.

Опять же вроде все драматично, эмоции зашкаливают, но тут происходит немыслимое. Джокер становится послом Ирана в ООН… (я же говорил, это 80-е!) В то время Иран и США были смертельными врагами, но несмотря на это, так называемый «уровень размахивания флагами» тут начинает просто зашкаливать и финал истории потихоньку начинает скатываться в русло фильмов Майкла Бэя, с крутыми бойскаутами, автоматами и американским флагом на перевесе. Еще другая проблема состоит в том, что, хотя Бэтмен явно хочет отомстить Джокеру, но Вашингтон и Супермен ему показывает большую «фигу» и говорят, «Мы не можем себе позволить себе убить своего самого популярного злодея — он же посол Ирана!». Короче, финал довольно размыт, Джокер вступает в схватку с Бэтменом, они дерутся, раненый Джокер исчезает, чтобы закричать симовлично что в духе: «В другой раз Бэтс! Мы еще встретимся!», в то время как Бэтмен выглядит слегка раздраженным и как всегда углубившимся в свои тяжкие думы.

В российском издании комикса от издательства «Азбука» также вошла и история продолжение «Одинокое место смерти». Сценаристом тут выступил Марк Вульфман с тем же художником, что и рисовал «Смерть в семье»-Джимом Апаро. Тема данной истории поднимается вокруг вопроса нужен ли Бэтмену Робин? Станет ли Бэтмен более сосредоточенным и лучшим борцом за справедливость или скатиться до уровня отчаянного мстителя, неспособного справиться с горем? Ответ на этот вопрос скрывается в пяти частях истории «Одинокое место для смерти». Данная история также является дебютом нового Робина-Тима Дрейка, который еще очень долгое время будет помощником Бэтмена.

Как Бэтмен справляется с последствиями смерти Робина? Ну если, коротко, то не очень. Прям совсем. Мы узнаем, что Темный Рыцарь стал безрассудным и жестоким, подвергая опасности себя и других. По иронии судьбы, его многочисленные ошибки в этой области имеют ту же природу, что и ошибки Джейсона Тодда, в то время как последний все еще был активен как Робин. И хотя дворецкий Бэтмена Альфред пытается что-то сказать своему хозяину и вбить ему некую мораль, но его слова остаются не услышанными. Тем, временем некий молодой человек начинает собирать информацию, про Бэтмена и старого Робина – Дика Грейсона, который к тому времени уже стал независимым супергероем Найтвингом. Мы узнаем, что этот молодой человек — это Тим Дрейк, который помимо всего прочего знает, что Бэтмен-это Брюс Уэйн, и что старый Робин-Джейсон Тодд умер. В это же время мы узнаем, что в Готэм вернулся старый враг Бэтмена – Харви Дент, он же Двуликий. Бэтмен и Двуликий начинают активно преследовать друг друга в стиле фильма «Поймай, меня, если сможешь», превращая погоню в игры разума.

В то время, как «Смерть в семье» можно называть темной и грустной историей, то «Одинокое место смерти» это ничто иное как сказка, которая должна вдохновить читателя и самого Бэтмена на новое светлое будущее. Эта сказка по-своему заглядывает под маску Брюса Уэйна (не Бэтмена !) и фокусируется на том, как отец справляется со смертью своего сына. Неспособный убить ответственного человека за смерть почти что своего «сына» из-за его нерушимого кодекса чести, который делает его бесспорным героем, которым он является, он пытается преодолеть свою боль и вину, продолжая безумное, почти самоубийственное неистовство. Эта сказка также оправдывает существование персонажа Робина. Что такое идея Робина? Зачем он нужен? В чем смысл брать подростка, учить его единоборствам, одевать его в карнавальный костюм, а затем брать его с собой на борьбу с безумцами-убийцами? Зачем супергерою, который намного сильнее и умнее любого нормального живого человека, принимать в свою жизнь подростка-сироту в качестве партнера, в его — совершенно параноидальном — крестовом походе за справедливость? Ответ дает молодой человек, которому суждено стать, наверное, величайшим из всех, кто был одет в костюм Робина. Человек, который понимает символ надежды Робина и его жизненную важность в безумном мире Бэтмена лучше, чем его предшественники. Робин— это нечто большее, чем просто напарник. Без Робина Бэтмен просто перестает существовать. Это сильная идея, квинтэссенцией которой является рождение нового лучшего Робина. Сама история и сценарий в принципе хорошо написаны, но не без погрешностей, которые читателю в наше время, могут показаться отталкивающими и скучными.

Подытожим, что мы имеем. «Смерть в семье» точно является очень важным и культовым комиксом в мифологии Темного Рыцаря. Он определил персонажа на многие годы вперед, и дал новые возможности для рождения нового лучшего Робина (и он будет в штанах, ура). К прочтению обязательно, если вы тру фанат и/или хотите ознакомиться с мифологией Темного Рыцаря поглубже. «Смерть в семье» и «Одинокое место смерти» стоит читать вместе, чтобы понять где наступил закат, а где рассвет.

«Смерть в семье» 8.5/10

«Одинокое место для смерти» 7.5/10

P.S. Недавно издательство DC Comics выложило альтернативную концовку «Смерти в семье» с положительным исходом. В то время, ждать решения фанатов было нельзя из-за сроков сдачи номера в печать, поэтому обе концовки развития сюжета были заготовлены заранее.

Ссылка на другие медиа

 

Источник

Читайте также