Саймон Морден
Я люблю приземлённую фантастику. Грязную и порочную самим своим естеством, где драматизм создаётся за счёт сложности окружения в большей степени, чем за счёт сложности отношений, которые создают себе сами герои.
«Билеты» Мордена это один из тех вариантов, в которых закономерности отдельных частей цепляются друг за друга жгутиками повествования и обрамляют основную цель, заключая её в подобие реалистичного кокона.
Конечно ,сама ситуация, когда втихоря отправляют пожизненных заключенных для постройки марсианской станции далека от наших нынешних реалий. Даже при том что автор умеючи оправдывает подобное поведение крупной корпорации, до конца поверить в подобный толчок к запуску всей сюжетной системы достаточно тяжело. Однако, когда система начинает работать, шестерёнки начинают крутиться и на панели управления начинают загораться эмоциональные лампочки — становится трудно отвлечься на что-либо еще.
Да, освоение Марса, чем ближе мы к нему приближаемся, становится всё более обыденной темой. Мы заранее привыкаем, ощущения притупляются, а бесконечные материалы под грифом «секретно» или «коммерческая тайна» скрывают от нас всю сложность того, что из себя может представлять многослойная станция и её оборудование. Со временем разъяснительные бригады в лице сотен научнопознавательных каналов дадут нам некоторые ответы на поставленные вопросы. Нас возможно заверят что в этом и нет ничего сложного, наоборот, оборудование настолько простое что выживает в диких условиях чуждой планеты, однако это всегда будет лишь частью правды.
То, сколько обдуманных деталей стоит за отправкой кусков мяса на недалёкие по меркам солнечной системы расстояния, само по себе является невероятным достижением со стороны инженеров. Но инженеры не сидят в сферических вакуумах. Они лишь часть звена, которое может с трудом удержать сложные динамические системы, если те будут раскачивать лодку не обдумывая свои поступки так, как делают это люди в более спокойной обстановке и с запасом времени.
«Билеты», даже при том, что они стараются выглядеть триллером или даже детективом, всё же больше сосредотачиваются на том, как трудно что-то контролировать в сотни тысячах километров от основного пульта управления. Насколько детальные планы, сложностью в несколько этажей, умудряющиеся жить и развиваться под боком, за пределами родной планеты не выдерживают отклонений даже в 0,5 градуса.
Хочется отметить, что сюжетные ходы в книгах не являются какими-то переворачивающими мировоззрение векторами. Они достаточно понятны, обоснованы и читаемы. История развивается и в том, что она имеет право на существование не остаётся сомнений, ведь обоснования имеются практически на всё и эти обоснования при этом стыкуются друг с другом.
Каждая глава начинается с архивов компании Паноптикум, с реакции оставшихся на земле людей и их отношении к сложившейся на Марсе ситуации, что по мне является прекрасным повествовательным ходом. Со временем, мы узнаём как подобный план сумел обрести жизнь и во что превратился Паноптикум с течением времени.
Я перечитывал книги трижды и могу сказать что для меня они стали отличным развлекательным чтивом. Одна из тех историй, что приятна мне по стилю, смыслу и идеям. При этом повествование не перегружено жаргонизмами или техническими спецификациями, растягивающимися на страницы.
Отдельное спасибо чтецу Андрею Звереву (BadCatStudio). Его голос отлично подчёркивает повествование о не самой дружелюбной планете и не самых дружелюбных людях.
Выделить какой-то определенный отрывок мне трудно, поэтому в конце, я предоставлю просто пару цитат из книги: