Будьте осторожны, идут взрывные работы!

Пара слов о Нисаргадатте Махарадже и его книге «Я есть То»

Он мне даже снился. В его маленькой комнатушке, над бакалейной лавкой с дешёвыми индийскими сигаретами биди, которыми он торговал всю жизнь и которые сам курил без остановки, я говорил ему о своих проблемах, а он в ответ на меня кричал, убеждая в их никчёмности. Он вообще был учителем страстным: мог накричать и выгнать из своего дома, где и проводил духовные беседы. Такое, к примеру, не раз происходило со Стивеном Волински, его американским учеником. Жёсткий, страстный, много курил, ел мясо, — его образ далёк от филистерских представлений о том, как должен вести себя индийский святой.

И, тем не менее, он, Нисаргадатта Махарадж, был святым. По крайней мере, я в этом убеждён.

Итак, он мне даже снился. Быть может, это был просто сон. А может быть, благословение от гуру. Кто знает? Этот мир, похоже, устроен чересчур сюрреалистично.

«Я есть То», собрание бесед с посетителями, самая известная его книга. После её издания на Западе в 70-х гг. XX века к нему в Бомбей (Мумбаи) потянулись ищущие из США и Европы, смешиваясь в его комнатушке с этническими индусами. А он их всех шокировал. Отрицал реинкарнацию. Почти что полностью игнорировал банальные вопросы о житейских проблемах и смысле жизни. Ставил под вопрос само существование их «я». Кричал и выгонял. Много курил.

Нисаргадатта Махарадж принадлежал к индуистской традиции Навнатх-сампрадайя, имел право посвящать в неё, но просьбы о посвящении всякий раз отклонял. «Будет ещё одна идентификация, подпитывающая ваши эго и скрывающая от вас то, что вы есть на самом деле». В поздних беседах он практически полностью перестал использовать специфическую индуистскую терминологию. Его высказывания, и до того бившие прямо в цель, стали ещё проще, понятнее и прямее. «Почему вы продолжаете ходить ко мне, почему изо дня в день я вижу одни и те же лица?»

От постоянного курения у него развился рак горла. Болезнь он встретил мужественно и проводил беседы даже тогда, когда совсем ослабел.

Нисаргадатта, по существу, не говорил ничего нового, продолжая индийскую духовную традицию адвайты, недвойственности. Целью бесед с ним, «сатсангов», было получение не информации, а живого и непосредственного опыта самореализации. Человек разгадывал свою главную загадку: что он, на самом деле, человеком не является.

Если не человеком, то кем же или чем же?

Попробуйте разгадать эту загадку самостоятельно, следуя указателям от Нисаргадатты. Хорошим комментарием и пояснением к «Я есть То» и другим собраниям его бесед послужит книга упоминавшегося выше Стивена Волински, «Я есть то, что я есть». Именно с неё, наверное, и следует начать.

Чтение Нисаргадатты может оставить равнодушным, мол, какая-то белиберда, может обескуражить, а может взорвать и обратить в пепел. Непредсказуемые последствия. Острожно, на страницах этих книг ведутся взрывные работы!

Меня знакомство с «Я есть То» поначалу ошеломило, а затем привело в состояние сладостной эйфории. Помню, бродил в этом состоянии по парку… Рассказывать, о чём это всё, бесполезно. Лучше ограничиться тем, что сообщить: есть вот такая книга.

А что произойдёт дальше, — кто знает?

#святыекотычитают.

 

Источник

Читайте также