Лонгрид об одном из самых ужасающих случаев невнимательности в моей жизни.
В возрасте 10-ти лет меня волновало не так уж много вещей: посмотреть «Битвы зверей» по ТНТ, поиграть с другом в комп или в биониклов, почитать «Рэдволл», а еще мультфильмы по СТС после школы. Там то я и познакомился с легендарным мультсериалом «Бэтмен» 1992 года, да и с «Новыми приключениями» и «Бэтменом будущего» и так далее по списку. Каждая серия затягивала сюжетом, интересным злодеем, саркастичными комментариями Альфреда, музыкой, гаджетами и техникой главного героя. Можно очень долго петь дифирамбы мультсериалу 1992 года, но все и так знают, что это шедевр детской анимации.
Примерно в это же время отец показал мне фильмы с Китоном, Килмером и Клуни. А потом мы с ним еще и в кино сходили на нового Бэтмена с Бэйлом. После такого я стал как в том меме, полностью переняв личность одного из крутых персонажей. Этим персонажем был Бэтмен. Для этого имени в моем манямирке установилось железобетонное равенство с крутостью.
Все вышеописанное было контекстом, чтобы понять мое отношение к персонажу в то время (так сказал, будто сейчас у меня не стоит на полке огромная фигурка Бэтмена из мультсериала).
Теперь же к самой истории. В плане покупок и выбора чего либо, я человек очень неуверенный, всегда таким был. Помню раз в детстве, когда мама разрешила выбрать один набор лего, а у продавца под стеклом лежало их штук 20, так я так долго выбирал, что магазин уже закрыли. Так вот с играми была точно такая же история.
В нашем районе был один крупный магазин компьютерных игр, поэтому раз в две недели с кем-то из родителей или сам, я ходил купить что-то новенькое. В этот раз я был с отцом, который явно не собирался ближайшие час или даже два проводить за выбором дисков, а еще он знал о моей увлеченности Бэтменом. Думаю эти два фактора помогли ему быстро считать обстановку и найти среди десятков дисков именно этот:
Я уже точно не помню свои детские впечатления, когда увидел диск в руках отца, но думаю я был в восторге. Бэтмен с максимально серьезным лицом, прыгает на фоне статуи Фемиды объятой планенем, да еще и Двуликий на заднем плане, и все это добро еще и в стиле моего любимого мультсериала. Это была любовь с первого взгляда. Читать оборот и смотреть скриншоты я не стал. Мне и так было понятно, что явный шедевр игровой индустрии, игра года по версии всех изданий. Явно ураганный экшен с погонями по ночному Готэму на бэтмобиле, ожесточённые сражения с Двуликим и обязательно разгадки запутанных головоломок. Ох, я был всего лишь невнимательным, ослепленным красивой обложкой, мелким пацаном.
И вот чего чего, а головоломок я получил. Но все по порядку. Полетели.
Прыгаю в бэтмобиль, смотрю очередную заставку с ездой по ночному городу и через пару экранов с видами на город оказываюсь в комнате с головоломкой с зонтиками. Прокрутил их раз, второй, третий, четвертый, а потом зонтики в другом доме и в третьем. Я ужаснулся, с таким же успехом я мог играть в паука или в сапера.
Следующее, что я запомнил — это не самый удобный платформер, где управление на стрелочках и пробеле, но при этом есть интерактивные объекты, которые надо прожимать мышкой. А если управление в игре не понравилось мелкому пацану в 2005 году, то с ним действительно что-то не так. Плюс не забываем, что я был мелким пацаном, который уже поиграл во множество игр и геймплей в этом платформере, как и визуал, не особо цепляли.
Собственно на этом воспоминания заканчиваются. Я запомнил максимально агуша-пазл про совмещение картинок на цветных зонтиках, невнятный платформер, а между всем этим головоломка со взломом шифровок, которую я решил в свойственной для себя манере — нашел абуз: если по очереди зажать каждую клавишу на клавиатуре, код разгадает сам себя.
А еще я запомнил полное отсутствие чувства удовлетворения после прохождения игры.
И вот только после этого я наконец-то взял коробку прочитал, что было написано на обороте.
Я переиграл сам себя и был наказан за невнимательность обучающей игрой средней паршивости в красивой обложке. После чего диск отправился в шкаф, где пылился до весны этого года, когда я нашел его во второй раз и решил перепройти.
Давайте попытаемся посмотреть объективно на игру. Без привязки к жанрам, и детским воспоминаниям взглянем на графику, геймплей, музыку — в общем все то, на что мы обращаем внимание, когда оцениваем любую другую игру. Местами скатываясь в небольшой сарказм.
Первое, что покорило меня — это размер игры, в современных реалиях, когда не знаешь где разместить в корпусе пятый терабайтный диск, это сильно подкупает.
Я честно сел с мыслью, что серьезно пройду игру, потом зайду на DTF и распишу как поиграл в нее в 2005 и в 2023, но тут я увидел экран выбора сложности и меня порвало:
Так как сынком я перестал быть еще в свое первое прохождение — выбираем Профи и отправляемся нести справедливость на улицы Готэма.
С ним реальные проблемы и не только в городе летучей мыши, ведь в первой же катсцене мы наблюдаем, как Двуликий угрожает ювелиру в Метрополисе (до того, что это именно Метрополис, пришлось догадываться, так как надпись на вывеске магазина гласит о двадцатилетней службе Метрополии). И заставляет его отправить в Готэм груз ювелирных яиц.
Груз в Готэме подрезают бандиты Пингвина, а выслеживающий их Бэтмен начинает распутывать это дело. Собственно, как я и говорил выше, начинаем мы в пещере, которая служит нам хабом и местом, где каждую из девяти подсказок, полученных в игре, мы должны расшифровать. И пока мы не начали сразу же можно отметить очень приятную картинку: стилистика мультсериала выдержана, а анимации плавные.
Прыгаем в Бэтмобиль и на выбор у нас три локации для посещения:
Хорошо, что у нас есть компьютер с информацией обо всех уликах и карта с метками, где что искать. Вообще интерфейс довольно неплохо замаскирован под внутриигровые предметы: настройки и карта города на кпк, глоссарий на экране компьютера, а выбор уровня в навигатор бэтмобиля (за 4 года до Dead Space между прочим).
Геймплейно меч правосудия — это набор из пяти мини игр. Первая из которых — это зонтики. Комиссар Гордон сообщает, что странные ювелирные яйца получили видные жители города, Бэтмен же обещает разобраться с этим делом. В первом же доме мы натыкаемся на бандитов Пингвина, что пытаются похитить яйцо, но видят героя и убегают, не забыв при этом поставить защиту в виде зонтичного щита под напряжением.
От нас требуется крутить зонты так, чтобы цвет и рисунок совпал, тут я так понял, сложность влияет на количество самих зонтов и элементов для совмещения. И так по четыре раза на каждое яйцо, а всего их три. Итого 12 кручений зонтов.
Я конечно не эксперт, но намного интереснее было бы придумать вместо этого еще парочку мини игр. Плюс, не очень понятно, что должен развивать этот пазл, ну кроме усидчивости — шутка ли, 12 раз сделать одно и то же с небольшим усложнением.
Следующая головоломка поинтереснее, нам надо сделать в комнате несколько действий, чтобы попасть в сейф Пингвина. Сами же действия и их порядок вперемешку с шутками обсуждают бандиты. Наша же задача подслушать и повторить.
Тут у меня случилось наибольшее количество рофельных моментов, так как бандиты выдают нереальный стендап, плюс всеми силами пытаются запутать игрока, и скорее обучают его терпению, чем чему либо.
Ниже пара моментов, с которых я смеялся прям как Бэтмен в «Убийственной шутке»
Бандиты каждый раз пытаются запутать игрока, меняя порядок действий в духе: надо уронить цветочек *пауза* но перед этим поправить ковер *пауза*, но главное не круглый, а квадратный, да и вообще перед этим всем надо еще закрыть ноут. Именно из-за этого один из первых моих траев выглядел примерно так:
И того, в каждой комнате надо найти три цифры, комнат тоже три, опять же 9 раз сделать одно и тоже с небольшим усложнением.
Часто АВГН критикует свои старые игры за похожее: вместо того, чтобы сделать 8 коротких, но насыщенных уровня, игроделы прошлого программировали 4 максимально длинных и унылых.
В перерывах между невероятно увлекательными головоломками, мы можем смотаться в пещеру, чтобы почитать новости и базу данных, а заодно разгадать послания, спрятанные в добытых яйцах.
Именно тут меня опять прорвало на смех от локализации. Вот они слева направо:
Хотя учитывая, что чтобы получать истинную концовку в рыцаре Аркхема надо собрать все знаки вопроса, кроме как Фигляром я Нигму никак назвать не могу (про господина Мерзляка я шутки не придумал).
Тут же у нас есть возможность собрать воедино подсказки, оставленные двуликим, на удивление все они реально несут в себе смысл и раскрывают сюжет. Да, он тут реально есть и даже смахивает на сюжет какой-нибудь средней серии мультсериала. Если вкратце: Двуликий бесится, что трое коррумпированных горожан дарят городу три огромные статуи, чтобы хоть как-то замолит свои грехи. Поэтому злодей решает, что надо уничтожить одну из них (для симметрии), а заодно Пингвина с Гордоном.
Последние же два этапа, про которые осталось рассказать — это самый невнятный и фрустрирующий платформер, что я играл. Основную причину я описал выше — управление. Играть одновременной мышью и стрелки + пробел неудобно, решается это просто, если бы прыжки были на правой кнопке мыши.
Второй же проблемой является сама структура уровней, это вертикальный лабиринт с множеством тупиков и один-двумя правильными подъемами, и не дай бог упасть, так как из-за особенностей местного левелдизайна, две секунды падения могут превратиться в перепрохождение довольно больших кусков уровня.
Также здесь зачем-то прикрутили значки Бэтмена для сбора, которые не дают ничего кроме очков, но кто хочет попасть во всемирный рейтинг по «Мечу справедливости»? Другой концовки за сбор всех не дадут, ачивки тоже не будет. Таких уровней три, каждый примерно одинаков по сложности и продолжительности (минуты три-пять)
Опять же рассуждаем о том, чему может научить эта образовательная мини игра? Возможно меньше материться или вылечит топографический кретинизм, возможно именно из-за этой игры я так хорошо ориентируюсь на местности, кто знает?
Последний тип уровней: прыжки по платформам, кликаем на каждую, запоминаем порядок, проходим дальше. Повторяем девять раз: спасаем Гордона, ловим Пингвина, находим Двуликого.
Смотрим финальную катсцену. Преступники в тюрьме Блэкгейт, справедливость торжествует. Статуи красиво открыты уже самим Уэйном.
Что же можно сказать по итогу? «Меч правосудия» — это набор простеньких мини игр, каждая из которых повторяется слишком много раз, говорю это и от лица ребенка, что играл в 2005, и от лица взрослого, который потратил свой вечер в 2023. Единственный сегмент, который мне реально понравился — это прослушка бандитов, как своими рофлами, в которых явно криво переведена игра слов, так и самим построением головоломки.
Обучающая игра — это довольно смелое заявление, учитывая, возрастную аудиторию 7-10 лет. Это возраст, когда ребёнок уже ходит в школу, намного актуальнее для него поставить загадки на арифметику, логику или на худой конец общую эрудицию, которая начинает формироваться. По факту же, единственное что худо бедно пытается развивать игра — это память, запомни предметы, запомни порядок платформ.
В моем понимании Бэтмен — это в первую очередь детектив, не лучше бы было сделать несколько детективных дел, чтобы поразвивать логику? Конечно, возможно игра расцветает на максимально сложности, но я узнаю это только если перепройду ее на мастере.
Из плюсов же можно отметить техническое состояние игры: визуал и звук выполнены действительно на неплохом уровне, ты будто играешь в серию мультсериала, правда вместо драк с Джокером ты крутишь зонтики Пингвина. Конечно понятно, что это все не ручная анимация, а флеш, но видно, что авторам вместо бюджета выделили большую благодарность за работу.
Зашоколадили из деяти.