Авторы изучили ситуацию с 4000 тайтлов и пришли к выводу, что ситуация в будущем ухудшится.
Масштабное исследование доступности классических игр провёл Фонд истории видеоигр. Авторы поделились главными выводами на своём сайте, а также рассказали о методологии.
- В исследовании учитывались игры, выпущенные на территории США до 2010 года — такие тайтлы называют классическими. На первом этапе авторы случайным образом выбрали 1500 подобных игр для разных платформ, используя базу данных MobyGames.
- Особое внимание в исследовании уделили библиотеке Game Boy, так как количество доступных игр с консоли заметно уменьшилось после отключения электронных магазинов на Nintendo 3DS и Wii U.
- В общей сложности авторы изучили 4000 игр, а полученные результаты актуальны по состоянию на 15 апреля 2023 года.
- Авторы считали ремейки классических игр отдельными тайтлами. Они привели в пример Yakuza Kiwami, переосмысление оригинальной Yakuza. Две игры заметно отличаются друг от друга по графике и механикам, поэтому нельзя сказать, что Yakuza 2005 года доступна для легальной покупки.
- В исследовании также учитывался тот факт, что игра должна быть относительно легко доступна для среднестатистического геймера. Если тайтл можно легально приобрести только для устройства, которое больше не поддерживается, то его считали недоступным.
- Согласно результатам исследования, только 13% классических игр доступны для покупки в современных магазинах. Авторы допускают погрешность в 2,5% в ту или иную сторону.
- Самый большой процент доступности приходится на игры 1990-1994 годов — 19,3%. Самый низкий — на 1975-1979 годы (0,89%).
- С отдельными платформами ситуация не лучше. Так, игр с популярной PlayStation 2 доступно всего 12%, а с Commodore 64 — 4,5%. Что касается Game Boy, то сейчас можно легально приобрести всего 5,87% игр с консоли: этот показатель был более чем в два раза выше до закрытия магазинов на 3DS и Wii U.
- Авторы считают важным обратить внимание на низкую среднюю доступность классических тайтлов. Проблемы с их легальным приобретением заметно осложняют изучение истории индустрии. Отмечается, что «выживаемость» видеоигр даже ниже, чем у американских немых фильмов периода 1912-1929 годов (14%).
- Авторы исследования считают, что ситуация в будущем только ухудшится, так как платформодержатели продолжат отключать магазины на устаревших консолях.
Сейчас у любителей истории есть только два пути: тратить тысячи долларов на покупку ретро-консолей с играми или прибегать к пиратству.
Фонд истории видеоигр такая ситуация не устраивает, и они считают, что издатели, библиотеки и архивы должны лучше заниматься сохранением классических тайтлов. Однако этому мешают в том числе устаревшие американские законы по защите авторских прав.
Они надеются, что в 2024 году законодательство США поменяют, и библиотеки смогут не только хранить цифровые версии игр, но и, к примеру, арендовать копию тайтла посетителю. Полное исследование можно прочитать здесь.
Первым о выводах Фонда истории видеоигр написал пользователь DTF Nuke73.