Baba is you: как в головоломках случаются озарения

Baba is you — это головоломка, в которой нужно самостоятельно задать такую логику правил игры, которая обеспечит победу. Иногда к победе можно прийти через озарения. Как же это происходит?

Для входа в игру достаточно понимания, что есть белый зверёк Baba, и он может толкать смысловые блоки и предметы. Это всё, дальше вас ждёт куча экспериментов и комбинаций, стоит только начать играть.

Baba is you сложно объяснить на словах. Зато когда видно сам геймплей, то всё понимание игры становится на своё место, так что это видеоверсия статьи

Честно говоря я вообще не ожидал, что Baba is you так сильно мне понравится, потому что я вообще не фанат головоломок. Подкупает то, что каждый раз ты должен пересобирать своё понимание об игре и как она может работать. В ход идут не только эксперименты с взаимодействием смысловых блоков, но и позиционирование, то есть как сам Baba передвигается, куда упрётся, и как всё это использовать, чтобы решить головоломку.

Наибольший кайф от Baba is you возникает тогда, когда ты бросаешь игру, потому что вот уже полчаса гоняешь Baba и не можешь разобраться с какой-то головоломкой. Но потом, как только ты возвращаешься, через какой-то срок, решение находится за 5 минут!

Я думаю каждый из нас сталкивался с этим феноменом. То есть ты долго-долго не можешь решить головоломку, перебираешь доступные варианты, тупишь, залипаешь, а потом на тебя сходит озарение, и ты как будто по наитию понимаешь как всё решать.

Так вот, после очередного озарения в Baba is you, я решил не полениться и найти более подробную информацию о таких «озарениях». И как оказалось такое состояние в психологии совершенно официально называют инсайт — когда неожиданно в голове возникает решение проблемной ситуации. Часто инсайт сопровождается ещё и сильными эмоциональным переживанием, которое ученые называют «ага-переживанием».

На тему инсайта написано достаточно много работ, и одним из первых природу инсайта на своем опыте исследовал математик Анри Пуанкаре. Он выделял четыре этапа поиска решения.

  • Подготовка. Вы пробуете решить задачу известными вам методами.
  • Инкубация. Вы не занимаетесь решением задачи. Отложив ее в сторону, делаете что-то еще.
  • Озарение. Неожиданное появление решения.
  • Проверка. Если решение неверное — повторяете цикл.

Ключевое понятие в структуре инсайта — тупик, состояние, когда вы перебрали все варианты решения и ничего не достигли.

Часто бывает, что мы вроде как уже обследовали бОльшую часть головоломки, но какая-то часть имеющегося у нас знания не попадает в сознание и не помогает нам решить задачу. И вот инсайт как раз — это не создание гениальной идеи из ничего, это когда пропадает ограничение на появление того знания, которое у нас уже было. Инсайт стирает этот тупик.

Гарантированно приблизить инсайт невозможно, но есть пара рекомендаций, которые могут помочь.

Прежде всего нужно подумать о тупиках: то есть о том не ошибается ли наше восприятие ситуации, может на нас влияет предыдущий опыт решения головоломок. Например, для Baba is you характерно переиначивать свои собственные правила, поэтому иногда проще забыть то, как вы решали все предыдущие задачи и начать решать их с чистым разумом. Стена — это не обязательно ограничение движения, а двигаться может не только беленький зверёк Baba.

Далее, как ни странно, большинство статей, которые я читал по теории инсайтов, рекомендуют медитацию. Но она помогает только в тех случаях, когда нам нужен конкретно инсайт. Для задач вроде решения уравнений медитация не помогает. Хотя кто вам помешает попробовать? Сам я пока не доходил до того, чтобы пробовать медитацию для решения головоломок в Baba is you, но у меня всё ещё впереди.

Третий рекомендуемый вариант приближения инсайта — это практиковать разные формы движения. Прогулки, легкий бег — всё это помогает в мыслительных процессах, и что важно бегать или гулять лучше по знакомому маршруту, чтобы окружение не отвлекало внимание. Сам я в своё время бегал вокруг пустынного стадиона и скажу честно — это очень здорово прочищает голову.

Ещё действенно решать задачи в хорошем настроении, а повышенная тревожность наоборот отрицательно влияет на мыслительные процессы. Что касается Baba is you, то в этом аспекте она звуками, музыкой, внешним видом и анимациями задаёт очень расслабленное и положительное настроение.

И пятая рекомендация, которая поможет с инсайтами — это обсуждение задачи с кем-то. Можно даже с вымышленным собеседником! Когда мы рассказываем о проблеме другому человеку, даже если все дело происходит у нас в голове, мы смотрим на задачу более объективно и поэтому видим ограничения, с которыми столкнулись. Это помогает отследить ранее незамеченные варианты решения.

Итак, хочу ещё раз проговорить все советы по приближению инсайта:

  • Проанализируйте тупики
  • Медитируйте
  • Двигайтесь
  • Решайте задачу в хорошем настроении
  • Обсудите задачу с кем-то

Что ещё хочется отметить? Важно понимать, что инсайт это необязательно правильный вариант, неверные решения тоже могут приходить в форме инсайта, но это не отменяет их полезности для общего продвижения в решении задачи.

Вот так вот всё просто и одновременно сложно. Как и с самой игрой Baba is you, которая, будучи простой по своей задумке головоломкой, замотивировала меня не только заинтересоваться этим игровым жанром, но и узнать немного нового о мышлении.

И помните, не всегда:

 

Источник

Читайте также

Меню