Индустрия комиксов переживает не лучшие времена. Не успев толком сформироваться, волна популярности, которую в очередной раз переживали книжки с картинками пару лет назад, вновь сменилась сравнительным затишьем. Увы, но по сравнению с мейнстримными произведениями, выпускаемыми на русском языке от Большой Двойки, многие альтернативные комиксы, даже спустя годы так и не находят отклик и интерес в сердцах читателей.
Сегодня рынок буквально пестрит сюжетами на любой вкус, цвет и размер. Хотите старинную легенду о мужестве, чести и самоотдаче — пожалуйста. Увлекаетесь средневековыми сказками и волшебством? Не вопрос. А может быть вам интересно узнать, что случится, если богиня Смерти решит спуститься на Землю, чтобы прожить жизнь в образе двадцатилетней девушки? Вот на последнем, пожалуй, сегодня и остановимся.
Интересная задумка с глубоким подтекстом
Множество смертей Лейлы Старр это современный взгляд на классическую восточную мифологию и религию. Божества здесь не абстрактные бестелесные духи из прошлого, а вполне себе цивилизованные существа со своим социумом, проблемами и рутинной работой. Местный пантеон – не безликий священный алтарь, спрятанный высоко в непроходимых горах, а инновационный и продвинутый бизнес-центр, в котором каждый занимается своим делом.
Вот и богиня смерти до поры до времени просто выполняла свою работу, пока однажды, 12 дня 12 месяца, её не вызвали на ковёр к начальству. Так уж вышло, что согласно предначертанному плану, на Земле должен был родиться необычный малыш по имени Дарий, способный даровать людям долгожданное бессмертие. Разумеется, величественную богиню в строгом деловом костюме такая перспектива не особо обрадовала. Мало того, что Смерть лишилась своей работы, так ко всему прочему её сущность должна была воплотиться в теле обычного смертного, со всеми вытекающими из этого последствиями.
И что странно, опасения Смерти можно понять, ведь проработав в компании буквально целую вечность, она даже представить себе не могла что же ей делать дальше. Вся суть и смысл ее существования в прямом смысле висели на волоске.
Явно не согласная с решением руководства богиня, во что бы то ни стало, решает взять ситуацию в свои руки и вернуть всё на круги своя. И вот ведь удача, в один и тот же день, буквально в одночасье происходят два независимых, но крайне важных для всего повествования события: от несчастного случая (а может и по собственной воле), обрывается жизнь неприметной с виду девушки по имени Лейла Старр, в то время как в соседней операционной на свет появляется тот самый спаситель человечества.
Возродившись в теле недавно почившей молодой особы, Смерть готовится покончить с малышом раз и навсегда, однако… внутри высокомерной и величественной богини что-то ёкает, из-за чего весь её план идёт наперекосяк, а сама Лейла, попавшая под колёса налетевшего на неё грузовика снова умирает. Второй раз за выпуск.
Тонкая ирония, легкая сатира, философские нотки и черный юмор на котором историю можно было бы и закончить. Но не всё так просто. Придя в себя где-то на загородной вилле, Смерть с удивлением узнаёт, что с момента её увольнения прошло уже целых 8 лет, а мальчик из пророчества живее всех живых. С этого и начинается грандиозное и мистическое приключение Лейлы-Смерти, в котором девушке неоднократно придется умереть и воскреснуть, чтобы познать не только смысл и секрет вечной жизни, но и саму себя.
Богатые образы — невероятная атмосфера
Множество смертей Лейлы Старр это в первую очередь достаточно глубокая и философская история о нашем месте в мире, значении человеческой жизни и том, как важно не потратить её зря. Благодаря образу Смерти и её богоподобной сущности, читателю рассказывают о простых, но в то же время столь важных вещах, как житейские радости, человеческих взаимоотношениях и том, что не всё в нашей судьбе устроено так, как нам хочется. Рассказывает комикс и о том, как это сложно, но необходимо принимать смерть и насколько ценно при этом наслаждаться и любить жизнь.
Именно благодаря тому, что Смерть в одночасье стала обычной девушкой, через призму этого персонажа поднимается много серьезных и важных вопросов. А над глубокими монологами погребального ворона или неуспокоенной души маленькой девочки и вовсе можно размышлять часами. Смерть как бы проходит условную арку персонажа. Становится более человечной и чувственной. Её уверенность и надменность сменяется пониманием и состраданием, волнением и растерянностью. А порой и самым настоящим страхом. Благодаря взаимодействию с другими персонажами, бывшая богиня начинает иначе смотреть на вещи и на свою сущность в целом, становится более открытой и живой. И все чаще задается вопросами – кто она и что же ей делать дальше?
Немаловажную роль в повествовании играют и другие персонажи и предметы, от лица которых в последнюю очередь ждешь услышать эту историю. Кроме возлюбленного Смерти бога Жизни, самого мальчика Дария и Лейлы, история иногда может звучать из уст океана, китайского храма или сигареты, что выглядит немного странно, но круто и органично вписывается в мифически-правдивую тематику комикса.
При этом образ каждого рассказчика несет в себе определенный посыл и метафору. Так сигарета это аллюзия на быстротечность жизни, ворон – мост между реальным и загробным миром, а храм – постоянство веры в сменяющих друг друга эпохах. Благодаря Дарию мы, например, можем прочувствовать всю сложность человеческой жизни: с момента рождения, до глубокой старости. О том, каково это пережить первую в жизни смерть, первую любовь, первую серьезную утрату. При помощи обычного работяги-садовода, комикс поднимает извечную тему классового неравенства, как бы вопрошая: статус ли определяет поведение и сущность человека? И может ли человек из нижнего мира быть вхож в священный господский дом?
Концепт и идея такого подхода не нова, однако Рам Ви привносит в классический литературный троп новые интересные нотки. И за этим, как минимум, любопытно наблюдать. Присутствуют в истории и неожиданные повороты, которые поданы действительно необычно и эффектно. Основной изюминкой повествования является тот факт, что все события комикса разворачиваются в Индии, а следовательно местным обрядам и традициям уделяется достаточно много времени и внимания.
Что есть жизнь, а что смерть? Почему человеческая душа бессмертна? Какую роль играют древние традиции и обряды в жизни современного общества и почему даже спустя сотни и тысячи лет люди всё еще верят в реинкарнацию душ? То, что на первый взгляд может показаться легким и проходным чтивом, на деле оказывается невероятно сильным и трогательным произведением, изложенным в ясной и доступной форме.
Культурная экзотика с философским посылом
Нонсенс, но комикс практически ничего не рассказывает нам о героине в честь, которой назван. Кто она и откуда, кем была и чем запомнилась её жизнь. Впрочем, так ли это важно? Основная информация о Лейле Старр подается мимолетом на одной из панелей первого выпуска, но задумываешься об этом уже после прочтения, ведь основной акцент забирают на себя персонажи благодаря которым, в общем-то, и происходят все основные события.
Множество смертей Лейлы Старр это некая культурная экзотика, позволяющая взглянуть на быт и существование другого народа от лица, пускай не совсем обычного, но все же человека. Не смотря на свою философскую составляющую, история достаточно приземленная. Кроме глубоких мыслей и переживаний, в ней есть место юмору, подростковой романтике, дружбе и даже какому-никакому экшену. Пройдя точку невозврата и отпустив мысли в свободный полёт, уже через несколько страниц не замечаешь, как история буквально цепляется в тебя своим стилем и не отпускает до самого конца, постоянно подогревая интерес и держа в волнительном напряжении.
Страница за страницей приходишь в настоящий восторг от идей заложенных в истории, её размеренности и качества. Недаром Множество смертей Лейлы Старр были выдвинуты на премию Айснера аж в 4 номинациях и неоднократно признавались одним из лучших комиксов 2021 года. Да, искушенный читатель, возможно, найдет в этом комиксе множество параллелей и сходств с другими произведениями, но если вы только погружаетесь в мир книжек с картинками и хотите начать своё путешествие с чего-то серьезного, но в то же время увлекательного, этот комикс однозначно ваш выбор.
Говоря о визуальной составляющей, стоит отметить, что рисунок в истории пускай и крутой, но в то же время всё же весьма своеобразный. Теплые и мягкие цвета соседствуют здесь с немного рваным и в чем-то даже угловатым стилем. Кислотные и едкие тона сильно контрастируют на фоне резких очертаний массивной городской застройки. А благодаря бумаге рисунок и вовсе выглядит немного потертым и шероховатым, но от этого не перестает быть невероятно стильным и крутым.
Творческую работу Филипе Андраде и Инес Амаро можно сравнить с фруктово-ягодным миксом: от бананово-сладких и оранжево-терпких панелей в начале к кислотно-фиолетовым ежевичным разворотам в конце.
Именно цвета и краски в купе с уникальным стилем являются основным двигателем всего повествования. Там где работа сценариста уходит на второй план, в работу включает художник. Стиль отлично передает настроение той или иной сцены, подчеркивая ее смысл и эмоциональный посыл. Образы, тени, мимика и сигаретный дым – все это выглядит круто и органично.
Художник потрясающе показывает динамику и спокойствие, невероятно живо изображает как мир богов, так и современную Индию, умело играет контрастом и ракурсами, от чего каждый новый кадр буквально оживает. А некоторые альтернативные обложки хоть сейчас можно вешать на стену, настолько они хороши.
Да, любителям детализации и масштабных разворотов, которые можно изучать часами, Множество смертей Лейлы Старр могут показаться однообразными и даже примитивными, но если вы любите подобный стиль или хотя бы дадите ему шанс, то увидите, как переливается в лучах уходящего солнца Мумбаи, как в бирюзовых отблесках дышит море или как благодаря палитре нескольких красок можно показать целый спектр человеческих эмоций и чувств: от радости до печали.
Как художник и колорист умело показывают эту пограничную линию между холодным и бетонным промышленным центром и благоухающими, вечнозелеными садами, наполненными спелыми плодами и фруктами. Между миром живых и миром богов. Между тем, кем была и кем стала героиня после своего путешествия: мрачная и загадочная, величественная и чувственная, прекрасная и юная Лейла Старр.
Подводя итог, хочется отметить, что Множество смертей Лейлы Старр это в своём роде некая смесь Песочного человека Нила Геймана, Мечтателя Фабио Муна и Скульптора Скотта МакКлауда. Красивая и душевная история, яркие запоминающиеся персонажи, стильный рисунок – всё на месте. К тому же комикс идеально подходит для новых читателей, так что мы как и многие наши коллеги, настоятельно рекомендуем данную работу к ознакомлению.
Поверьте, если вы дадите ей шанс, перед вами распахнется невероятный мир, полный тайн, индийского колорита и невероятных эмоций. Однозначный must have для всех фанатов книжек с картинками. Прекрасная метафора и простая истина умело переплетаются в этом графическом шедевре. И если вы все еще по какой то причине не познакомились с данной работой, скорее исправляйте ситуацию. Она действительно того стоит.
Экземпляр комикса для обзора предоставлен издательством Alpaca
ПОНРАВИЛОСЬ:
- Философский подтекст и поднятые темы
- Одна большая метафора на смерть, что всегда рядом
- Яркие запоминающиеся персонажи от лица которых ведется повествование
- Пестрая и местами кислотная цветовая гамма дополняющая стильный рисунок
- Компактная законченная история отлично подходящая для новых читателей
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:
- Комикс практически ничего не рассказывает о героине, в честь которой назван
- Некоторые спорные моменты в локализации, а также досадные технические ошибки и опечатки
А ЧТО В ИТОГЕ?
А в итоге «Множество смертей Лейлы Старр» это пожалуй одно из лучших произведений, которое мы читали за последнее время.
#комиксы #комиксырф #обзоркомиксов #обзор #чтопочитать #комикс #alpaca #книги