Двухнедельная рабочая поездка могла закончиться плачевно для команды Rockstar San Diego.
Agent — шпионская игра в духе фильмов о Джеймсе Бонде от Rockstar Studios. Её анонсировали ещё в 2009 году эксклюзивно для PlayStation 3, и с тех пор об игре нет никаких вестей — хотя официально её не отменяли. Rockstar продлевала торговую марку вплоть до ноября 2018 года.
Game Informer выпустила статью с историей о разработке Agent в начале 2000-х, когда её созданием ещё занималась Rockstar San Diego. Выяснилось, что разработчиков игры чуть не отправили в египетскую тюрьму по ложному обвинению в хранении и съёмках порнографии, и эта история могла в любой момент закончиться плачевно. Выбрали главное из материала.
Rockstar San Diego начала разработку Agent в 2002 году — сразу после присоединения к головной компании. По задумке авторов, события игры разворачивались во времена Холодной войны. Основным местом действия был Вашингтон, но в сюжете присутствовали и маленькие линейные локации в других странах.
Одна из миссий в Agent проходила в Каире, столице Египта. Но при разработке этой локации возникла серьёзная проблема — художники не смогли найти подходящие фотографии города в сети. Поиск по спутниковым фото тоже не дал результата. И тогда разработчики попросили руководство отправить их в командировку в Египет, чтобы самим сделать нужные снимки.
Поездка, разумеется, дорого обходилась студии: на авиабилеты, проживание в отеле и личные расходы требовалось много денег. Но начальство одобрило инициативу разработчиков и поручило собрать команду для командировки.
В её состав вошли пять человек: руководитель разработки Луис Джильотти, ведущий художник окружения Джо Санабриа, художественный руководитель Чарльз Морроу, ведущий художник Даррелл Галлахер и художник окружения Уильям Кидвелл.
Вместе они составили план поездки — за две недели в Каире они должны были снять тысячи фотографий разных улиц и достопримечательностей. В помощь команда наняла специальных водителей, которые по совместительству работали переводчиками с арабского. Командировка выглядела довольно простой и приятной, пока разработчики не прилетели в страну.
В местном законодательстве прописано, что гражданам Египта и иностранцам запрещено делать фото в Каире и его окрестностях. Но тогда разработчики не придали этому значения: арестовывали в основном тех, кто делал снимки правительственных зданий или официальных лиц Египта.
Поэтому команда посчитала, что им ничего не грозит, если они не будут повторять ошибок других туристов. Им, в конце концов, нужны были лишь фотографии улиц, а не определённых объектов.
Как только разработчики разместились в отеле InterContinental в центре города, они приступили к работе, разделившись на две группы. Каждый день они снимали по тысяче фотографий разных районов, улочек и зданий. За ужином они сортировали снимки и решали, какие ещё места им стоит посетить.
Но случилось как раз то, о чём их предупреждали. Несколько раз их останавливала и допрашивала полиция. А однажды их заставили удалить фотографии.
Более серьёзный случай произошёл с командой, когда их допрашивал египетский чиновник. Тот разговаривал с американцами через их гида, и один из разработчиков нелестно высказался о задержании. Чиновник схватил свой пистолет и приставил его к груди разработчика. Гиду пришлось улаживать конфликт, и обошлось без жертв.
Этот допрос стал точкой, после которой дела пошли ещё серьёзнее. Чиновник взял у гида документы, чтобы отследить расположение американцев в случае их проблем с законом. Луис Джильотти, руководитель разработки, вылетел в США на несколько дней раньше остальных членов команды.
Джильотти и Джо Санабриа рассказали Game Informer, что в Египте начала двухтысячных аресты туристов были обычным делом. Злостных, по мнению властей, нарушителей могли пытать и сажать в тюрьмы.
В одну из ночей полицейские привезли на допрос водителя разработчиков, а на следующий день к ним пришли с официальным постановлением о задержании. Им запретили выходить из отеля без соответствующего разрешения.
Вдобавок к этому арестовали ведущего художника Даррелла Галлахера, который должен был вылететь в США на несколько дней раньше остальной команды. Перед посадкой на рейс его задержали и предъявили обвинение в съёмках и хранении порнографии — она запрещена в Египте.
Луис Джильотти, который в это время уже находился в Сан-Диего, сразу позвонил в американское посольство в Египте, как только узнал о задержании команды. Ему объяснили, что если среди всех фотографий найдут хоть один кадр с объектом, который запрещено снимать, то разработчикам грозит реальный тюремный срок.
Джо Санабриа рассказал автору Game Informer, что наспех записал все снятые фотографии на DVD и отправил их в США по почте. Остальные же члены команды удаляли все фотографии, которые могли показаться спорными, и оставили у себя лишь снимки музеев, пирамид и прочих объектов — на них не налагался запрет съёмки.
Проблема возникла с ноутбуком Чарльза Морроу, художественного руководителя Agent. Он взял в поездку компьютер отца, который работал гинекологом. И в устройстве хранились соответствующие фотографии, которые требовались для работы.
Команда предоставила ноутбуки египетским властям, и разработчикам разрешили вылететь из страны. Из-за стресса они не спали всю ночь и готовились к худшему — их с лёгкостью могли задержать по пути в аэропорт или на таможне. Но всё обошлось, и они вылетели в Англию — в головной офис Rockstar Games.
Джо Санабриа позвонил Луису Джильотти, когда самолёт начал взлетать. Оба вспоминают этот момент как один из лучших в жизни.
Разработчики вспоминают, что после этой поездки отменили запланированную командировку в Санкт-Петербург, где должна была разворачиваться одна из сюжетных миссий Agent. Студия решила больше не рисковать жизнями своих сотрудников и отказалась от подобных путешествий.
С тех пор Луис Джильотти и Джо Санабриа образовали компанию Concrete Games, куда вошли ещё несколько разработчиков из Rockstar San Diego. По их словам, эта поездка показала предел их возможностей: для реалистичности своей игры они готовы были рискнуть свободой. Но вовремя поняли, что это того не стоит — лучше пожертвовать реализмом, чем ещё раз переживать такой опыт.