На сайте фирмы появилась запись о конфликте двух компаний.
CEO издательства tinyBuild Алекс Ничипорчик опубликовал в его блоге рассказ о конфликте с Buka Entertainment и его последствиях.
DTF публикует перевод заметки.
Это расширенная и обновлённая версия статей о ранней истории нашей компании tinyBuild. Два года назад я написал пост «Why The Original No Time to Explain sucked» на Gamasutra. В нём я говорю про катастрофический изначальный запуск нашей первой игры No Time to Explain. Ключевым фактором в этой истории был российский издатель игр «Бука» (Buka Entertainment), и то как он «кинул» нас после обещанного финансирования.
Краткое введение с временной линией:
- 30 Марта 2011. Издатель («Бука») посылает предложение/запрос на издательство игры No Time To Explain от новой студии tinyBuild.
- 8 Апреля 2011. После переговоров, «Бука» посылает предложение по финансированию и изданию (24,5 тысячи долларов финансирования, половина по подписанию).
- 30 Апреля 2011. Договорились. Я присылаю подписанную копию договора.
- 5 Мая 2011. Получаю подтверждение, что ранее отосланный счёт (инвойс) получен и подтверждён в отделе финансирования.
- 1 Июня 2011. После задержки с платежом и пары пропущенных электронных писем, получаю письмо в котором уверяется, что всё в порядке и деньги скоро придут.
- 29 Июня 2011. Получаю душеразрывающее письмо о том, что наш проект отменён вместе с рядом других.
- 11 Мая 2017: «Бука» грозит подать в суд на tinyBuild за распространение «клеветы». Эта «клевета» — информация, расписанная в статье.
- 19 Июня 2017: Я посылаю «Буке» gold master (итоговый билд, — прим. ред.) No Time to Explain и призываю их выполнить свои контрактные обязательства.
Начнём с начала
В 2011 году мы работали над игрушкой No Time to Explain. У нас был отличный Kickstarter, на котором мы собрали на то время рекордные 26 тысяч долларов. Игра разлетелась по сети, и с нами связалась издательская компания Buka Entertainment. Тема письма: «Money, women, and gold — we have it all in Russia» («Деньги, женщины и золото — в России всё это есть»).
Оказалось, они хотят издать нашу игру в странах СНГ и помочь попасть на Steam. А ещё могут помочь с финансированием в виде аванса на роялти. Мы немного поторговались и получили предложение:
8 Апреля 2011 года мы договорились. «Бука» была готова дать нам 17 тысяч евро (24,5 тысячи долларов по курсу того времени) как аванс, разбитый на два платежа. Первая часть — по подписанию, вторая — по доставке gold master. Мы согласовали детали и отослали подписанную копию контракта.
Договорились о встрече на конференции, проходившей в Москве в примерно то же время. Обменялись хард-копиями договоров, и дали мне копию русской версии Super Meat Boy. Той, с шапкой.
После встречи прошло несколько неотвеченных писем о статусе платежа. 1 июня я получил ответ: «Надеюсь, ожидание будет не слишком долгим и тягостным».
Подтверждение, что всё «окей» и скоро будет. Затем — недели молчания и писем без ответа. Пока не получаю такой:
Я достаточно детально говорил о том, как мы проходили через ад при разработке No Time to Explain. Вот детальное видео 2013 года.
Мы облажались с игрой, потому что у нас была только половина заложенного бюджета. Издатель «Бука» тянул, обещал, и в итоге — «кинул» с финансированием. Такие поступки убивают маленькие студии. Я в деталях говорил об истории компании в недавнем интервью на DTF.
Вернёмся в 2017-й
Пару недель назад я заметил среди спонсоров конференции DevGAMM Moscow 2017 знакомого русского издателя. «Бука» вновь возвращается на конференцию, где шесть лет назад мы и встретились. Это меня насторожило: ведь если они вновь начинают издавать игры, вполне вероятно, что других разработчиков может постичь та же участь, что и нас — отмена финансирования, едва ли не убивающая студию. Я написал и спросил, как мы можем решить данную ситуацию. Был встречен агрессией.
Они всё просят копию оригинального контракта. А как я часто говорю в презентациях и интервью, событие отказа в финансировании — это как столкновение с поездом. Весь мир переворачивается. Тогда у нас не было ни денег, ни опыта, чтобы бороться. Сегодня эти способы есть, и часть этого процесса — нанимать юристов. По их рекомендации я и не делюсь своей хард-копией. Они будто исключают достоверность всех писем, указанных выше, в которых подтверждаются платежи, контракты, и тому подобное. Я посчитал, что это не стоит моего времени. В сети и так достаточно информации о нашей истории.
Потом мне приходит это письмо:
Отвечаю:
В данный момент самое главное для меня — чтобы ни один разработчик больше не столкнулся с нашей ситуацией шестилетней давности. Я хотел получить от них задолженность с процентами (а мы с удовольствием пустили бы в ритейл коллекционное издание игры), и вложить их в призовые награды для заслуживающих внимания инди-команд, или борьбу с раком (с момента написания мною письма, наш Humble Bundle в поддержку борьбы с раком собрал больше полумиллиона долларов, это для меня важная тема).
Для контекста: я говорю об американском законодательстве. В США доказательством признают любой документ, будь это электронное письмо или бумажная салфетка. Про последнюю я не шутил.
Следом — угроза судом и «”Бука” не нарушила ни одного своего обязательства за 23 года».
Либо показываете контракт, либо мы на вас в суд. Говорят, что никого ни разу не кидали — но в том злом письме об отмене нашего контракта чётко сказано «отменяем несколько проектов».
Задаю логичный вопрос, который является тезисами для этой статьи:
На что получаю следующий ответ:
До сих пор игнорируются вся изначальная тема письма. Эта переписка идёт в изначальной теме, где были и «инвойсы» и контракты и заверения в грядущих платежах.
В этом письме важно, что «Бука» пытается дискредитировать своего сотрудника, с которым мы имели дело. Он был главой лицензирования, и, по словам нынешнего главы проектов, у него не было полномочий. Он говорит, что сотрудник их превысил. Это значит, что если я сейчас общаюсь с главой проектов, может потом придёт глава бизнеса и скажет, что предыдущий превысил свои полномочия?
Я связался напрямую с генеральным директором «Буки», призывая к срочному звонку, дабы решить эту ситуацию. Мои запросы игнорировались, вместо этого получал настойчивые предложения о встрече. На конференции, где я модерирую контент, веду два круглых стола, делаю презентацию, веду гейм-линч и ищу игры. А созвониться сложно?
Угрозы и анекдоты при личной встрече
На официальной вечеринке DevGAMM ко мне подошел генеральный директор «Буки». Он старше меня раза в два. Я ему объяснил, что не буду общаться без юриста. Он это проигнорировал и начал мне откровенно, бесстыже врать в лицо. Врать о том, что у нас нет контракта. Угрожать последствиями, если не перестану говорить о них. И рассказывать анекдоты про то, что нам стоит подать на них в суд. Это было забавно, учитывая то, что его подпись стоит на контракте. Я посмеялся, поблагодарил его за участие в конференции и увидел, как он в гневе ушел.
Как Бука «продаёт» себя разработчикам
Закончу этот пост письмом от «Буки», но из переписки с другим инди-разработчиком. Это письмо было послано одному из наших разработчиков до подписания его контракта с tinyBuild. Это ответ на вопрос, чем может помочь «Бука» в издании игр.
- Мы гарантируем 500 тысяч показов на главной Steam.
- Мы гарантируем попадание в списки New и Discounts.
Если вы не в курсе, эти два выделенных пункта были стандартом для всех игр на Steam. Это получала любая игра, прошедшая через Greenlight.
Моя задача — лишь разложить факты, которые «Бука» называет клеветой. Выводы делайте сами. Мы всё равно доставляем им gold master и ожидаем платёж.
Несмотря на все угрозы, ложь и непрофессиональное отношение со стороны «Буки», я только что выслал им gold master нашей игры. Мало того, я выслал и ремастер — No Time to Explain Remastered — который мы написали на Unity и выпустили на консолях. Я даю «Буке» полные права на основе изначального договора на дистрибуцию игры в ритейле в России и СНГ. Всё, что им нужно сделать — это оплатить задолженность с 8% годовым пенальти, который легко рассчитать:
Если «Бука» оплатит задолжность, я накину сверху 11,2 тысячи долларов своих денег и создам фонд в 50 тысяч долларов для инди-разработчиков. Этот фонд будет разделён между топ-3 инди-играми, определёнными сотней независимых судей во время DevGAMM Minsk 2017 в ноябре.
Если «Бука» не оплатит, или продолжит своё невменяемое поведение, я призываю внести компанию в чёрный список индустриальных конференций. Если они не могут участвовать в игровых конференциях — они не смогут «разводить» разработчиков и разрушать жизни.
Источник: DTF