Люди ходят в кино по разным причинам. Кто-то хочет посмотреть на любимого актера. Или яркий трейлер зацепил внимание. Возможно, нравятся запутанные сюжеты. Может вы просто обожаете попкорн. Существует бесконечное количество причин пойти в кино. А если хочется позависать с персонажами, как с лучшими друзьями? Оказывается, даже для этого есть кино. Сегодня поговорим о субжанре “хенгаут” фильмов.
Что такое hangout/хенгаут фильмы?
Начнем с главного: сложно дать четкое определение этому субжанру. Если переводить слово “hangout” с английского, то наилучшие варианты перевода: “зависать” или “тусоваться”. Некоторые приписывают термин “хенгаут фильм” самому Квентину Тарантино. Поэтому давайте попробуем обратиться к великому режиссёру за определением. В своем интервью журналу the New Yorker Тарантино так описал этот субжанр: ”Есть фильмы, где ты просто зависаешь с главными персонажами настолько много, что они становятся твоими друзьями. И это достаточно редкое свойство фильма… Такие фильмы обычно долгие, потому что требуется время, чтоб перестать воспринимать героя, как персонажа кино, и по-настоящему узнать человека и полюбить… как только фильм заканчивается, герои уже ваши друзья”.
Давайте попробуем выделить основные черты хенгаут фильмов. Сюжет максимально прост, иногда вообще отсутствует. Не так много основных персонажей. Мы встретились с героем не для того, чтоб смотреть за развитием персонажа и тем, кем он станет, мы тут для того, чтоб посмотреть на персонажа здесь и сейчас. В обычной жизненной обстановке и ситуациях.
Большинство фильмов ставят в своем центре некий конфликт, необычную ситуацию, сложную для достижения цель и т.д. Хенгаут фильмы не пользуются такими инструментами для повествования и раскрытия персонажа. Тут применима банальная фраза: “у самурая нет цели, есть только путь”. В этом субжанре нам действительно не важны цели персонажей, их часто попросту нет. Нам важен исключительно сам путь, каким бы будничным он не был. Вторжения инопланетян, ограбления и свадьбы не происходят каждый день. В обычной жизни мы просто переживаем какие-то маленькие ситуации, разговоры, даже просто тихие моменты с самим собой.
Главные представители хенгаут кино
Когда начинаешь читать про этот субжанр, сразу всплывает два фильма. Во-первых, один из величайших вестернов с Джоном Уэйном в главной роли — Рио Браво (1958). Многие считают его первым хенгаут фильмом. Казалось бы, а почему это не просто типичный вестерн? Шериф маленького городка, арестованный негодяй, бандиты пытаются спасти этого негодяя из тюрьмы. Все элементы классического вестерна на месте. Главное, что привносит субжанр, это сюжет и темп повествования. Сюжет материализуется только через час после начала фильма, когда мы уже познакомились с персонажами и начали испытывать к ним дружескую симпатию.
Второй фильм, который упоминается во всех статьях про субжанр — “Под кайфом и в смятении” (“Dazed and confused”, 1993). Квентин Тарантино называл его величайшим представителем субжанра. Между тем фильм хочет рассказать нам ровно одну вещь: какого это быть тинейджером в 70-х в Штатах. Есть небольшие сюжетные линии, но они абсолютно вторичны по сравнению с тем, что это последние школьные дни и нас впереди ждет длинное и неторопливое лето. Тут важно упомянуть режиссера Ричард Линклейтер, снявшего “Под кайфом и в смятении”. Главный пионер хенгаут фильмов. Многие его фильмы причисляются к этому субжанру.
Наконец мы подошли к одному из самых известных фильмов субжанра — “Большой Лебовски” (1998) братьев Коэн. В фильме приписывают к разным жанрам: от комедий до детектива. Хотя в фильме есть очень явный сюжет и даже экшн сцены, они скорее отвлекают главного героя от привычному ему гедонизма в виде боулинга, друзей, глупых диалогов и коктейлей. Кому не хотелось присоединиться к героям и покатать шары, распивая стаканчик-другой Белого русского? Главный герой даже перманентно раздражен, что череда сюжетных событий отвлекает его от всего этого. Ему это не нужно, он же просто “Чувак”.
А разве не все фильмы — хенгаут фильмы?
Учитывая сказанное выше, можно ли сказать, что каждый более-менее долгий и неторопливый фильм, где хоть как-то раскрыты персонажи, считается хенгаут фильмом? Ответ короткий — нет. Разберем на нескольких примерах.
Ридли Скотт делает длинные и неторопливые фильмы. Чужой (1979) развивается, например, крайне медленно. Делает ли это его хенгаут фильмом? Чужой оперирует инструментом саспенса. То есть вся затянутость и оттягивание момента встречи с монстром не для того, чтоб мы лучше узнали персонажей, их образ жизни, какую газировку они любят, а для того, чтоб создать напряжение. Мы переживаем за главную героиню, она нам нравится, как персонаж, но узнаем ли мы ее настолько хорошо, что готовы искренне полюбить как друга? Кажется, что нет.
Возьмем другой длинный и неторопливый фильм — “Побег из Шоушенка” (1994). В этом случае нет никакого монстра, который выпрыгнет в конце, но есть неторопливое повествование о жизни заключенного, которого несправедливо посадили за убийство жены. Мы хорошо узнаем главного героя и рассказчика: их мотивы, взгляды на жизнь, ценности. Важная линия, которую тут хочется провести, чтоб не путаться дальше: разница между раскрытием персонажа, что любой хороший фильм обычно делает, и желанием посидеть с ним на лавочке, обсудить новую серию Теда Лассо или матч любимой команды. У главного героя есть главная цель, ради чего делается все — побег (и искупление, если говорить в поэтическом смысле). Все повествование ведет к достижению этой цели. Мы достигаем этой цели с ним. При этом мы знаем, что герой любит шахматы, но мы не играем с ним в шахматы. В этом, пожалуй, основная разница.
Скорее, хенгаут фильмы характеризуется определенной легкостью тона и, что наиболее важно, вялым темпом. Знакомство происходит не через экшен, действие или достижение цели, а как раз наоборот, через моменты между ними. Те самые моменты, которые занимают большую часть нашей повседневной жизни.
Элементы хенгаут в фильмах другого жанра
Многие популярные фильмы могут иметь в себе элементы этого субжанра. Когда пытался придумать неожиданный пример, пришли в голову “Реальных упырей” Тайки Вайтити (“What We Do In The Shadows”, 2014). Вот вы можете сказать, а в чем сюжет этого фильма? Кажется, что большую часть фильма мы просто зависаем с главными персонажами. Ходим с ними в клуб, обсуждаем ответственного за мытье посуды, решаем, что надеть на вечеринку. Хоть в фильме и есть небольшие экшен сцены, его темп достаточно неторопливый и определенно имеет хенгаут элементы. Но при этом фильм относится к другому субжанру — псевдодокументальнон кино (Mockumentary).
Нельзя обойти стороной фильмы Тарантино. Его произведения имеют много элементов хенгаут кино. Фильмы вроде “Криминального чтива” (1994) и “Бешеных псов” (1992) существую во вселенной криминального кино. Но при этом Тарантино использует одну из главных философий хенгаут фильмов: жизнь не состоит из больших событий, а скорее из череды мелких событий и разговоров между. Поэтому мы слышим разговор о песне Мадонны, обсуждение фастфуда, сплетни о жене босса и массаже ног. При всем при этом назвать наполненные экшеном фильмы Тарантино “хенгаут” язык не поворачивается. Вероятным исключением может быть только “Однажды в… Голливуде” (2019), где на протяжении почти 3 часов мы просто куда-то едем или идем с персонажами.
Вопрос
При написании этого материала еще задумался, а какие отечественные фильмы можно отнести к хенгаут фильмам? Ничего не пришло в голову, поэтому пишите ваши варианты в комментариях.
Автор: канал «Written and Directed by…«