Исправляем несправедливость, да и будет что холодными вечерами глянуть
Отечественный кинематограф в последние пару десятилетий принято либо обильно поливать помоями, либо игнорировать, если провал не случился. В каком-то смысле наша индустрия — полная противоположность покойнику, о нем либо плохо, матом и ненавистью к Фонду Кино, либо никак.
При этом у скромного автора сей прохладной простыни выход российских картин вызывает чуть ли не больше искренних эмоций, чем рождение на свет представителей славного Голливуда или европейского кино. И явление это странное, ведь футболки с надписью «Не смешите мои искандеры» и полуголым Путиным в гардеробе пока отсутствуют, а, значит, дело не в квасном патриотизме.
Есть ощущение, что все эксперименты, заигрывания с чувствами зрителей и попытки создать что-то новое и неординарное отдали на откуп онлайн-кинотеатрам в то время как 90% западных релизов на больших экранах — складно вылепленные по многолетним лекалам поделки, от которых уже немного тошнит.
Это не плохо и не хорошо, студии (особенно в постпандемийную эпоху) обязаны заботиться о собственном выживании, и им попросту необходим 58-ой «Форсаж», 192-ой Бонд или 1200-й фильм о мальчике с суперспособностями, который мстит за умерших близких.
Более того, эти фильмы прекрасно справляются со своей основной задачей — вытаскивать индустрию из финансовой ямы. Просто немного грустно смотреть на список IMDB 90-х или ранних нулевых и сравнивать его с главными новинками последней декады.
Российский же кинематограф всеми силами и неправдами старается избавиться от невероятно прочно закрепившихся за отраслью негативных стереотипов. Задача эта почти невыполнимая, да и пытается он, кажется, в пол-силы, слишком уж ленивый.
К тому же, отечественных киноделов часто заносит обратно на протопанные болотистые тропы, отчего из геены огненной вылазят «Кахи” да «Бабушки легкого поведения». С другой стороны, если российские говнофильмы зажигаются и собирают кассу, “значит, это кому-нибудь нужно».
Но в этом посте попытаемся собрать несколько приятных глазу и сердечку картин, что появилось на Руси-матушке за последние пять лет. Все эти фильмы, по скромному мнению автора, обделили вниманием и ласками, и это срочно нужно исправить. Список, разумеется, субъективный, местами странный, просто захотелось нескольких покемонов вместе собрать.
Петровы в гриппе
В топе списка именно эта картина по одной простой причине — на момент написания поста (сентябрь 2021 г.) фильм еще можно посмотреть в кинотеатре, и это прям следует сделать. Во-первых, чтобы поддержать рублем достойную вещь, во-вторых — чтобы с головой погрузиться в тягучую и прекрасную атмосферу детища Серебренникова.
Спутанное и неровное повествование ведется от лица больного гриппом автослесаря, блуждающего по предновогоднему Екатеринбургу. Из-за болезни протагонист балансирует на грани реальности и прекрасного микса из детских воспоминаний, галлюцинаций и грез. И наблюдать за этим весьма интересно.
Погружение в хаотичный мир главного героя происходит жестко и бесцеремонно —тебя словно бросают в прохладную морскую воду в жаркий солнечный день и ждут, пока самостоятельно выплывешь наружу. Но стоит пару раз нырнуть, и начинаешь получать от процесса странное и ни с чем не сравнимое удовольствие.
Снят фильм просто восхитительно. Ракурсы, плавность перехода из одних локаций в другие, длинные сцены, снятые без межкадрового монтажа — все это превосходно работает на атмосферу и вызывает именно те эмоции, что и задумывал Серебренников.
Он и все причастные к созданию фильма не побоялись отойти от сценарных штампов и правил, а также положили гигантский болт на устоявшиеся и схемы рассказа истории. Нет никакого развития главных героев, четкой сюжетной линии, как и объяснения, что происходит наяву, а что — в голове у Петрова.
Есть лишь яркое и немного сумасбродное путешествие по очень странной и заковыристой дороге, в которое отправляешься вместе с не совсем здоровыми (как физически, так и ментально) людьми, из которого сложно вернуться. Впервые за очень долгое время действительно не хотелось, чтобы сеанс заканчивался.
При этом у любого другого режиссера экранизация романа могла с легкостью превратиться в очередную чернуху о грустных озлобленных русских людях, запертых в пятиэтажных серых хрущевках и питающихся ненавистью к окружающим людям, водкой, ядом, желчью и еще раз ненавистью.
Вместо этого Серебренников аккуратно достает артефакты из постсоветской эпохи и бережно раскладывает по полкам, смотря на них одновременно жалостливо и с любовью. И это не банальная игра на ностальгии, а трогательная история о том, что близко сердцу каждого человека, родившегося после крушения СССР.
Вот костюмчики зайчиков и снежинок, которые в детских садах, кажется, примеряли на себя все уроженцы СНГ за последние лет 50-60. Тут новогодняя елка, которую удается зажечь раза с 3-4 из-за дешевой проводки. А здесь шерстяные варежки и несуразный колючий свитер, которую родители напяливают на тебя против воли. И таких артефактов по картине раскидано великое множество.
И все это не считывается, как дешевая попытка вызвать у тебя приятное чувство ностальгии с присказкой «Ты помнишь, а? Нет, ну, ты помнишь, а?» Все эти детали куда более сложный букет из чувств и эмоций, от которого потом отходишь в течение 2-3 часов после конца фильма. Ну, или дней, как в некоторых случаях.
Ну, и очевидным преступлением будет не упомянуть о потрясающем касте. Чулпан Хаматова сияет и восхищает, Колокольников наряду с Ильиным веселит и доставляет, да даже Дорн смотрится очень даже к месту. Одним словом, идите и поддержите, наконец, рублем что-то достойное, ради этого пост, собственно, и затевался.
Серебряные коньки
В эти новогодние праздники по экранам с гордо поднятой головой прошли «Серебряные коньки». Но то ли рекламная кампания подкачала, то ли нос слишком высоко задрали, но с финансами у фильма явно не все в порядке. При 500 млн рублей бюджета он собрал 485 млн, и даже продажа Netflix не сильно настроение улучшает.
Да и в интернетах фильм будто остался незамеченным. Пара рецензий на кинопоиске да несколько твитов от девочек с корейцами на аватарках о том, какой Юра Борисов красивый. И на этом все! А это при том, что «Коньки» — едва ли не первый новогодний российский фильм, при просмотре которого абсолютно не испытываешь испанский стыд.
В картине действительно прекрасно все: от оригинальных и приятных глазу локаций (замерзшие реки и каналы имперского Петербурга, по которым на коньках передвигаются его жители) до вполне себе внятного сюжета и актерской игры.
Исполнители главных ролей милы и невинны, антогонисты коварны и почти даже не совсем тупы, но всех бессовестным образом затмевает перфоманс Юрия Борисова. Он настолько нагло и бесцеремонно захватывает внимание у зрителя, что минуте на 50-ой начинаешь немного сомневаться в своей гетеросексуальности.
Также радует и внимание к мелочам и деталям. Тут тебе и новые дубинки для слуг государевых, которые предлагают закупить, чтобы лупить народ было сподручнее и отсылки к творчеству Тарантино и внятная и не вызывающая ненависти тема феминизма и эмансипации, и многое другое.
Одним словом «Серебряные коньки» — это очень качественно снятый фильм, чего у нас встретишь нечасто. Оттого тем удивительнее абсолютный игнор картины ведущими рецензентами и кинокритиками. Таких фильмов нынче ой как не хватает.
Папа, сдохни
Жанр черных комедий на Руси как-то не прижился. Несмотря на ряд достойнейших представителей (ДМБ, Жмурки, и т.д.), по-настоящему народным этот жанр не стал. Что странно, учитывая обожание нашей нацией тем тлена, мрачных глубин человеческой души и всевозможных экзистенциальных кризисов и поражений и желания над этим пошутить.
Завязка «Папы» проста: в квартиру милого и доброго дядюшки опера приходит не менее милый и добрый ухажер его милой и доброй дочурки. Вот только спустя несколько минут уютной беседы все почему-то превращается в кровавую баню, и все начинают пытаться отправить друг друга на свет иной самыми изощренными способами.
Здесь нет попытки порассуждать на философские темы или научить зрителей чему-то прекрасному и возвышенному. Картина создана исключительно ради веселья и чада кутежа, и никаких дополнительных смысловых нагрузок она в себе не несет. Но удовольствия от просмотра вызывает не меньше.
Три кита, на которых держится фильм — исполнители главных ролей. И если у Евгении Крегжде получилось вполне убедительно сыграть психопатичную суку, а у Александра Кузнецова — испуганного и вечно удивленного обстоятельствам молодого человека, то Виталий Хаев попросту бесподобен.
Даже несмотря на то, что играет он примерзотнейшего во всех отношениях персонажа, его харизма бьет из всех щелей, и ты не можешь не влюбиться в этого очаровашку. Особенно в моменте, когда он берет дрель, ногу парня, и… В общем, увидите все сами.
Скромные локации и камерность постановки идут фильму только на пользу. «Папа, сдохни» снят изобретательно, динамично и с налетом безудержного веселья, которого иногда так не хватает в жизни. Прекрасный выбор для первого свидания или просмотра фильма в большой семье с бабушками, дедушками и маленькими детьми.
Русский Бес
Если чада кутежа и угара вам все еще не хватает, настоятельно рекомендуется обратить внимание на фильм Григория Константинопольского. На данный момент картина уверенно занимает второе место в списке самых отбитых российских фильмов, уступая почетное золото разве что «Зеленому слонику».
Довольно часто, когда авторы пытаются в треш и раздолье, они, все же, сковывают себя рамками, не позволяя себе разгуляться на полную. «Бес» же, напротив — котел чистого, незамутненного безумия, в котором довольно приятно вариться.
Начинается все вполне тихо и мирно: молодой москвич решает жениться на дочери банкира и открыть ресторанчик, дабы закрепиться в столице. Вот только на пути у него мгновенно возникают странные и не совсем вменяемые товарищи, с которыми приходится как-то взаимодействовать. Ну, и главный герой буквально вынужден присоединиться к шиз-движению, чтобы чувствовать себя комфортно.
На выходе получается довольно любопытная смесь из «Американского психопата”, «Волка с Уолл-Стрит» и достоевщины с башнями “Москвы-Сити» на заднем фоне. В бульон добавляют щепотку наследия 90-х, БДСМ-практики, священников, веселых полицейских, а также все прелести ведения бизнеса в стране возможностей. И вещества, определенно много веществ.
В итоге, к подобному беспределу не все оказались готовы, и фильм буквально обвалили низкими оценками. Но любителям высокопородного и качественно снятого трешачка картина точно должна понравиться. «Русский Бес» — однозначно яркий и неординарный фильм, и он точно заслуживает любви от определенной аудитории.
Без меня
А вот закончим список внезапно теплым и ламповым фильмом, который стоит посмотреть, укутавшись в пледик и спасаясь от осенней серости. За уютом, сантиментами, красивыми кадрами и трогательной, пусть и немного банальной историей — определенно сюда.
Две девушки, любившие одного мужичка, после его гибели получают сообщения, автором которых может быть только он. Само собой, терпеть друг друга они в самом начале истории не в состоянии, но одна цель — разобраться в том, какого ежика происходит — вынуждает объединиться и отправиться по следу из смс-ок.
В самой гигантской стране мира преступно мало роуд-муви, хотя, казалось бы, снимай сколько твоей душе угодно, благо, красивых видов в России ни на один десяток фильмов припасено. И «Без меня» — образцовый представитель этого жанра, подкупающий своей атмосферой и прекрасной актерской игрой..
Что отдельно стоит отметить, так это чудесный саундлист, созданный Артемом Михаенкиным. Он прекрасно сочетается с отлично снятыми пейзажами юга России, вызывая одновременно чувство одиночества и в то же время внутренней гармонии, к которой в конце приходят главные герои.
Развязка фильма предсказуема и даже немного разочаровывает, но сам путь с двумя милыми девушками определенно стоит пройти. В конце концов, тепла и солнца ждать еще 9 месяцев, и можно на пару часов продлить себе лето, пусть и проведенное в локациях Краснодарского края.
p.s. Список получился сумбурный, картины абсолютно разные, и общее у них только одно — вызов эмоций, а это вроде как то, за чем мы и смотрим кино. Хорошие фильмы в России точно есть, и будет мило, если в комментариях кто порекомендует своих отечественных любимчиков