После волны большого успеха фильм «Барби» породил множество неоднозначных дискуссий и трактовок. Все эти споры заглушают голоса самих авторов фильма. Поэтому мы решили рассказать вам о его создателях – супругах Ноа Баумбахе и Грете Гервиг, и о том, как увидеть в этом фильме не только рассуждения о феминизме и капитализме, но также и личный диалог мужа и жены.
И в зарубежных и российских кинотеатрах с огромным успехом прошла «Барби». Всё началось с уже ставшей легендарной рекламной кампании, мемам про «Барбингеймер» даже посвятили статью в Википедии. А закончилось сборами в 1,43 млрд долларов. Создателям действительно удалось продать фильм и – что наиболее важно – вернуть людей в кинотеатры. Очереди у кинозалов появились не только на редких премьерах, а у каждого кинозала. Наверное, даже в момент выхода второго «Аватара» не было такого ажиотажа. (Конечно, нельзя не вспомнить, что в России этот успех был в первую очередь не у фильма, а у пиратов. Сами кинотеатры в этом воровстве винить сложно, ведь им буквально не на что жить.)
Несмотря на мировой успех, у российского зрителя, как искушенного, так и не слишком требовательного, этот фильм вызвал много вопросов. Неожиданно, яркая и бодрая комедия о популярной кукле оказалась гораздо менее любима, чем трехчасовой и наполовину черно-белый байопик о создателе атомной бомбы. На Кинопоиске у «Барби» 32% положительных отзывов против 72% у «Опенгеймера». Сравнивать эти фильмы через призму «лучше — хуже» мы не собираемся и вам не советуем. Защищать фильм «Барби» тоже нет смысла, он уже стал важным явлением в истории кино. Но рассказать о том, как этот фильм можно посмотреть под не самым очевидным углом зрения, наверное, стоит.
К фильму много претензий. Кто-то видит в нем «повестку»: очередной фильм про женщин от женщин ради женщин. Своего рода коррупция в кинематографе, где киностудия просто подкупает чересчур либеральную публику, вместо того, чтобы сделать хороший фильм. Но есть и противоположные мнения: фильм наоборот максимально патриархальный, позиция невнятна, феминизм берут и выворачивают наизнанку. А главным победителем, как внутри сюжета, так и в реальности, оказывается кучка мужиков из совета директоров кампании Mattel. Присутствуют и другие более едкие комментарии, типа того, что это просто пытающаяся быть оригинальной полнометражная реклама кукол и сумок Chanel. Все это несложно увидеть, и лезть в этот спор совершенно не хочется.
Но мы бы хотели сосредоточиться на тех, кто стоит за кадром – на авторах фильма Грете Гервиг и Ноа Баумбахе. Для тех, кто не особо следит за американским инди-кино, появление второго имени может оказаться неожиданным. Но без него, как и без Кена, этот фильм был бы неполноценным. Ноа Баумбах уже не просто звезда, а полноценная легенда независимого американского кино. Это то, которое снимается не в Голливуде и не ради проката. Именно в его фильмах Грета Гервиг сыграла лучшие свои роли.
Баумбаха можно назвать одним из самых искренних современных режиссеров. Любитель новой волны, он часто снимает свои фильмы буквально по своей биографии, которая, при этом, вполне себе обыденная. В этом и заключается его талант. Развод родителей, любовь к кино, собственный развод и новая любовь. Тут и появляется Гервиг. Впервые они начали вместе работать в совместном фильме Баумбаха и его бывшей жены Дженнифер Джейсон Ли. Там она сыграла главную роль. Вскоре Баумбах развелся с женой и сошелся с Гервиг. Сценарий своего следующего фильма они написали вместе. Это был «Фрэнсис Ха», о молодой танцовщице, пытающая построить карьеру в Нью-Йорке или хотя бы найти, где снять квартиру. Если вы не видели этот замечательный фильм, то запомните его. Он может сильно помочь в трудный жизненный момент.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Там мы публикуем визуальные исследования, рассказываем о классическом и современном кино.
Далее они становятся постоянными творческими партнерами и мужем и женой. Фильмы Баумбаха в целом становятся все лучше, постепенно проникая на главные мировые кинофестивали. А Грета Гервиг снимает свой первый фильм «Леди Бёрд». Там девочка-подросток из Сакраменто (Гервиг родом оттуда же) очень не хочет оставаться в Калифорнии и мечтает о переезде в Нью-Йорк. Та самая Фрэнсис из одноименного фильма, как будто, буквально повзрослевшая героиня «Леди Бёрд». Взросление – главная тема для Гервиг. Барби тоже взрослеет, когда ее иллюзорный мир рушится.
И это удивительно, что в случае Гервиг и Баумбаха ты не просто смотришь фильмы, а говоришь с реальными людьми, и этот разговор на равных, как будто говоришь с друзьями.
В 2019 году вышел фильм «Брачная история», который можно назвать лучшим фильмом Баумбаха. Фильм о разводе. И хотя Баумбах дал слово героине, видно, что сценарий он написал один. Главный герой — режиссер театра в Нью-Йорке. В начале своей карьеры он встретил свою жену, увез ее из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где она стала его главной актрисой. Там они вместе построили себе карьеру. И это невероятно точно перекликается с биографией Баумбаха и Гервиг. Она также родилась в Калифорнии, уехала в Нью-Йорк и построила себе карьеру, снимаясь у модного нью-йоркского режиссера, в итоге став его женой.
Но теперь героиня хочет самостоятельности, тень своего мужа оказалась слишком темной, и под ней она перестала видеть саму себя. Она уезжает в Лос-Анджелес и начинает все с нуля. Мужу остается только принять. Гервиг также начала все с нуля, уйдя в режиссуру. А второй свой фильм она сняла уже в Голливуде, вернувшись в родную Калифорнию, которую раньше терпеть не могла. В реальности Баумбах и Гервиг не развелись, а наоборот сделали самый успешный совместный проект.
Забавно, что Баумбаху удалось предсказать свое будущее с Гервиг. В фильме героиня становится гораздо более успешной режиссеркой, чем ее муж. Ему так и не удастся поставить спектакль на Бродвее, а ее наградят Эмми. Сейчас имя Гервиг узнала огромная мировая аудитория. Ей удалось снять сложный и увлекательный фильм, который может понравится практически любому. Она сделала еще один шаг в самом важном процессе современного кино: сближение авторского и коммерческого кино. Баумбах пока остается известным в узких кругах талантливым режиссером. Но также как и Кен, говоря словами Гослинга: «Behind every great Barbie there’s a Ken, who’s totally fine with that».
Слово «авторы» для «Барби» подходит намного больше, чем «сценаристы». Ведь «Барби» оказывается очень личным фильмом. И это в первую очередь фильм мужа и жены, в котором отчетливо виден их диалог, а иногда и спор. Все эти разговоры о феминизме, капитализме, тоталитаризме и т.д. несправедливо закрывают разговор о семье. И если удерживать в голове этот контекст, то фильм в итоге превращается в праздник. Это праздник не богатых корпораций, а одной маленькой нью-йоркской семьи, которая теперь, видимо, стала голливудской и у которых получилось сделать что-то действительно большое.
Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce