Авторы сочинений по любимым играм рассказывают о своем ремесле

Вместе с популярными фикрайтерами разбираюсь, заслужили ли фанфики свою дурную репутацию.

Фанфики, или фанфикшн (Fanfiction) — это любительские рассказы и романы по мотивам различных художественных вселенных. Можно подумать, что это явление зародилось недавно, но подобные произведения появились задолго до компьютеров и Интернета. Яркий тому пример — мир «Алисы в Стране Чудес». Современники открыто заимствовали у Льюиса Кэрролла идеи и персонажей, после чего придумывали собственные истории в антураже титульной вселенной. Некоторые из подобных работ даже вышли в печать.

В наше время одним из самых популярных направлений для фикрайтеров (авторов фанфиков) являются видеоигры. Многие идут здесь по легкому пути и пишут очередной эротический рассказ с героями, которые носят такие же имена, как и персонажи игры. Долгое время это портило репутацию жанра и затрудняло поиск историй, не сконцентрированных на одном лишь разврате. Однако с недавних пор на всех крупных хранилищах фанфиков ввели четкое разделение по направленностям и отыскать что-то «пристойное» стало куда проще:

  • Джен — во главе угла стоит экшн, детективная история или вообще что угодно, кроме романтических (или сексуальных) отношений.
  • Гет — фанфик об отношениях между мужчиной и женщиной.
  • Слэш — популярная разновидность гета, где крепкая мужская дружба перерастает в любовь, часто приправленную извращенными фантазиями автора.
  • Фемслэш — тот же слэш, только про лесбиянок.

Многие считают фанфикшн совершенно бессмысленной затеей, ведь вместо того, чтобы создавать собственные миры и персонажей, «молодые талантливые авторы» зачем-то пишут истории для чужих. Чтобы разобраться справедливы ли такие обвинения, я собрал факты об этом феномене, а также попросил дать комментарии нескольких популярных авторов с Ficbook.net — крупнейшего русскоязычного сообщества фикрайтеров.

Место фанфиков в современной культуре

В современном мире любой культурный феномен в первую очередь затрагивает умы обитателей интернета и там же обсуждается. Феномен литературного фанатства, более известный как фанфикшн, тоже заслуживает интереса хотя бы в силу своей масштабности. И не только заслуживает, но и получает — тот же Ficbook.net в день посещает более полумиллиона человек. И это не удивительно, ведь в наше время, чтобы стать участником любого фанатского сообщества не нужен даже компьютер — хватит и смартфона за 2000 рублей.

Однако должное фанфикам отдает как правило лишь прогрессивная молодежь, а что касается более консервативных деятелей вроде различных СМИ общего профиля, то «телевизионщики» и «газетчики» нередко вообще смешивают фикрайтеров в одну кучу вместе с косплеерами, толкинистами и даже историческими реконструкторами, фехтующими на полуторных мечах. А «серыми кардиналами», про которых забывают вообще все, остаются так называемые фанаты-исследователи — те, кто создают и наполняют различные Wiki-энциклопедии по популярным вселенным.

Кроме высокой популярности среди молодого поколения фандом (активное фанатское сообщество) отличается еще и тем, что стимулирует его обитателей переходить из разряда потребителей в разряд созидателей. Одни, как уже было сказано выше, заполняют различные информационные порталы по каким-нибудь «Звездным войнам» или Dragon Age, другие обучаются актерскому искусству и портняжному ремеслу, чтобы стать косплеерами, а третьи берут в руки клавиатуру и пишут о любимых героях все, что вздумается…

Или нет? Давайте посмотрим, что об этом скажут опрошенные мной фикрайтеры.

Морроу Винд, автор рассказа «Храмовник и Демон» и других работ по вселенной Dragon Age

Фанфики — это весело и интересно. Они дают возможность посмотреть на события и историю под другим углом. Благодаря им можно увидеть, что могло быть до или после случившегося, или узнать, как бы пошла история с другими условиями и в других местах. Вариаций много. С помощью них фанаты высказывают эмоции и чувства — положительные или отрицательные. Например, я пишу фанфик по манге и аниме Bleach, потому что последняя сюжетная арка и некоторые моменты вызвали во мне немало негатива. Это печально, когда сперва история тебе нравится, а потом разочаровывает. В своей работе хочется исправить то, что заставило негодовать. Я не говорю, что мое произведение лучше оригинала, это просто другой взгляд на произошедшее, другие мысли и события.

Three_of_Clubs, автор известной работы «Рисунки» с альтернативным сюжетом Assassin’s Creed 3

Если ты рисуешь и с годами совершенствуешься, то тобой восхищаются: ты такой молодец — ну просто Дали, Ван Гог или Дега! А если ты пишешь рассказики, то, скорее всего, это воспримут как нелепость, потому что «да ладно, писать все умеют». Поэтому мой совет начинающим авторам: не говорить никому о своем увлечении. Необоснованная критика от человека, который далек от фан-творчества, может действительно навредить. Я как-то в порыве вдохновения рассказала близким, что хочу написать большой роман с новой вселенной, но встретила лишь пренебрежение и насмешку (не злую, но обидную). С тех пор я не наступаю на те же грабли и тщательно скрываю свое увлечение от сверстников и друзей.

Herr_Tatzelwurm, известен по работе «Суккуб и Архангел» по фандому Diablo

Такое хобби принято обсуждать только с близкими знакомыми. Можно год проработать в одном кабинете, а потом случайно узнать, что коллега — ярый анимешник и читает фики по «Наруто» пачками. Особо стеснительные авторы заводят несколько профилей: один — для рейтинговых текстов, второй — тот, что можно показать маме, третий — для нежных лав-стори себя любимой и Главного Героя. Я, например, тоже вряд ли буду уведомлять тещу о том, что иногда пишу порно.

Кто пишет фанфики, и кто их читает

Существует стереотип, что «фанфики пишут маленькие девочки для маленьких девочек». Проверить это сложно, так как автоматизированной статистики с разделением по полу не существует. Можно, конечно, составить некоторое впечатление об авторах по главным героям их произведений — зачастую непрофессиональные писатели «рисуют» собственный образ, часто доведенный до идеала. Отсюда огромное количество историй про «неприметную девочку-мага», в которую влюбился тот же красавчик Алистер из Dragon Age.

Поэтому, чтобы не гадать, я сразу прибегнул к помощи фикрайтеров, задав вопросы об их возрасте и о том, какая аудитория преобладает среди читателей по их личным наблюдениям.

Морроу Винд

Сам я фанфики начал писать четыре года назад, мне тогда двадцать два было. Но в 80% случаев фикрайтерами становятся 12-13-летние девочки, которые пишут про любовь двух парней друг к другу. Увы, это самое распространенное, что есть в интернетах, и зачастую качество… Его нет. Это просто набор воздыханий. Остальные 20% — это люди постарше, которые серьезно продумывают, что пишут. Средний возраст назвать сложно. Мои знакомые фикрайтеры — это люди от 20-ти и выше.

Latina, автор из фандома по Overwatch

Я начала рано, где-то лет в восемь или девять. Сначала это были оригинальные произведения довольно низкого, в силу возраста и неопытности, качества. Затем пошли и фанфики. Нельзя с уверенностью сказать, кто и когда втянется в написание фанатской литературы. Фикрайтерами становятся по разным причинам: кому-то хочется объединить в пару каких-то персонажей, кому-то — увидеть продолжение понравившейся истории, а другому — самому в ней поучаствовать. Я знаю взрослых замужних тетенек, которые увлекаются слэшем, и знаю совсем юных ребят, которые только-только пробуют себя на поле этой деятельности. Никогда не угадаешь, кто из твоего окружения увлекается подобного рода творчеством.

Когда-то я видела собранную одним фикрайтером статистику, что подавляющее число зарегистрированных на «Фикбуке» — это девушки от восьми до двадцати пяти лет. Именно они чаще всего являются моей аудиторией. Но я знаю и парней студенческого возраста, которым пришлись по нраву мои работы. Порой трудно угадать, кто твой поклонник.

Herr_Tatzelwurm

Свой первый фанфик я написал в девять лет. Это была середина 90-х. Интернета не было, и мы всем двором придумывали общую историю приключений себя и друзей в мире любимых мультсериалов и книг — записывали, синхронизировали, писали ответвления, рисовали. Но мы ничего не знали о фанфиках и фандомах. Лет в 14 я ездил на собрания анимешников, обменивался картинками и рассказами на дискетах. Тогда я уже что-то слышал про фанфикшн, но горячо презирал. Потом начал читать в Сети рассказы по любимым играм и книгам, попробовал в 2010-ом написать сам — на конкурс. И вот, лет пять назад, оглянулся и обнаружил, что я по уши в фандоме.

Тем, с кем я общаюсь, в среднем 30-35 лет. Есть люди сильно за сорок, молодежи мало. Это люди умные, с высшим образованием, те, кто в состоянии читать и понимать работы, написанные «темным» стилем. Более молодые читатели склонны язвить и грубить. Они еще по-подростковому злые и пытаются самоутвердиться за чужой счет, зачастую даже не понимая этого. Но если им нравится прочитанное, они пишут смешные и наивные отзывы. К сожалению, иногда они понимают текст совершенно не так, как задумано, и это портит автору настроение.

Девушки чаще оставляют комментарии и проявляют фандомную активность. Они более дружелюбны и склонны помогать другим. Одновременно с этим они более ведомы и зависимы от чужого мнения. Парни реже читают чужое творчество, реже оставляют комментарии. Но те, которые влились в фикрайтерство, крайне амбициозны, нетерпимы к конкуренции и легко идут на конфликт.

Что дает фикрайтерам их ремесло

На первый взгляд написание фанфиков можно сопоставить в лучшем случае с любимым хобби, а в худшем — с банальным графоманством. Однако на ум приходят примеры таких крупных писателей как Николай Перумов, популяризовавший жанр фэнтези среди русскоязычных авторов и начинавший с продолжения «Властелина колец». А многие его коллеги-«сверстники» черпали вдохновение в популярных компьютерных играх 90-х. Так появились на свет произведения вроде повести «Принц Госплана» Виктора Пелевина (по мотивам Prince of Persia и других проектов того времени) или серии романов «Линия грез» (калька со вселенной Master of Orion, включая многие названия).

А что на западе? В Европе и Северной Америке известно немало авторов, что работают с игровыми вселенными (и не только игровыми) официально. Разумеется и они с чего-то начинали. Из имен можно назвать таких популярных англоязычных писателей как Джеймс Сваллоу (Deus Ex, Warhammer 40,000 и Star Trek), Роберт Сальваторе («Забытые королевства» и «Звездные войны»), Эрика Джеймс («Пятьдесят оттенков серого» — изначально фанфик по «Сумеркам»), Кристи Голден (StarCraft, Star Trek, Warcraft) и многих других.

Что же касается современных фикрайтеров, то иногда их работы даже продаются в книжных магазинах. Их включают в состав сборников рассказов по мотивам популярных вселенных. Самый известный пример — сотни произведений по миру игры S.T.A.L.K.E.R. А также иногда правообладатели вместо того, чтобы запрещать использовать принадлежащие им образы, объявляют творческие конкурсы и затем печатают яркие тома с фанатскими произведениями.

Вот как прокомментировали перспективы своих коллег опрошенные мной авторы.

Three_of_Clubs

Я считаю это отличным способом тренировки мозгов, мыслеобразования и мыслепередачи. У меня много знакомых, которые подковались не столько в написании, сколько в переводе. Благодаря локализации зарубежных фанфиков они нашли себе хорошие должности переводчиков в различных компаниях.

Faith., автор популярной на Ficbook.net работы «Прыжок веры» по вселенной Assassin’s Creed

Выгоды и пользы как таковой нет. Приятные отзывы греют и вызывают улыбку. Когда я пишу — я все-таки совершенствуюсь. Расту. Стараюсь находить новые обороты. Смотреть на текст несколько иначе. И с годами заметно, что рост есть. Выражать чувства словами становится легче. И читателей становится больше. Думаю, что фикрайтеры вполне могут стать полноценными писателями. Особенно те, кому хватает терпения писать макси-фанфики, размеры которых обходят «Войну и мир».

Herr_Tatzelwurm

В фанфиках люди додают себе то, чего им не хватило в основном произведении: сексуальных сцен, любовных линий, однополых отношений, расчлененки или карамельного флаффа (полностью позитивного сюжета о том, что у персонажей все хорошо — прим. авт.). Сам я выгоду не получаю. Для меня это способ приятно провести время с интересными людьми и потеоретизировать на тему «а что было бы, если…». Однако фанфикшн дает дополнительный стимул изучать что-то вне круга служебных надобностей и учиться грамотно и четко выражать свои мысли. Это своеобразный и подходящий далеко не каждому вид досуга.

Как писать фанфики

Если вы заинтересовались феноменом фанфикшн и хотите поучаствовать в нем в качестве автора, вот несколько полезных советов от опрошенных мной фикрайтеров.

Faith.

Много читайте классической литературы. Читайте полезные книги. Фантазируйте. И никогда не бойтесь выражать эмоции и чувства в текстах.

Three_of_Clubs

Я бы посоветовала юным авторам убедиться, что они читают не по слогам, и за их плечами не менее пятидесяти прочитанных книг. Лучше не писать лет до 15-16 точно — до этого возраста у детей слишком мал словарный запас, а также плохо с выражением собственных мыслей. Обязательно найдите опытного человека, который поможет с вычиткой текста. Не выкладывайте текст сразу, дайте ему полежать несколько дней. Перечитайте его пару раз и не бойтесь вносить правки. Иногда можно даже полностью переписать сюжет.

Herr_Tatzelwurm

1. Можешь не писать — не пиши.

2. Читай! Воруй! Если из книги нельзя ничего украсть — эту книгу не стоило читать вовсе.

3. Справочники по литературному редактированию — прекрасное чтение на ночь.

4. Участвуй в анонимных фестивалях и конкурсах. Анониму скажут то, чего не скажут в лицо.

5. Совет для честолюбивых и крепких нервами: заведи нескольких анонимных хейтеров. Они будут разбирать по крупицам любой твой текст, найдут все стилистические ошибки и шероховатости. Две трети замечаний будут вкусовщиной, но оставшаяся драгоценная треть укажет тебе, на что нужно обратить внимание.

6. Продолжай писать, не обращая внимание на плевки, высмеивание и глумеж. Никто не говорил, что писать легко и просто.

Latina

Начинающие авторы обычно страдают обостренным восприятием критики. Это не совсем правильная позиция: если критика конструктивна и по делу, грех не прислушаться и не исправить собственные ошибки. Нельзя застревать на одном уровне, необходимо работать над собой и учиться не реагировать на троллей.

Есть много статей, которые помогают развить писательский навык. Я сама составляла подобные советы, а также читала те, что написали мои коллеги.

Не используйте штампованные сюжеты типа «в Россию приехала знаменитая группа, и кто-то там влюбился в серую мышку». Ищите новые оригинальные темы. В этом помогают фильмы, книги и другие фанфики, однако не стоит вдаваться в плагиат и копировать идею от и до.

Морроу Винд

Главное в любом произведении — это сюжет. Не важно, насколько у вас хорошие идеи, как вы хорошо пишете и как вы продумали мир — без сюжета все это быстро наскучит и надоест. Это актуально не только для фанфиков, но и для всех произведений. Без сюжета ничего не получится.

Я часто встречал работы, где к середине история начинала провисать, потому что автор уже высказал все идеи, какие у него были. Я и сам в свое время попал в такую же ловушку. Когда ты уже сделал все, что хотел, а история еще на середине — это никак не исправить, только полной переделкой всего.

* * *

Если разобраться, то фанфики не так уж сильно отличаются от тех же исторических романов с «готовой вселенной и героями». А их дурная репутация связана лишь с максимально низким порогом вхождения для новых авторов. Однако сейчас уже достаточно просто отфильтровать работы по направленности «Джен», чтобы не нарваться на очередное эротическое мракобесие.

Кроме того, фанфики вполне могут стать первой ступенькой в профессиональной карьере писателя или игрового сценариста. А если вы не слышали соответствующих имен, то лишь потому, что один из главных принципов фикрайтерства — «не спрашивают, не говори».

_____________________________

Заходите на мой блог в WordPress:

Подписывайтесь на мой Telegram-канал:

#фанфикшн #творчество #авторство

 

Источник

Читайте также