Анализ игры Undertale

Как Тоби Фоксу удалось создать удивительную сказку.

Анализ игры Undertale

Сказать по правде, я никогда не любил Undertale. Мне она не понравилась из-за слишком «детского» сюжета и чрезмерно навязчивой морали про то, почему убивать — это плохо. Данная игра вызвала у меня смешанные чувства. Но тем не менее, Undertale снискала успех как в финансовом плане, так и в культурном. Творение Тоби Фокса уже набрало огромную фан-базу и любима по всему миру. Хотя казалось бы, скромный разработчик никогда не хотел подобной славы.

Меня всегда удивляло, почему такие игры, которые в буквальном смысле противоречат всем современным стандартам игровой индустрии получают огромную популярность. В Undertale нету красивой графики, открытого мира, и . Эта игра должна стать крайне нишевым и малоизвестным продуктом среди определённого круга лиц.

Как это получилось? Удача? Вопли летсплейщиков? На популярность игры повлияло огромное множество факторов. Ещё задолго до Андертейла Тоби Фокс славился в определённых кругах как композитор веб-комикса Homestuck, который в одно время был одним из самых обсуждаемых художественных произведений в интернете, в первую очередь в сообществе Tumblr.

Тоби Фокс родился 11 октябра 1991 года . Он никогда не хотел быть богатым или знаменитым. И сложно назвать этого человека гением уровня Кодзимы или Йоко Таро. Тоби Фокс — такой же простой паренёк как мы, такой же любитель видеоигр, который хочет просто наслаждаться жизнью. Тоби провёл своё детство за игровой консолью SNES. Его самой любимой игрой была Earthbound, она же Mother 2 в Японии. Про эту игру я поговорю позже, в другой статье, но важно помнить, что Earthbound также является культовой игрой на Западе и Японии. И эта игра в будущем вдохновит многих инди-разработчиков. Вы можете посмотреть обзор Earthbound от Джеймса Рольфа, чтобы быть в курсе дела.

В свои 14 лет Тоби был участником форума Starmen — фанатского сайта по Earthbound. В этом сайте фанаты любили делиться друг с другом своим творчеством, включая ромхаками. Если что, ромхак (он же ROM-hack) — это модифицированная игра с картриджа. Являются чем-то аналогом современных модов для игр. В ромхаках разработчики меняют игру.

В 16 лет Тоби Фокс, он же Radiation, выпускает на свет свой знаменитый ромхак Earthbound Halloween Hack, приручённый к сами-знаете-какому-празднику. Трудно поверить, что автор столь милой и доброй игры про дружбу с монстрами успел создать чернушную версию Earthbound, в которой персонажи матерятся, впускают непристойные шутки и устраивают кровопролитие. Хеллоунский ромхак можно смело назвать полной противоположностью Андертейла. В этом хаке вы играете за циничного и молчаливого охотника за головами Варика. По словам Фокса, над созданием подобного персонажа он вдохновлялся одноимённым героем jRPG Brandish.

Именно в Хеллоунским ромхаке впервые прозвучала Megalovania, во время боя с доктором Андонаутсом. Просто послушайте:

Тоби Фокс до сих пор стыдится своего творения, называя его «плохим диском с ругательствами». И я его понимаю, поскольку довольно часто подростки становятся неадекватными из-за гормонов.

После этого Тоби Фокс решил заделаться карьерой композитора. Учил он музыку самостоятельно. Он стал композитором для веб-комикса Homestuck, который также берёт многие идеи из Earthbound. Homestuck является крайне необычным веб-комиксом, так как в ней довольно много flash-анимации и мини-игр, требующие от игрока прямого участия. Так же Homestuck сильно выделялась среди комиксом благодаря своей гротескной рисовке и шизофреничным сеттингом. Читать на свой страх и риск!

Таким образом, Тоби Фокс стал популярной личностью в узких кругах, в первую очередь среди фанатов Earthbound и Homestuck. В качестве благодарности за оказанную помощь Эндрю Хасси дал Тоби свой подвал и компьютер. Так началась разработка Undertale.

Как можно догадаться, первоначально Undertale задумалась как фанатская игра по Earthbound. Поскольку Nintendo прикрыла эту франшизу в 2006 году, фанаты очень хотели продолжения. Чтобы вы поняли, Earthbound в западной гик-культуре имеет такой же культовый статус, как Ирония Судьбы в постсоветских странах. И поэтому шансы на успех у Тоби были завышены.

Естественно, поскольку Nintendo крайне негативно относится к проявлениям фанатских игр, Тоби пришлось сделать духовного продолжателя игры. Однако Earthbound оказалась не единственный художественным произведением, которая вдохновила Тоби. Если верить его словам, Тоби вдохновлялся многими вещами, которые он встречал, видел или читал в своей жизни. Скрытых отсылок Undertale так много, что её можно изучать вдоль и поперёк.

Идея с Путём Геноцида позаимствована из другой инди-игры, OFF! По сюжету, игрок является некой бестелесной сущностью, нарекаемой Кукловодом. Судья в виде гротескного кота предлагает игроку возможность управлять Баттерсом, условным главным героем, который хочет очистить мир от зла. На деле же Баттерс под управлением игрока занимается геноцидом населения всего мира. В конце игры у игрока встаёт выбор: продолжать играть за Баттерса и уничтожить мир, или переключить контроль на Судью. В последнем случае Баттерс превращается в страшное чудовище и финального босса игры, которого игроку придётся одолеть, управляя Судьей. В конце концов, Судья побеждает, но мир всё равно опустел.

Идея со взаимодействиями с монстрами взята из популярной в Японии франшизы Shin Megami Tensei. В первой части Shin Megami Tensei игрок брал на себя роль обыкновенного японского старшеклассника, который должен спасти мир от окончательного уничтожения демонами и… другими высшими существами вроде ангелов. Для этого учёный по имени Стивен (намёк на сами знаете кого) дарует ему устройство, позволяющее понимать язык демонов. Игроку необходимо завербовать к себе демонов путём приручения. Для этого в бою надо использовать команду «Действие», и в ходе манипуляций подружиться с демоном.

Также достойна упоминания игра Yume Nikki, которая также вдохновлена Earthbound. Так, внешний вид профессора Гастера был взят у Убоа, персонажа-пасхалки. Убоа также присутствовал в Хеллоуинском ромхаке. Вполне возможно, что Тоби вдохновлялся странной и неуютной атмосферой игры. Ибо Yume Nikki — ещё тот вывих мозга. Данная игра имеет, кстати, немало поклонников в странах СНГ.

Тоби Фокс является большим поклонником серии игр Touhou Project. Touhou — это серия Shoot’em Up’ов, тоже созданная одним инди-разработчиком из Японии. Как и Undertale, Touhou приобрела бешенную популярность в Японии, и по ней фанаты успели наклепать кучу годного контента, включая даже аниме. Именно оттуда Тоби позаимствовал элементы сеттинга и bullet hell составляющую.

Однако у меня есть предположение, что основным идейным вдохновителем игры послужила сказка Льюиса Керолла «Алиса в Стране Чудес». Многие мотивы «Алисы» повторяются в Андертейле: главный герой падает в нору, которая приводит его в волшебную страну. В дизайне игрового мира Deltarune мы видим много элементов шашек и карточных игр. Даже сюжетная линия обоих игр так или иначе ссылается на Алису.

Также мне известно из интервью, что Тоби Фокс вдохновлялся глупостью интернет-культуры и ситкомов. И в Андертейле можно заметить много отсылок на интернет-мемы. Например, в одной из сцен Санс играет музыку на трубе, чем он ссылается на мем скелета-трубача. Мне местный юмор не особо понравился, поскольку он кажется для меня слишком глупым. И у меня есть предположение, что Тоби намеренно сделал юмор в игре глупым и нелепым, чтобы подчеркнуть тупость интернет-культуры. Также подтверждением моего предположение может послужить факт, что сам Санс — является плохим шутником. Что если Санс — олицетворение низкокачественных интернет-мемов? А уж учитывая, что этот персонаж породил кучу мемов…

У меня есть ещё предположение, что Гастер намеренно был создан как таинственный персонаж в качестве троллинга над комьюнити теоретиков. Вы наверное прекрасно знаете, что в фэндомах можно встретить фанатов, которые любят создавать фанатские теории.

Социальная сеть Tumblr давно известна тем, что на ней обитают представители меньшинств, включая людей нетрадиционного гендера и ориентации. Меттатон как по мне является олицетворением подобных пользователей. Это заметно по его женственному имиджу. Андайн, в противовес Меттатону, наоборот, является более мускулинным персонажем, которая не заботит о своей внешности. Поэтому Андайн не назовёшь красавицей. Вдобавок она лесбиянка. Альфис — олицетворение гикнутых нердов, которые не могут отличить аниме от реальности.

Иначе говоря, многие персонажи Андертейла являются олицетворением определённых типов пользователей сети, в особенности Tumblr, завсегдателем которого был Тоби Фокс.

Таким образом, Undertale по праву можно считать скрытой и тонкой сатирой на интернет и, возможно, на западное общество в целом. Вполне вероятно, что Тоби успел иронично высмеять в своём произведении политкорректные тренды в современной культуре. Об этом свидетельствует битва с двумя стражниками в Хотленде, которые признаются друг другу в любви.

В плане визуала Undertale выглядит очень бедно. Вплоть до того, что в ней используется разрешение 4:3 и 30 FPS. И я считаю, что это является данью уважения к эмуляторам. Ведь когда вы запускаете старую игру с Sega, вы видите по бокам чёрные полосы, и чаще всего частота кадров в секунду не превышает 30. Бедная графика Андертейла — это гротеск, карикатура и дань уважения Earthbound. И это обыгрывается в битве с Омега Флауи. Внешний облик босса сильно отличается от пиксельных спрайтов остальных персонажей Андертейла. Омега Флауи выглядит фотореалистично.

Но в чём же все таки глубинный смысл Андертейла? В том, что игра преподносит нам добрую мораль, что даже самый плохой в мире человек заслуживает прощения? Может быть. Но я думаю, что Тоби Фокс просто хотел создать красивую сказку. Пусть временами мрачную, но всё же сказку для подростков. Undertale можно смело отнести к жанру произведений Young Adult, так как она вряд ли может подойти детям из-за мрачных моментов, но для взрослых она покажется слишком уж детской.

Но кажется я начинаю понимать, в чём глубинный смысл Андертейла. Вы наверное заметили, что главный герой обладает способностью так называемой Решительности? Что такое Решительность? В мире игры Решительность — это некая сила, которая позволяет индивидуумам изменять реальность, путешествовать во времени и стать неуязвимым. Но давайте отойдём от игры и посмотрим, что представляет из себя Решительность в реальной жизни?

Решительность — это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств.
Решительность и смелость два отдельных волевых качества, хотя по совокупности схожи в том, что в ограниченные промежутки времени, это способность принимать решения. Не всегда это правильное или неправильное решение. Решительность — это выбор определённого действия, в то время как смелость нужна для реализации данного действия, а правильность или неправильность действия определяется мудростью.
Решиться значит выбрать оптимальный способ действия после обдумывания, преодоление сомнений, колебаний, после возникает уверенность в достижимости цели.

Информация из Википедии

То есть Решительность — это способность человека самостоятельно, быстро и уверенно принимать важные решения. Неважно, является ли решение правильным или нет. Решительность — это то, что делает человека самостоятельным.

Главный герой, Фриск, является ребёнком, который оказался в новом мире. Без родителей. Без друзей. И не факт, что он может выжить в этом новом мире. Одним из первых встреченных персонажей Фриска является Ториель, выполняющая роль «матери». Однако Ториель запрещает Фриску выйти из своего дома, зная, что он(а) может умереть. Но Фриск так или иначе противостоит своему опекуну, чтобы наконец дальше продвинуться. Вся игра — это история о взрослении. На протяжении всей игры Фриск проходит через этапы взросления. Первым его этапом является отказ от опеки. Будет ли отказ от опеки насильственным или наоборот, обе стороны найдут компромисс, решать игроку.

На втором этапе мы видим, как Фриск знакомится с Сансом и Папайрусом (или Папирусом, фиг его знает), тем самым символизируя этап социализации индивида. На третьем этапе Фриск сталкивается с серьёзной опасностью в лице Андайн. И это самый сложный этап взросления. Дальше мы видим, главу с погоней в Хотленде. На этом самом моменте у Фриск формируется личность. И наконец завершающий этап в лице битвы с Асгором.

Таким образом, Фриск постепенно взрослеет, становится более самостоятельным благодаря своей решительности. Именно решительность делает людей самостоятельными.

Я думаю, что Undertale уже стала классикой. Спустя годы, десятилетия, даже века люди будут помнить эту игру и находить что-то новое для себя. Undertale является ярким доказательством того, что даже самые абсурдные и необычные идеи могут завлечь массы людей. Undertale полностью противоречит всем стандартам игровой индустрии, и это круто.

 

Источник

Читайте также