Скоро игре полгода.
Можно подвести промежуточные итоги, посмотреть чем она является сейчас, прикинуть расклады на будущее и решить стоит ли брать игру под выход второго сезона. Это большой обзор Грабли.
В описании используется жаргон файтанов, описание терминов можно найти в инете, в глоссарии игры или тут.
Содержание:
- Разработчики
- Что представляет из себя игра
- Мета
- Плюсы и минусы игры
- Перспективы
- Evolution
- Резюме
- Extra
Разработчики
Этот файтинг является продуктом совместного труда Arc Systems и Cygames, по франшизе Granblue Fantasy.
Один — это топовый дизайнер драчек с многолетним опытом и историей, второй — мобильный оверлорд с бездонными карманами денег.
Во время разработки Сиги контролировали арт-дирекшен, писали музыку, давали пожелания по игре и предоставляли необходимые референсы. Арки лепили модели и геймплей.
Суgames отличаются серьезной и продолжительной поддержкой своих игр, даже если в них никто кроме Японии не играет. Например, Shadowverse в этом году будет иметь миллионный долларовый призовой фонд. А первый мажор по Granblue разыграл несколько миллионов иен.
В одном из ранних интервью разработчики обмолвились о договоренности по 2-х летней поддержке продукта.
Что из себя представляет игра
GBVS — это классический 4-х кнопочный 2.5D аниме файтинг.
- L — light — быстрая, обычно плюсовая атака. Минимальный урон, сильно скалирует комбо. Основной инструмент прессинга.
- M — medium — средняя, обычно нулевая атака. Комбо филлер по большей части. В нейтрале используется для тычков.
- H — heavy — тяжелая, минусовая атака. Оптимальный комбо-стартер. В нейтрале используется для краша слабых атак и наказания тычков противника.
- U — unique — особый навык, не всегда атака. Польза и применение разное от героя к герою. Blazblue style почти.
Так же в игре имеется кнопка блока, универсальные броски, оверхеды, анти-эры и подножки. MK-шеры, welcome.
Выделяет игру наличие кнопки «Skill» и системы откатов. Вместо 623, 214 или 236 можно нажать скилл и не париться с инпутом. Заплатить придется 5-10 секундным кулдауном, во время которого не будет доступа к этому приему. Спешалы введеные «честно» имеют мгновенный откат и ими можно спамить «как обычно».
Темп игры средне-медленный. Это не значит что раунды длятся по минуте, это означает что легко уследить за тем, что происходит. Со скоростью все нормально, раунды идут по 30-40 секунд, а за 8 можно отхватить Perfect.
Несмотря на то что в игре много «фундаментала», приемы типа «Fuck Neutral» имеются. Однако, в отличие от собратьев, в игре отсутствует универсальная «Air Dash» механика.
Поэтому на шкале между Street Fighter и Guilty Gear, Грабля стоит ближе к SF.
Файтинг максимально дружелюбен к новичкам. Нет зубодробительных одно-фреймовых связок, хит-стоп арки «выкрутили на максимум«, присутствует комбо-туториал, а навыки наработанные на одном персонаже, легко перекладываются на других.
Типичные комбо-руты выглядят следующим образом:
- LLL — special
- H — special — M — special — H — super
Для любителей «глубины», игра может предложить ролл и додж механики. Каких-то иных продвинутых техник пока нет. Можно дать себе больше опций выбрав персонажа, предоставляющего такую возможность (Ферри/Нармая/Зета).
Single player content
Любителей сингла здесь развлекать пока мало чем.
Есть классическая Аркада, в конце которой покажут красивый арт.
Расхайпленный RPG мод, на самом деле, это просто изба-дрочильня скинчиков для оружия. Есть история оформленная в виде новеллы, но сюжет не очень интересный. Режим больше сгодиться для совсем новичков. Он позволяет познакомиться с персонажами и механиками.
Есть еще Вавилонская башня, но по факту это тот же самый RPG-мод только без катсцен и передышек.
Согласно ранним интервью, разработчики планируют добавлять больше PVE-режимов, но я бы не делал ставку на это, пока хотя бы трейлер не покажут.
Графоний
Арки, мастера аниме стилистики. Освоив тех, они только улучшаются со временем. На GDC у них было выступление, где они делились опытом.
При этом они остаются верны изначальному стилю и гача-игроки найдут много отсылок.
Причём я бы не сказал, что оно прям сильно требовательно к железу. Играю с хорошим визуалом на 5 летнем ноутбуке Gigabyte.
Звук
Сопровождение для браузерки частично писал бывший композитор финалок, Nobuo Uematsu.
Саундтрек файтинга же состоит из ремиксов оригинальных треков.
Он (саундтрек) запоминается и годится для прослушки вне игры. Персонажные темы дико круты.
Мета
Игра стартовала с 11 персонажами и первый пасс добавил еще 5. Стартовый набор оформлялся по принципу «функционального и гендерного баланса».
Есть четко выраженные фундаменталисты, рашеры, сетаперы, шото, граплер и зонер. Остальные герои как правило являются вариациями на тему.
На текущий момент ГБ является достаточно балансной игрой. Об этом говорят про-игроки и статистика. Мне не известно в какой степени Су влияет на решения по патчам.
Сильнейшим героем на текущий момент является Ферри. Моччи выйграл на ней мажор, командники строят стратегии вокруг этого бойца и она предлагает наибольшее количество опций своему игроку. Она же, кстати, является самым ненавидим противником : )
Самым слабым героем на текущий момент является Белзебуб (Вельзевул?). Финальный босс избегаем всеми игроками. Я ни разу его не видел ни в ранкеде, ни в обычном лобби. В командники его не берут, а во время мажора ни один Буб не дожил до топ 24. Это при том что он был доступен в первый же день, в отличии от Джиты которую добавили за месяц до турнира.
Все что находится между этими двумя аномалиями, можно с оговорками считать играбельным и «честным».
Плюсы и минусы игры
Плюсы:
- Красивый и качественный файтинг.
- Мало/нет багов.
- Прекрасная точка входа в жанр.
- Компания-владелец IP заинтересована в успехе бренда и имеет историю продолжительной поддержки своих игр.
- Вышла на ПК, обе платформы обновляются параллельно.
- На момент написания статьи продается по скидке.
Минусы:
- Delay based netcode by Arc Systems. Что означает 1-2 фрейма задержки, при игре по России, 3-5 при игре по Европе, а все остальное не играбельно в принципе.
- Большой урон. Комбы в углу отрывают минимум 60%, делая стоимость ошибки непомерно высокой. Это корёжит мету в сторону наличия качественных реверсалов.
- Мало персонажей. Куча людей/стримеров открыто заявляют, что им нравится игра, но нет персонажа, которого хотелось бы «мейнить».
- Непопулярность за пределами Японии и негативный пиар на Западе из-за DLC политики.
- Редкие патчи. Запишу в минусы, пока у всех горит от Spirit Maiden.
- Долгие загрузки в сравнении с файтингами от других компаний.
- Отсутствие адекватных хит-боксов и фрейм-даты в тренинге.
Перспективы
1) Если договор о 2-летней поддержке — правда.
Тогда, с учетом уже вышедшего пака, можно предположить, что нас ждёт минимум 4 сезона. Первый сезон включает в себя 5 новых персонажей, 2 арены и несколько скинов для оружия в РПГ режиме.
Если спроецировать такой расклад на пару лет, получается порядка 30 персонажей и 18 арен в «финальной» версии игры.
2) В Granblue Fantasy примерно 640 персонажей, считая повторы. Среди этого списка найдётся предложение на любой запрос в плане геймплея, внешности, гендера, возраста, лора и перверсии. Не говоря о потенциальных гостях из других IP, ведь Cygames любит поторговать лицом и по-коллабить.
3) Углубление механик в будущих сезонах. Сейчас мгновенный блок не даёт качественного преимущества, а супер набирается очень легко. За раунд спокойно можно набить 130-200 метра. Возможность жечь полоску ради каких-либо иных плюшек — это круто. Также наличие 3-х суперов у Ферри показывает, что увеличение количества скай артов — также возможный вариант эволюции.
4) Японцы не жалеют денег на призовые и монетарная мотивация фактически гарантирована. Cyber Agent (материнская компания) глубоко интегрирована в киберспорт Жапани и будет лоббировать свои интересы. Так же как это было с Shadowverse; которая, кстати, выходит на мировую арену.
5) Rollback. Фанатский или официальный. В теории можно будет скопипастить ГГ-шный, но этот вопрос останется висеть в воздухе, пока Страйв не выйдет. В интервью главный дизайнер дал неоднозначный ответ на этот вопрос.
6) Отсутствие прямой конкуренции на ближайший год. Guilty Gear, с роллбэком и романкаселами, улетел на 21 год. Если почитать дневник разработчика, то у игры могут быть серьёзные фундаментальные проблемы. А если глянуть календарь выхода игр, то там сплошное инди, КОФ 15 и Project L.
Причём, значительное пересечение игровой базы есть только у Риотовского файтана, но я не верю в его выход в этом году. Максимум трейлер на Иво.
Кстати об Иво…
Что если ты всё просчитал наперёд, но Бог сказал нет..
— С 2018 года Cygames является официальным спонсором EVO. На тот момент GBVS гарантированно был в разработке. Они вписались, когда стали уверены в конечном продукте.
— Параллельно с выходом файтинга, транслировался второй сезон аниме.
— Продажи игры на консолях, сопровождались подарками кодов от гачи.
Результатом таких превентивных мер стало больше 1900 регистраций на EVO. Это дохера для no name игры. Для сравнения в 2019 году Samurai Showdown был «новой» игрой и набрал только 1700, а это тайтл по устоявшейся файтинг франшизе.
Презентация на Еволюшене — это лучшая реклама, какую только может получить игра про драчки.
Широко известен в узких кругах случай с Череподевками. Создатель SG посрался с оргом EVO. Его игра не попала в основную сетку и была обречена на 100-200 игроков онлайн в течении 8 лет. И это при том что там есть роллбэк, балланс, большие детальные спрайты, анимация и QoL мелочи, которые игнорируют большие компании.
Посмотрите панели Mike Z и Mariel Cartwright, они компетентные дизайнеры и их игра заслуживала большего.
Это я рассказываю, потому что EVO в этом году не будет! Там случился скандал и теперь им нужен ребрендинг, чистка кадров и еще бог весь что.
Вся подготовительная работа Сигов считай вылетела в трубу!
Фейл такого масштаба не идёт в плюс игре. В стиме, стартовый актив из 5 000 игроков онлайн упал до 500.
На самом деле сужение до 10% от стартовой базы — это типичная судьба любого файтинга на ПК, просто это цифра могла быть в 5 раз больше.
Статистику по PS4 я нашёл, но без понятия как ее читать и не знаю, позитивная она или нет. Кстати, на плойке Cygames, продали 350 000 копий, побили какие-то рекорды и остались довольны результатом.
Возвращаясь к EVO, фанаты, по-быстрому организовали замену. Туда можно записаться, но призовых не будет.
Если с макро все понятно, то на микро тоже не всё гладко. Вирус блокирует локальную сцену и любые оффлайн события. Для Грабли это существенно, потому что netcode — гавно и, даже имея кучи денег, на стадион ты людей не загонишь.
Резюме
Granblue Fantasy: Versus — это качественный, красивый, простой файтинг, пострадавший за грехи своих предков, ситуации в мире и опущенный в статус дискорд-игры раньше, чем он того заслуживал.
До 9 июня игра стоит 1111 рублей за первый сет. Это приемлемая цена за данный продукт.
- Если вы никогда не играли в файтинги раньше — то вы целевая аудитория этой игры, берите.
- Если вам нравится музыка, графика, трейлеры — берите, это всё снято In-game.
- Если вы думаете подождать пока не будет Complite Edition — то советую бросить эту идею. Эта игра никогда не будет иметь законченную версию. Лучший вариант для вас — в конце сезона, по скидосу взять весь паcc.
- Если вам интересно, но вы не знаете когда заходить. Берите сейчас. Июль — Август не предвещает сильных сдвигов меты, а в сентябре мы ждём второй сезон и патч на баланс. Таким образом вы освоите все механики, и будете во все оружии под следующую волну не успев «устать» от игры.
- Если вы жаждите серьезного межконтинентального соревнования — то наверное эта не сюда.. Пока не построят 5G или фанаты не накодят роллбэк : )
- Если вы ждёте «своего» персонажа — то есть смысл продолжать ждать. Если герой входит в топ 10 по популярности, вы скорее всего дождётесь.
- Если вы по прежнему сомневаетесь или на ваш вопрос не нашлось ответа — тогда задайте его в комментариях, спросите активных игроков напрямую или посмотрите обзоры на ютубе.
В этом разделе я собрал ссылки на разные полезные штуки.
Что посмотреть:
- Канал Spooky — еженедельные турниры.
- Канал SonicSol — тоже самое, но поменьше.
- Panda Global — мировые командники и ивенты.
- Unite and Fight — командное европейское дерби.
Где искать турниры:
Разное:
Написание этой статьи заняло у меня примерно неделю. Я приложил усилия и рассчитываю на то, что вы не будете ее минусить, просто потому что вам не нравятся fighting games.