Помнишь, как ты зелёных инопланетян из пистолетов расстреливал? Там ещё много их осталось, ты только заходи в игру. Хоть иногда…
«Инопланетный шутер» или же «Убийца инопланетян», не знаю даже, – изометрический аркадный боевичок 2003 года от российских парней из Sigma Team. И так уж вышло, что в него играли все. Или слышали. Ту же мелодию из главного меню, например. До сих пор мурашки по коже.
Не знаю, чему игра обязана такой известностью. Может, классическому, но не устаревающему сюжету с побегом монстров из секретной правительственной/корпоративной лаборатории, разрабатывающей оружие массового поражения, в итоге проявившего себя настолько эффективно, что вырвавшись из пробирки/тюремной камеры, покрошило хозяев и теперь жаждет вырваться наружу, в большой мир; может, не менее классическому образу самих монстров, перекочевавших будто бы из самых первых «Чужих», из того времени, когда Ридли Скотт ещё не скатился в бессмысленный религиозный символизм, правда, инопланетяне в Shooter’е не одиноки, их много – целые орды, – так что вполне законно их назвать не совершенными убийцами, но идеальными захватчиками планеты; а может, игра обязана популярностью просто-напросто мясному геймплею, который увлекает, кстати говоря, до сих пор.
Но как бы то ни было, Shooter необходимо брать в расчёт при выборе нового проекта для прохождения, когда надоедают сложные неоднозначные сюжеты, глубокие персонажи и серая мораль, если хочется просто взять в руки пушку побольше, зайти в коридор потемнее и, рассмотрев во мраке сотни горящих красным глаз, надавить на спусковой крючок, разукрасив стены зловещей лаборатории кровавыми ошмётками монстров. Так просто, но чертовски захватывающе.
Геймплей
Shooter представлен с видом сверху вниз (3/4 перспективы). Хоть игра является двумерной аркадой, всё же гг может непосредственно взаимодействовать с окружающим его материальным миром, в частности – двигать различные предметы, взрывать газовые баллоны и разбивать экраны компьютерных мониторов, кроме того, в результате попадания снарядов при выстреле, например, в стену, на ней остаются отметины. Также графические характеристики игры создают динамическое освещение.
В Shooter’е есть два режима (кампания и выживание), выбор персонажа (главный герой-мужчина изначально может нести больший боекомплект и имеет повышенный уровень здоровья, героиня – быстрее бегает и стреляет точнее, что реализовано через увеличение урона от выстрелов), 4 характеристики у гг (сила, точность, здоровье, скорость), 4 градации монстров: самые слабые и медлительные имеют зелёный цвет кожи, жёлтые и красные – стремительно передвигаются и долго умирают, синие – своеобразные боссы за счёт действительно огромной полоски XP, ещё и бьют больно, так что лучше держаться на расстоянии, поливая любым доступным огнём. Помогает.
Режим кампании состоит из 10 уровней с возрастающей сложностью. Цель каждого уровня состоит в том, чтобы убить всех инопланетян. Для достижения этого необходимо получить доступ ко всем областям локации (путём включения электроэнергии, реактивации генераторов, разрушения стен, отключения силовых полей) и убить всех монстров. На более поздних уровнях находятся устройства телепортации, которые порождают врагов бесконечно и могут быть уничтожены только специальной взрывчаткой, разбросанной по локации.
С убитых инопланетян можно собрать деньги, аптечки и дополнительные боеприпасы. Между уровнями в магазине необходимо приобретать более мощное оружие и постоянные апгрейды к статам. Также есть временные улучшения: «жизнь», бронежилет, атакующий дрон и прочее подобное. Большинство магазинных предметов реально найти на уровнях.
Всё, вываливающееся из монстров, (в отличие от их трупов) со временем исчезает, если не подобрать. Также невозможно поднять то, что у гг в полном комплекте: четвёртый имплантант того же цвета, боезапас сверх меры, второго дрона, простые аптечки, если здоровье полное, продвинутые аптечки, если здоровье уже на даваемом ими максимуме, силовое поле, если действие предыдущего не закончилось. При этом, если нет хотя бы одного патрона нужного вида для максимального боекомплекта, то берётся вся пачка, но добавляется только один недостающий патрон, аналогично с аптечками и бронёй.
В режиме выживания гг стартует с двумя пистолетами, его начинают атаковать зелёные alien’ы, сначала по одному, потом их становится всё больше и больше, иногда среди монстров проскальзывают жёлтые и красные представители вида. Их следует поскорее уничтожать, желательно до появления синего босса, а убив уже его, нужно подобрать оружие следующего уровня (позже это же оружие может вываливаться и из красных монстров). После убийства босса начинают появляться alien’ы следующего уровня, и всё повторяется. При этом зелёные, жёлтые и красные твари предыдущих волн спокойно появляются в последующих. После убийства шестого босса начинается волна из толп синих монстров – в любом случае всё заканчивается смертью гг.
Броня и силовое поле
С бронёй бывает неприятный казус: если более сильная броня пострадала и у неё осталось очков прочности меньше, чем у новой брони нижнего уровня, то персонаж при случае обязательно наденет новую броню, хотя в целом такое переодевание – во вред. Подобранная на одном уровне броня (даже совсем неповреждённая) на следующий не переходит.
• Лёгкая броня (зелёного цвета) – стандартный бронежилет пехотинца, берёт на себя 50% повреждений, обеспечивает неплохую защиту на начальных уровнях.
• Средняя броня (жёлтого цвета) – усовершенствованный благодаря вставкам из инопланетного металла бронежилет, берёт на себя 70% повреждений, обеспечивает хорошую защиту в середине игры.
• Тяжёлая защита (красного цвета) – благодаря последним разработкам в области интегрирования металла и инопланетных органических веществ с этим бронежилетом можно входить в самые бешеные толпы монстров. Берёт на себя 90% повреждений, обеспечивая отличную защиту на сложных уровнях ближе к концовке.
• Силовое поле – окружает гг, полностью поглощая весь наносимый ему урон, держится всего несколько минут. Выпадает из монстров, в кампании можно найти на уровне. При возрождении или использовании автоматической аптечки также окружает героя, но всего на несколько мгновений.
Имплантанты
В первой части и аддонах к ней можно взять по три имплантанта каждого вида.
• Красный имплантант – повышает максимальное количество жизненных сил.
• Синий имплантант – увеличивает выносливость, позволяет нести большее количество боеприпасов.
• Жёлтый имплантант – увеличивает скорость передвижения.
• Зелёный имплантант – увеличивает точность стрельбы и мощность носимого оружия.
Вооружение
• Пара пистолетов калибра 9 мм – отличное средство для борьбы с мелкими монстрами, разбивания ящиков, расширения трещин в стенах, взрыва бочек и баллонов. Это начальное оружие, имеющее бесконечный боезапас.
• Помповое ружьё – незаменимое средство при борьбе с группами alien’ов. Благодаря зарядам дроби и большому разбросу можно уничтожать одновременно несколько нападающих существ. В режиме выживания выпадает из первого синего босса.
• Гранатомёт – отличное средство для уничтожения монстров на расстоянии. Благодаря большому диаметру взрыва им можно нейтрализовать до 10 тварей одновременно, также он полезен для уничтожения их из-за угла. В режиме выживания выпадает из обычных монстряков.
• Пулемёт – превосходное оружие настоящего пехотинца (morpeha, я бы даже сказал), благодаря своей скорострельности позволяет за считанные секунды уничтожить толпы окруживших персонажа alien’ов. В режиме выживания выпадает из второго синего босса, классического чужого.
• Ракетная установка – поражает любую цель, которая встретится на пути полёта снаряда, благодаря её мощности можно убивать даже самых больших и опасных существ. В режиме выживания выпадает из простых тварей.
• Замораживатель – при помощи этого оружия можно заковать в лёд группу монстров, создав неплохую баррикаду на пути их сородичей. Со временем замороженные врываются, оставляя после себя предметы, которые следует подбирать, пока не исчезли. В режиме выживания выпадает из обычного alien’а.
• Плазменное ружьё – при выстреле из ствола вылетает мощнейший поток плазмы. Очень эффективно помогает расчистить дорогу от слабых и средних монстров. В режиме выживания выпадает из третьего синего босса, кислотного паука.
• Огнемёт – эффективное оружие для борьбы с толпами тварей. Сноп пламени, вырывающийся при стрельбе, уничтожает почти любую живую материю. В режиме выживания выпадает из четвёртого синего босса (вооружённого чужого) после сбивания с него кибернетических частей.
• Магменный пулемёт – оружие, обладающее высочайшей скорострельностью и максимальной убойной силой. В режиме выживания выпадает из пятого синего босса.
Аптечки и жизни
• Малая аптечка (круглая белая коробочка с красным крестом) – подбирается в процессе игры (может выпадать из монстров и ящиков), восстанавливает 20 единиц здоровья.
• Большая аптечка (красный кубик) – подбирается в процессе игры, восстанавливает 50 единиц здоровья
• Продвинутая аптечка (цилиндр с красной жидкостью) – прибавляет 100 единиц здоровья к текущему уровню, максимальное значение +100 единиц к полному значению уровня жизни.
• Автоматическая аптечка – самоприменяемый комплект медикаментов, в случае критического состояния восстанавливает полный уровень жизни. В обоих игровых режимах выпадает из alien’ов, в кампании также можно купить в магазине. Найденная на одном уровне автоматическая аптечка переходит на другой.
• Жизнь – после смерти посредством этого устройства можно восстановить собственный прототип по заданному образцу и продолжить выполнение миссии. Встречается только в кампании. Найденная на одном уровне жизнь переходит на другой. Максимально можно набрать 5 штук.
Прочий инвентарь
• Фонарик – позволяет освещать ограниченную площадь и не оставаться в полной темноте. Полезен на локациях, где отключено электричество. Покупается в магазине, в аддоне Fight for Life – можно подобрать на одном из уровней, и фонарик останется в инвентаре до конца прохождения.
• Прибор ночного видения – позволяет видеть в темноте, используя инфракрасное излучение. Как и фонарик, полезен в локациях, где отключено электричество. Покупается в магазине.
• Дрон – представляет собой белую сферу, парящую в воздухе рядом с гг. Полностью автоматическое устройство, реагирующее на любое движение точными выстрелами по врагу вплоть до его полного уничтожения. Выпадает из монстров и коробок, ещё приобретается в магазине.
Сюжет
Alien Shooter
С подземной лабораторией потеряна связь. Главный герой получает задание проникнуть на её территорию для выяснения причин. Парадный вход оказался заблокирован, пришлось искать альтернативный способ проникновения. Найдя дыру в ограде и пробив отверстие в стене, гг спускается на первый уровень.
Лаборатория по непонятным причинам обесточена. Пройдя по тёмным коридорам, герой находит рубильник и активирует электроснабжение, после этого сталкивается с волной враждебно настроенных инопланетных существ. Поняв, что произошла катастрофа, – alien’ы вышли из-под контроля и уничтожили весь обслуживающий персонал базы, – гг принимает решение спуститься на следующие уровни для выяснения деталей произошедшего, попутно уничтожая монстров.
Третий уровень также оказывается обесточен, герой находит рубильник и подбирает взрывчатку, которая оказывается очень полезной в деле заделывания дыр в стенах, из которых вылезают монстры. Спускаясь всё ниже и ниже, гг понимает, что благодаря химически активным веществам, находящимся в лаборатории, alien’ы мутируют в новые типы и подвиды, отличающиеся повышенной сопротивляемостью к урону и высокой кровожадностью. В дальнейшем выясняется, что они развились не только физически, но и умственно, научившись пользоваться человеческим оружием (склад которого находится на одном из уровней лаборатории) и освоили механизмы клонирования.
Разобравшись с тварями при помощи личного оружия и динамита, гг спускается на самый нижний ярус базы, где за энергетическими барьерами корпорация держит созданных монстров. Их полное уничтожение становится последним заданием. Однако одному инопланетянину всё же удаётся покинуть пределы лаборатории.
Alien Shooter: Fight for Life (первое дополнение)
Монстры занимают обширные районы поверхности Земли, войска не в состоянии остановить захватчиков. 1 июня 2026 года правительство решило субсидировать исследование относительно создания смертельного вируса, чтобы устранить alien’ов.
Через год, изучив много экземпляров инопланетного биологического материала, учёные смогли создать разрушительные бактерии, смертельные для монстров, но безопасные для людей. Размножить субстанцию у учёных пока не получается. Уже осенью того же года монстры вторглись на территорию исследовательского центра и охрана едва сдержала вторжение. Центр запросил помощи.
Прибыв на место происшествия, гг уже на поверхности сталкивается с тварями. Проникнув на территорию научно-исследовательского центра он понимает, что их слишком много. Для того, чтобы сдержать alien’ов, герой методично уничтожает телепорты, спускаясь всё ниже и ниже. Благо, взрывчатки и оружия в центре хватает . На последнем этаже, уничтожив монстров, гг находит контейнер с вирусом, но он уже разрушен.
Alien Shooter: The Experiment (второе дополнение)
В 2030 году половина поверхности Земли захвачена монстрами. Оставшиеся люди живут в укреплённых районах. Учёные ищут действенный способ борьбы с alien’ами и решают создать новый тип существ: универсальных боевых животных. В ночь на 17 февраля 2031 года произошёл сбой в лаборатории: новые существа вышли из-под контроля и напали на учёных. Персонал исследовательского центра обратился за помощью к силам урегулирования.
Гг прибывает в укреплённый район и уже на улице сталкивается с противником, в том числе – летающими тварями. Похоже, новые существа, вместо того, чтобы бороться с alien’ами, вступили с ними в союз. Герой очищает территорию жилого комплекса и заходит в здание школы в поисках выживших. Все люди, что попадаются на пути, мертвы. В тренировочном комплексе гг натыкается на останки неизвестных монстряков, а затем встречает несколько живых представителей этого вида, которые оказываются чрезвычайно агрессивными.
Проникнув в лабораторию, герой уничтожает огромное количество тварей с помощью станкового пулемёта и взрывает телепорты. Спустившись к основанию комплекса, он находит вожака новых существ, который уже развился до того, чтобы использовать оружие. После долгой и трудной битвы гг одерживает победу.
Визуал / Музычка
Shooter сразу же встречает рискнувшего запустить игру, а после – ворваться в лабораторию, даже подступы к которой завалены трупами, исключительно темнотой коридоров, гнетущим эмбиентом и атмосферой постоянного присутствия, неминуемой опасности, что терпеливо ждёт и молниеносно схватит, стоит только дёрнуть рычаг электрического щитка. Да уж, свет в Shooter’е – не самый лучший друг, ведь он, хоть и открывает путь в глубины научного комплекса и к запертым за автоматическими дверями ресурсам, он же освобождает дорогу наружу, в большой мир, а также оповещает всех вокруг, что гг рядом, а местные обитатели (такова уж их природа) не упустят шанса полакомиться ещё живой плотью.
Поэтому когда свет включается – или резко гаснет, зависит от обстоятельств, – музыка постепенно стихает, ждёт, пока гг продвинется дальше, в самые недра подземных лабиринтов, ведь чем дальше, тем тяжелее выбраться, и в самый напряжённый момент, тогда уже не гг, а ты сам наматываешь нервы на руку, эмбиент взрывается наиболее энергичными, самыми что ни на есть боевыми мотивами, бетонные лабораторные стены рушатся, а из темноты бесконечных катакомб вырываются орды зелёных тварей, жаждущих разорвать героя на куски. Именно из-за подобных моментов я и полюбил Shooter.
Конечно, в руках есть оружие, оно быстро обновляется и учится сметать инопланетных монстров сотнями, тебя подловить становится сложнее, локации приобретают абсурдный размах, а сама ситуация, что alien’ы берут в лапы огнестрел и откровенно заковываются в броню (хоть это и обосновано сюжетно), дабы хоть как-то противостоять гг, который медленно превращается в местного полубога – киборга-убийцу, реально, – сама по себе комична и сильно ударят по вере в происходящее, читай: части, отвечающей за хоррор, но это проблема всех творений Sigma Team (я проверил, кста), да и, пожалуй, не то чтобы слабое место игры, ибо она сама не воспринимает себя слишком серьёзно. К тому же, к моменту, когда в руках появляется ракетница/замораживатель/магмомёт, едва ли хоть что-то инопланетное в состоянии напугать, разве что обилием кишок, расплывшихся по блестящему стальному полу.
Подобные умелые заигрывания с ожиданиями игрока, его потребностью острых ощущений и грамотное использование доступных разрабам инструментов отвлекают от симпатичной, но моральной устаревшей изометрии. Даже сейчас играть в Shooter неплохо, а улучшение графики, нагромождение порой излишних геймплейных механик, перевод на рельсы зомби-сеттинга (при том, что мне это пришлось по вкусу в общем и целом) только портит концепцию мясного боевичка против чужих. Ага, прямо тех, из фильмов. Не думаю, что Sigma вдохновлялись чем-то иным.
Ну а Original Soundtrack просто легендарен, особенно тема из меню – чистый синоним хоррор-музыки. Ещё найдётся, конечно, парочка интересных композиций в репертуаре бесконечных Shooter’ов, но лучше заглавного эмбиента первой игры ничего придумано не было. Но это и не нужно, я думаю: одного попадания в яблочко более чем достаточно. Тем более, для российской игроиндустрии.
Вывод
Alien Shooter – приятное воспоминание из детства (или юношества, кто когда успел поиграть), а также удачно занятая рынковая ниша, что кормит разрабов по сей день. Гляньте, как там офф паблик бурлит: постоянно какие-то обновы и доработки. Конечно, в основе своей это порты на мобилки ради деняк, но ведь покупается. До сих пор. Спустя 17 лет. Не так ли выглядит качество? Больше похоже на конвейер, на самом деле, но это – популярная нынче фишечка, можно даже сказать: парни из Sigma Team продавали одну и ту же игру под разными соусами задолго до того, как это стало мейнстримом.
Впрочем, никто не запрещает пробежать любимый Shooter разок на волне ностальгии и не касаться остального – удовольствия меньше не станет. Даже наоборот. А можно ознакомиться, к примеру, с Alien Shooter: Revisited, переносом первой части на более технологичный движок второй, или – перескакнуть сразу к Alien Shooter 2: The Legend, своеобразному переосмыслению франшизы, а то и вовсе попробовать Tower Defense с зелёными монстрами либо загрузить Alien Shooter Free на смартфон. Последнее у разрабов сейчас в приоритете.
В общем, вариантов много, и после долгой разлуки с игрой (или для первого знакомства), уверяю, любой доставит чистый эстетический кайф. Главное, помнить: «Alien Shooter спустя столько лет? Всегда».
Playtime — 2,5hrs (с аддонами — 5hrs)
Ещё обзоры: The Banner Saga | Ash of Gods: Redemption | Shadowrun Returns