Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Мое знакомство с серией Assassin’s Creed началось в декабре 2019 года и первой игрой была «Одиссея». 2020 останется в памяти не только как год пандемии, но и как год, прошедший под знаком ассасинов — из непройденных игр основного ряда остались «Изгой», «Единство» и «Синдикат».

Поэтому обзор будет складываться из двух частей. Первая часть рассчитана на широкого зрителя, в том числе не игравшего в игры Assassin’s Creed, а вторая — будет посвящена тому насколько Ubisoft удалось «вернуться к истокам». А начнем мы с сюжета и исторического контекста.

Итак, Европа, 873 год, завоевательные походы викингов в самом разгаре. Часть норвежского клана Ворона, решает искать лучшей доли, покидает родные берега и высаживается в Англии. Их возглавляет сын главы клана, Сигурд, его супруга Рандви и сводный брат Эйвор. (Примечание: в зависимости от ваших предпочтений, Эйвор может быть как женщиной, так и мужчиной. Я играл за Эйвора-мужчину, так что далее по тексту будет «главный герой», а не «героиня»). Вместе с членами клана в Англию прибывают Незримые, Басим и Хайсам. Незримые — это те самые ассасины, которые пока себя так не назвали. Напомню, что действие первой части Assassin’s Creed происходит сто лет спустя событий ACV.

Сигурд и его соплеменники основывают поселение, Рейвенсторп и начинают завоевывать авторитет среди местного населения и обрастать имуществом, в том числе честно отобранным. Они заключают союзы с соседними королевствами, помогая как своим соотечественникам из Скандинавии, так и сакским королям и элдерменам. В основном этим занимается Эйвор и делает он это когда добрым словом, когда топором, а когда и тем и другим вместе. По ходу дела он помогает Незримым разобраться с Орденом Древних, предтечами Ордена Тамплиеров из ранних частей серии.

Историческая достоверность в серии Assassin’s Creed — тема отдельная. Скрупулезная реконструкция исторических деталей тут тесно соседствует с игнорированием доказанных фактов. ACV исключением не стала. Скажем, тан Келвульф и король Бургред, с которыми мы встречаемся в Ледерчестершире — это исторические персонажи, а события в игре соответствуют тому, что происходило в реальности. Противостояние вождя данов Гутрума и короля Эссекса Альфреда Великого, которые составляют основу сюжетной линии в Хамптуншире — тоже часть истории. При этом исторических ляпов тоже хватает.

Причем если на такие мелочи, как гардероб скандинавских шаманок можно особого внимания не обращать, то с массивными каменными замками и соборами дела обстоят сложнее — на них завязана значительная часть сюжетных событий и геймплея. Каменные сооружения такого размера стали появляться в Англии значительно позже, только в XI-XII веках, поэтому налицо явный анахронизм. С римскими руинами тоже не так все просто. В игре часто встречаются города и селения, в которых деревянные постройки соседствуют с римским архитектурным наследием — развалинами храмов, потрепанными временем статуями, обвалившимися акведуками и дорогами. Амфитетатры сменили функциональное назначение и стали рынками или местами для пиров и соревнований. Так ли это было в реальности? Историки говорят, что нет, в том же Люндене тогдашнее население не ютилось среди римских руин, а обитало неподалеку.

При всем это, я считаю, что разработчикам удалось передать «дух времени». Как сказал Коля Пегасов, бывший главреда МФ в своем ФБ — ACV это «римский постапокалипсис» и это действительно так. Западная Римская Империя прекратила свое существование в конце V века и последующие столетия в европейском истории не зря называют Темными Векам. Безвременье, когда старое уже мертво, а новое еще только нарождается. И в игре это хорошо выражено как раз через архитектуру городов раннего средневековья. Возможно, лачуги посреди римских руин не слишком достоверны с исторической точки зрения, но хорошо символизируют «прорастание» новой цивилизации на руинах старой.

Говоря проще, не стоит воспринимать ACV как виртуальный учебник истории, в котором все воспроизведено с академической точностью. При этом игра хорошо передает атмосферу Темных Веков и уже только за это большое спасибо разработчикам.

Теперь о подаче сюжета. Как и в предыдущих играх есть историческая часть сюжета и события современных дней. И если в ранних играх франшизы современность занимала приличную часть экранного времени, то в последних трех играх — включая ACV — она урезана до минимума. На мой взгляд, это недочет разработчиков, потому как для того, чтобы понять, что происходит в современности и связанных исторических событиях трудно даже будучи в курсе лора AC. А финал этой сюжетной линии так вообще вызывает кучу вопросов. Так что мой вам совет — не парьтесь, пытаясь разобраться что к чему. Лучше просто играть в викинга, которые приперся в Англию, чтобы ее завоевать. Там все просто и понятно.

Тут каждая локация имеет самодостаточный сюжет, который можно пройти за три-четыре часа, иногда даже меньше. Сюжеты довольно однообразны и крутятся в основном вокруг борьбы за власть, причем не во всех случаях главный герой играет на стороне других кланов викингов. Скажем, в Ледерчестершире Эйвор способствует сынам Рагнара Логдброка посадить на престол Мерсии подконтрольного короля-сакса. В Грентербриджшире Эйвор помогает ярлсконе Соме отвоевать город у саксов и восстановить власть ее клана в шире. А в Восточной Англии Эйвор помогает молодому королю Освальду из саксов в борьбе с кланом викингов, которые творят беспорядки и бесчинства. Как говорится, «все сложно».

С точки зрения прохождения такой «сериальный» подход хорош уже тем, что не надо держать в голове все детали основного сюжета и, разговаривая с очередным NPC, не думать, а почему же я с ним говорю? Второй плюс, который имеет такой подход — прохождение получает вариативность. Например, основав поселение в Англии мы получаем на выбор две локации — либо Грентербриджшир либо Ледерчестершир. По мере роста уровня мощи количество локаций на выбор растет.

При этом, как уже упоминалось выше — сюжеты «серий» однообразны. Пойди туда, свергни того, пойди сюда помоги этому. Есть, конечно, интересные исключения, местами неожиданные и порой драматичные интриги, но тем не менее во второй половине игры эти “политические игры” надоедают своей цикличностью. Утомляет и героический пафос — «О великий воин, я наслышан о твоих победах! Это честь драться рядом с тобой! Сегодня мы прольем кровь наших врагов и напьемся как свиньи, а скальды сложат песни об этом дне!». Понятное дело, что законы жанра и все такое, но местами напоминает дешевый сериал.

Кроме основного сюжета в каждой локации есть побочные квесты, которые называют «мировыми событиями». Квестодателями выступают местные жители, которые иногда просят о помощи, иногда — просто рассказывают свою историю, а иногда пытаются ударить по лицу.

Вроде бы ничего особенного, побочных сюжетов и в других играх полно. Побочки в ACV хороши по нескольким причинам. Первое и главное — они коротки и в подавляющем числе случаев не требуют гринда местной живности или зачистки аванпостов. Второе — вам не дают никаких подсказок как выполнить квест, по сути это небольшие загадки. Они несложные, но все же требуют внимательности и малой толики логического мышления. Третье — они разнообразны. Есть трогательная история о девочке и последнем листе, который вот-вот упадет с дерева. Есть смешной эпизод о похищении одежд у нудистов. Или трагикомичная про двух болванов-братьев, которые хотят прославиться через грабежи и каждый раз попадают в какую-то жопу. А есть совершенно кринжовая история об отшельнике-маньяке.

Выполнение этих квестов хорошо разнообразит игру и при этом совершенно не обязательны к выполнению. Единственный недостаток — вы ничего не получаете по выполнении, разве что немного опыта.

Помимо «мировых событий» в игре полно головоломок, сложность которых колеблется от совсем простых до довольно сложных. К последним я бы отнес загадки священных камней и прохождение аномалий Анимуса. В случае со священными камнями надо найти точку обзора, с которой открывается рисунок на этих камнях. Мне, как человеку с инженерным образованием, прошедшим курс начертательной геометрии, было несложно найти нужное место, но думаю, что далеко не у всех это получится с ходу. Для прохождения аномалий тоже нужно слегка поднапрячь воображение и логику. Скажем, с руинами базилики в Линкольншире мне пришлось потратить где-то полчаса на то, чтобы понять что надо сделать. Конечно, не все головоломки сложные и иногда создавалось впечатление, что разрабатывались они совсем уже для детей.

В любом случае здесь есть чем развлечься, побочных занятий в игре хватает, правда, награды за эти занятия разные. Скажем, сбор римских артефактов даст только косметические награды для поселения. А вот рыбалка и охота неплохой источник материалов для апгрейда оружия и доспехов. Победа во флютлинге — соревновании в красноречии — позволит открыть дополнительные опции в диалогах и, скажем, это мне неплохо помогло при выполнении основной сюжетной цепочки «Песнь Сомы» в Грентербриджшире. Разгадки уже упоминавшихся священных камней дают очки для увеличения мощи персонажа, так же как и складывание каирнов — башенок из камней.

Теперь поговорим о ролевых составляющих игры — системе развития персонажа и возможностей отыгрыша роли.

На боевые характеристики персонажа влияет уровень мощи / способности, навыки, доспехи/оружие, а также бонусы, которые дает поселение.

Уровень мощи — это старые-добрые уровни, только вместо полоски у нас ромбик, по заполнении которого вы получаете два очка, а не одну цифирьку. Очки эти вкладываются в «созвездия» навыков. Сами «созвездия» закрыты и открываются по мере того, как вы распределяете очки. Опыт дается за традиционную деятельность — выполнение заданий, убийства врагов, эксплоринг, набеги на монастыри. По сути те же яйца, только в профиль.

Мне система уровней мощи и “созвездий” не понравилась. Во-первых, чисто визуально она воспринимается плохо. Тут в буквальном смысле слова все в тумане и нормально планировать развитие персонажа трудно. Да, можно переназначить все в любой момент, но тем не менее.

Во-вторых, в созвездиях сгруппированы абилки и перки из разных школ, что делает понятие билда весьма условным. Если честно, то я вообще не заморачивался с тем, как разбросать очки, часто тыкая во что попало. Осознанным было только решение открыть в первую очередь «созвездия» с полосками адреналина.

В-третьих, система несбалансирована. Если будете интенсивно чистить «точки интереса» на карте локации, то уже к середине игры вы получите переапанного персонажа, уровень мощи которого на 50-70 пунктов выше минимального. К концу игры разрыв будет еще больше. Йорвикшир, одна из старших локаций, требовала минимум 190 уровня мощи. Я в нее заходил уже будучи 320+. Другими словами уже в первой половине игры вы получаете персонажа, которому море по колено.

Способности. Кроме тех абилок, что вы открываете через уровни мощи, в мире игры есть книги, которые обучают особым способностям. Их, как и оружие с доспехами, можно найти в разных уголках Англии. Эксплоринг, который вознаграждается боевой способностью — это однозначно хорошо.

С доспехами и оружием дело обстоит получше, хотя и не без косяков. Разработчики отошли от принципов предыдущих двух игр теперь из мобов доспехи почти не падают. За всю игру мне упало всего три-четыре вещи причем не с самыми выдающимися параметрами. В ACV чтобы добыть себе броню и оружие надо побегать-поискать, а временами и решить небольшую головоломку.

Для уникальной брони и оружия вообще нужно выполнить несколько трудных заданий и порядком поскитаться по миру. Например, для того, чтобы обзавестись броней Тора надо убить трех сестер Лериона и разобраться с Орденом Древних. А если вы захотите получить легендарный меч Эскалибур, то вам придётся облазить несколько пещер, разбросанным по всем уголкам Англии и убить определенных ревнителей, чтобы открыть доступ к этому тесалу.

Предметы можно улучшать, причем улучшения эти имеют двухступенчатый характер. Броня и оружие имеют четыре степени качества — обычное, улучшенное, превосходное, легендарное. В пределах каждого тира предмет можно улучшить, но до опредленного уровня. С возрастанием степени качества увеличивается и количество слотов под руны. Сами руны можно как выбить из мобов, так и найти в сундуках или получить за выполнение заказов у рыбака и охотника. И да, внешний вид доспехов и оружия тоже меняется.

Главный минус этой системы — материалов на апгрейд нужно много и чем дальше тем больше. Для улучшения степени качества нужны уголь, никель и вольфрам. Добываются они из сундуков, в ограниченном количестве продаются вендорами и даются за выполнения заказов. Для того, чтобы улучшить предмет в пределах тира нужно железо, кожа и титан и вот тут, что называется, чем дальше, тем больше. Я не фармил ничего целенаправленно и к 300 уровню мощи смог поднять до легендарного уровня только два сета и два лука, хотя полностью собрал шесть сетов и довольно много самого разного оружия и щитов. Другими словами — если вы хотите разнообразить свой арсенал и обвес, поддерживая его в актуальном состоянии, то нужно фармить и фармить много. Хотя есть и другой путь, от которого я, скажем так, совсем не в восторге.

Второй большой минус — сетовые бонусы так себе. Как вам бонус «броня увеличивается, когда возле вас больше 2 врагов» или «урон увеличивается в темное время суток». Попадаются, конечно, и неплохие, типа «скорость увеличивается после «Атаки валькирии» или «увеличение скорости дальнего боя» но не часто. Самое главное, что они слабо влияют на стиль игры. Первую половину игры я носил хантерский сет, дававший бонусы к урону дальнего боя, потом собрал сет Бригантины, который заточен под ближний бой. Если честно, то разницы я особой не заметил. Только при смене оружия как-то меняется стиль ведения боя и тактики.

Третье и последнее — менять внешний вид доспехов нельзя, хотя в “Одиссее” такая опция была.

Помимо предметов, которые спрятаны в сундуках по миру средневековой Англии, есть еще два способа получить предметы. Если вы играли в Origins, то наверняка помните мальчика, торгующего экзотическими предметами. За прошедшую тысячу лет мальчик ничуть не изменился и приехал в Англию. За особую валюту — опалы — можно купить предметы легендарного качества. Камней этих нужно много и все это подразумевает выполнение ежедневных и еженедельных квестов. Вроде бы ничего, да и квесты не так долго делать, но вот в чем тонкость — такие же предметы легендарного качества можно купить во внутриигровом магазине за реальные деньги. Причем они не только легендарного качества, но еще и симпатичнее выглядят нежели то, что можно найти в игре.

Донат в одиночной игре — это то, за что Ubisoft пинают уже давно и по делу. В магазине продаются как целые сеты так и наборы материалов для апгрейда и многое другое, что однозначно определяется как Pay to Win. Скажем, сет гота из магазина восстанавливает здоровье. С учетом того, что в игре очень мало предметов, которые позволяют отхиливаться во время боя — соблазн прикупить этот легендарный доспех возник даже уже меня, игрока, который принципиально не донатит. Тоже самое можно сказать и про наборы материалов — очень хотелось бы прокачать все сеты по максимум, но для этого надо фармить и немало, а тут вам сразу предлагают несколько тысяч единиц железа, кожи и других материалов.

Боевая система. Есть четыре основных отличия боевой системы ACV от предшественников. Во-первых, оружие можно держать как правой так и в левой руке. Более того, можно прокачать способность брать в каждую руку двуручное оружие и даже драться щитами. Во-вторых, кроме полосок здоровья и адреналина появилась шкала выносливости, которая расходуется на увороты и проведение специальных атак способностями. Она достаточно быстро восстанавливается, но теперь постоянно скакать вокруг босса не получится, придется давать себе передых. В-третьих, здоровье теперь тоже не восстанавливается автоматом, а оружия и доспехов с «вампирскими» бонусами очень мало. Это тоже накладывает ограничения. В-четвертых — и это скорее всего плюс — в бою с вами могут принимать участие ваша дружина с драккара, причем не только в набегах.

Стиль боя определяется тем, какое оружие вы держите в основной руке. Адреналин вы получаете после финишеров и употребляя грибы. Адреналин расходуется на применение активных способностей, которые выучиваются через чтение книг мудрости. Единовременно можно забиндить восемь способностей — четыре на ближний бой и четыре на дальний.

В целом получилось довольно динамично и зрелищно. Способности из книг знаний выглядят эффектно, финишер различаются для каждого из типов врагов и выполнены довольно брутально. В бою надоследить за выносливостью и здоровьем, а также вовремя и к месту применять способности.

Переходим к ролевой составляющей. Тут все очень скромно. Да, в диалогах у Эйвора есть выбор. С помощью флютлинга можно прокачать уровень харизмы и получить доступ к дополнительным опциям в диалогах. При этом выбор в диалогах ни на что особо не влияет. Например, в конце одного их сюжетов нам дается выбор — казнить или помиловать NPC. Я выбрал помиловать, но NPC потом сбежал из тюрьмы и устроил бардак на массовом мероприятии, так что пришлось его в конце концов убить. Так что выбор в диалогах и характер поступков не влияет ни на сюжет ни на отношение окружающих к вам.

Отдельного упоминания стоит Рейвенсторп, поселение клана Ворона, своеобразная база, где герой получает новые задания, улучшает предметы в кузнице, делает закупки и продает ненужное барахло. Постройки в поселении не только дают доступ к различным важным функциям, например, к магазину, но и влияют на боевые характеристики персонажа. В то же время прокачка Рейвенсторпа не требует гринда и вообще не занимает много времени, потому как материалы для апгрейда можно добыть главным образом только в монастырях. А самих монастырей не так много.

Пара слов о технической стороне игры. Визуальный ряд игры выше всяких похвал, художники с дизайнерами свое дело сделали на отлично. Открытый мир ACV велик, порядка девяноста квадратных километров и разнообразен. Яркая поздняя осень, переходящая в суровую снежную зиму, густые леса и широкие равнины, живописные, почти пасторальные пейзажи и нищета средневековых городов.

Ощутимую ложку дегтя добавляют баги. Многие из них были пофикшены в ряде пострелизных патчей, но в первые недели проблемы с поломанными сейвами, не работающими как надо квестами и вылетами доставили немало неприятностей. Где-то часов шесть-семь прогресса я потерял именно из-за этого. И даже после патча 1.1, в котором пофиксили значительную часть косяков, остаются баги. Например, бой с Фенриром в Асгарде мне удалось завершить только с третьего раза.

Не вызывает особого восторга и анимация героев. В сентябре-октябре я играл в Red Dead Redemption 2 и после этой игры персонажи в ACV временами выглядят как буратины, а их жесты и язык тела вызывают стойкое дежа-вю — точно также жестикулировали герои «Истоков» и «Одиссеи». Такое впечатление, что разработчики решили не заморачиваться по этому поводу.

Подведем итог. В общем и целом у Ubisoft Montreal получилось взять лучшее из предыдущих двух частей франшизы — «Истоков» и «Одиссеи» — и реанимировать классические «ассасинские» фишки. Скажем, карта теперь усохла до размеров «Истоков», а побочные активности перестали быть обязательными. Лут теперь не валиться из каждой английской свиньи, побочные квесты не сильно отвлекают от главного сюжета и стали очень короткими. За основным сюжетом — завоевание Англии скандинавами — следить проще и при всех недостатках он довольно увлекателен. Колоритная эпоха Темных Веков передана во всех красках и эмоциях, здесь есть место и романтике и натуралистичной жестокости и юмору, подчас специфическому. Боевка динамичная и предельно брутальная. Детям до шестнадцати на некоторые финишеры лучше не смотреть. В игре довольно много необязательных побочных занятий и головоломок, которые разнообразят основной геймплей.

При этом игра не лишена серьезных недостатков. Система развития персонажа получилась неинтересной. Если вы любите теорикрафт, эксперименты с билдами и обвесом, то игра вас разочарует, потому как экспериментировать тут не с чем, разве что с разным оружием и способностями из книг знаний, которых не так много. Серьезных противников-боссов тоже раз-два и обчелся. В «Истоках» и «Одиссее» хоть гладиаторская арена была. Ролевая составляющая сведена к минимуму и в подавляющем большинстве случаев выбор, который вы делаете мало влияет на конечный результат. Хотя в игре и есть несколько концовок, но поворотных моментов, меняющих сюжет, не так много, значительно меньше, чем в «Одиссее».

В любом случае, при всех недостатках, игра получилась. Атмосферно, динамично, местами жутковато, кое-где весело и уж точно нескучно. Налетав за три месяца почти сто пятьдесят часов я с большим интересом жду DLC, действия которых будут происходить в Ирландии и Франции и которых уже совсем недолго осталось ждать.

 

Источник

Читайте также