Спустя 13 долгих лет томительного ожидания из темных пучин долгостроя на свет наконец-таки выходит продолжение американской истории ужасов про знаменитого писателя Алана Уэйка! Новый долгожданный «кошмар наяву»! Каким он получился? Остросюжетным, леденящим кровь психологическим триллером или воистину ужасным техническим недоразумением?
Несколько интересных фактов:
- В начале 2000-х годов Финская студия Remedy Entertainment добилась больших успехов, выпустив культовую серию игр под названием Max Payne, чем завоевала признание критиков. Однако не многие знают, что ценой столь высокого результата стали жуткие “кранчи” (переработки), после которых разработчикам пришлось взять долгую паузу, дабы восстановить свои силы. И именно в этот период времени внутри компании разрабатывались самые различные концепции для нового проекта, среди которых и был Alan Wake.
-
Идейными вдохновителями для серии стали произведения Стивена Кинга и Дэвида Линча, в частности телесериал «Твин Пикс». А на вторую часть сильно повлияли работы братьев Коэнов. Однако основным примером для студии был триллер Дэвида Финчера «Семь» с Морганом Фрименом и Брэдом Питтом.
-
Название поселения «Брайт Фоллс» позаимствовано из одноимённого телевизионного триллера-приквела (2010 года, который состоит так же как и первая игра из 6 эпизодов). И именно с этого мини-сериала стоит начинать свое ознакомление с вселенной Алана Уэйка.
Когда приходит свет, тьма обращается в его тени!
О чем была первая часть?
Писатель Алан Уэйк, знаменитый автор множества бестселлеров в жанре «детективного триллера», переживает непростой творческий кризис. Душу писателя терзает то, что из под его пера уже давно не выходило шедевров… за последние два года Алан совершенно разучился творить, ему не удается написать даже пару начальных строк для своего произведения.
Решив, что проблема заключается в гнетущей давящей обстановке, герой берет паузу и едет в отпуск, дабы уйти от накопившегося стресса, а также найти вдохновение. Вместе со своей любимой женой Элис он отправляется в тихий американский городок под названием Брайт Фоллс — место, вокруг которого стоит густой мрачный лес, что окутывает все тишиной и хранит в себе множество тайн.
Вечером того же дня Элис, в честь новоселья, решает сделать Алану подарок и вручает ему старую печатную машинку, в душе надеясь на то, что депрессия мужа вскоре пройдет, и к нему вновь вернется вдохновение. Однако Уэйк восторга жены не разделяет, вдобавок, услышав от неё про врача, он впадает в ярость, ведь писатель планировал абстрагироваться от работы и, забыв обо всем, отдохнуть.
В порыве неконтролируемых эмоций Алан выбегает из дома и несется прочь до тех пор, пока не замечает, что в доме больше не горит свет. Это резко останавливает писателя и приводит обратно в чувство, ведь дело в том, что его супруга Элис страдает никтофобией (по другому ахлуофобией — боязнью темноты), а значит она никогда бы не выключила свет сама.
Заподозрив неладное, Уэйк тут же слышит женский крик и сломя голову несется обратно в коттедж, но оказывается слишком поздно. Жену писателя Элис уже уволокли в пучину темного озера…
Отчаянно нырнув следом, Алан Уэйк погружается в мрачные недра и теряет сознание. Он приходит в себя лишь спустя неделю — в кабине разбитой машины, висящей над пропастью.
Этот момент и становится главной отправной точкой для игры. После таинственного исчезновения возлюбленной Алана начинается сумасшедшая череда леденящих кровь кошмаров, в которых фантазии писателя и реальность перемешались.
По мере того, как Алан все глубже погружается в мистические тайны города Брайт Фоллз, Уэйк находит странную знакомую рукопись и осознает, что все ужасы вокруг подчиняются сюжету давно позабытого романа под названием «Освобождение», автором которого он сам и является.
Основной фишкой первой игры стало то, что самым могущественным союзником в борьбе с тьмой становится свет. Когда тьма наступает, враги черпают силу из тени, но боятся света. Чтобы выжить, необходимо было использовать не только обычное оружие, но и любые источники света.
К слову, для тех, кто хочет ознакомится с первой частью 5 октября 2021 года состоялся выход ремастера Alan Wake Remastered. Так что если заинтересовало, увлекательной вам игры! А мы плавно переходим к главному блюду…
«Да будет свет!», — сказал монтёр и перерезал провода…
Буквально на днях вышла долгожданная вторая часть серии, которой большинство критиков сейчас радостно рукоплещут. Многие из них хвалят режиссуру, музыку, графику, сюжет, техническую часть (оптимизацию) и даже есть те, кто получил истинное удовольствие от игривого процесса, в том числе от местной боевой системы.
В среднем игру оценивают на девяносто баллов из ста в принципе возможных. И по такой логике, получается, что перед нами одна из лучших игр не только в этом году, но и в игровой индустрии в целом… Согласитесь, сильное заявление, однако, заслуженно ли оно? Хороший вопрос, поэтому давайте вместе во всем этом разберемся!
Заранее предупреждаем, что мы не собираемся оценивать игру сквозь «розовую» призму восприятия! А это значит, что ставить всей игре условные десять баллов из десяти, просто потому что один из элементов выполнен хорошо — мы не собираемся. В конце концов, эта игра стоит весьма серьезные деньги, и не хотелось бы, чтоб Вы купили то, о чем вскоре будете сильно сожалеть.
Наш игровой опыт был основан на прохождении версии для Xbox Series X, потому что именно в такую версию Alan Wake 2 будет играть большинство игроков. А то мало ли экспириенс от погружения на бюджетном железе будет разительно отличаться от топового ПК, который есть лишь у малого процента геймеров и игрожуров!
Итак, друзья, в игру!
Про сюжет, повествование и персонажей. Без спойлеров!
События Alan Wake 2 разворачиваются, как и в реальности, спустя 13 лет с момента выхода первой части. (прохождение которой не обязательно, ведь в «хабе» второй для вас есть вся нужная информация, однако пройти первую все же рекомендуется)
Уже знакомый нам «тихий» городок Брайт Фоллс, укрытый среди гор и лесов на северо-западе тихоокеанского побережья, потрясла серия жестоких ритуальных убийств, за которыми стоит некий «Культ Леса». Для расследования этой жуткой цепочки преступлений в город прибывают два опытных агента ФБР — Сага Андерсон, славящаяся способностью раскрывать дела, ставящие других в тупик, а также её напарник Алекс Кейси, который совершенно точно не Макс Пейн!
Вскоре необычное расследование превращается в сущий кошмар, когда Андерсон начинают попадаться страницы того самого жуткого триллера, который начинает воплощаться в жизнь. Содержание этой рукописи указывают на связь дела с Аланом Уэйком, некогда знаменитым писателем, исчезнувшим в городке больше десяти лет тому назад.
В это же время, параллельно с расследованием двух агентов ФБР, разворачивается история и самого Алана Уэйка, который заточен в кошмаре за гранью нашего мира. Там он пишет мрачный роман в попытках изменить реальность вокруг себя и сбежать из темницы, сохранив при этом свой рассудок.
В целом сюжет Alan Wake 2 получился по-настоящему атмосферным и закрученным. У него в наличии есть несколько действительно неожиданных поворотов, способных удивить даже самого искушенного ценителя жанра, а также целая тьма из всяческих отсылок к прошлым играм студии Remedy, которые не оставят поклонников равнодушными.
Однако не обошлось и без проблем.
Темп повествования, который разработчики хотели сделать более приземленным, получился чересчур тягучим и медлительным. Большинство игроков явно начнут испытывать приступы зевоты из-за отсутствия какой-либо динамики в происходящем.
К сожалению, можно с уверенностью сказать, что найдется мало ценителей, которые поймут изначальную задумку разработчиков. Ведь подобный темп повествования явно был создан, как штрих подчеркивающий местами неспешный «детективный» геймплей. Однако, если вы все же фанат подобного стиля, то со смаком будете проводить каждую минуту в этой игре, досконально все изучая.
Другим камнем преткновения на пути к удовольствию от сюжета для вас может стать один из главных героев игры, а именно…
Сага Андерсон — типичный, неинтересный, набивший оскомину образ женщины детектива…
Любящая мать, которая вечно пропадает на работе, отличница академии ФБР, что работает строго по протоколу и пьет исключительно кофе.
Будь этот персонаж на какой-нибудь второстепенной роли, вы бы его даже не приметили, настолько он получился невзрачным и унылым. Однако разработчики это прекрасно понимали и решили применить знаменитый сценарный прием под названием «Мэри Сью».
Дело в том, что Сага, аки знаменитый мистер Шерлок Холмс, обладает способностью применять «чертоги разума» без веских на то причин (за исключением геймплейных, но об этом чуть позже). Она спокойно может перебирать у себя в голове всю полученную ранее информацию, а также распутывать самые сложные логические цепочки.
Однако, почему мы можем поверить в дедукцию и чертоги разума Шерлока Холмса, а в способности Андерсон нет? Вероятно, потому что платой за острый ум Шерлока (в том же сериале от BBC) становится полное отсутствие человеческой эмпатии. Он, как робот, бездушная машина, «высокоактивный социопат». И это его уникальная фишка, которая придает правдоподобности образу гениального детектива. Холмс, будто бы не от мира сего…
А вот поверить в то, что с виду совершенно обычный, ничем непримечательный рядовой «коп» способен на подобные высокоинтеллектуальные фокусы — действительно трудно. Больше похоже на то, что сценаристы за шиворот тащат героиню через сюжет, подкидывая ей нужные улики для расследования.
Возможно, что Саге Андерсон бы больше подошел аналитический метод Эркюля Пуаро! Когда в отрезанном от остального мира непогодой поместье начинают избавляться от подозреваемых один за одним. А в это время легендарный детектив выходит на убийцу банальным методом исключения, ведь к финалу расследования в здании практически никого не остается в живых, кроме маньяка и его самого.
Ну, а в остальном, сюжет игры Alan Wake 2 получился на весьма высоком уровне. Он действительно интригует, хоть и насладиться им будет способен далеко не каждый. А вот ценителям жанра нерасторопных детективов строго рекомендуется для ознакомления!
Про геймплей нового «Resident Sleeper»!
Здесь дедукции не надо! Вероятно, можно было догадаться, что исходя из сюжетной завязки второй части, нам теперь предстоит играть сразу за двух главных героев — собственно самого Алана Уэйка, а также за агента ФБР Сагу Андерсон. Ну, а переключаться между ними можно при помощи… ведра уборщика!
Каждый герой истории находится в своей реальности и имеет отдельную сюжетную линию, которая по итогу складывается в цельный пазл, показанный нам с разных сторон.
С точки зрения геймплея, изначально Alan Wake 2 позиционируется, как игра в жанре survival horror, но есть один нюанс…
Первые несколько часов игры мы обязаны примерять на себе шкуру агента ФБР Саги Андерсон. И именно это длительное вступление способно буквально отпугнуть большую часть потенциальных игроков, и поверьте, это не из-за переизбытка скримеров… Дело в том, что во вступлении разработчики буквально решили вставить симулятор ходьбы с разговорами!
Долгими часами реального времени Андерсон просто ходит, бродит, шляется по мокрому лесу, а также изредка общается с разными НПС, задавая им бесконечные вопросы.
Ну, а в качестве главного удушающего приема, Remedy решили выбрать и «изобрести» механику, которая напоминает меню из Fable 3. Только здесь это выполнено в виде некого аналога «Чертогов Разума» (локация, а вернее подсознание героев, куда можно мгновенно перенестись, при нажатии определенной кнопки) из небезызвестного Шерлока Холмса.
У Алана Уэйка это место называется «Кабинет Писателя», а у Саги Андерсон «Обитель Разума». Здесь персонажи могут читать самые разные документы и записки, сводить улики воедино или переписывать реальность на ходу! Получилась обитель памяти, что позволяет окончательно не потеряться в лихо закрученном сюжете и его событиях.
Звучит это действительно круто. Интересный концепт, однако, который совершенно не работает на практике. Более того, в определенный момент, он лишь раздражает и служит только для того, чтобы растянуть и без того нерасторопный геймплей.
Да, мы можем выстраивать найденные улики на доске, соединять их, но никакой вариативности в этом нету. Ошибиться с выводами нельзя, да и на сюжет это все никак не влияет.
Помимо исключительно декоративных отличий в чертогах разума, только у Алана Уэйка есть специальная лампа, позволяющая ему перемещаться между реальностями, а также печатная машинка, что может редактировать роман прямо на лету! И она же, при игре за Алана, позволяет полностью менять локации в которые он попадает. Впечатляющие гаджеты, которые действительно хорошо работают.
Основная геймплейная формула игры Alan Wake 2 во многом схожа с Resident Evil. Тут тебе и похожая камера за плечом, и небольшой инвентарь, и куча разных побрякушек, даже отдельные комнаты для сохранения есть! Но это и неплохо, ведь референс вполне достойный! А еще здесь часто всплывают вайбы Silent Hill… да, получилась настоящая солянка из культовых игр!
Боевка, к сожалению, не сделала сильного шага вперед
Стрелять по монстрам все еще не особо интересно, хотя импакт от выстрелов более или менее ощущается, и тела врагов впечатляюще разлетаются на куски.
Общий концепт сражений полностью перекочевала из первой части во вторую: светим фонариком в темного недруга, дабы последний растерял свою «теневую броню», и попутно шмаляем по нему из огнестрельного оружия!
Патронов в игре мало, а враги очень жирные, так что боеприпасы необходимо постоянно искать и пополнять. Разумеется, что главное оружие, наше светило — фонарик! Его также нужно периодически перезаряжать батарейками, ведь он имеет свойство очень быстро садиться. А еще найденное оружие можно теперь прокачивать.
В целом, каждый бой теперь — это испытание ваших сил и нервов, а сражения с боссами продемонстрируют уникальные механики последних. Придется постоянно бегать, уклоняться и оглядываться, чтоб хоть как-то выживать… не соулс лайк, конечно, но многих игра может заставить серьезно попотеть, даже на средней сложности.
Подводя итог от впечатлений, которые дарит нам геймплей Alan Wake 2, хочется сказать следующее: разработчики из Remedy очевидно очень хотели сделать собственный сериал с живыми актерами, из-за чего многие их задумки и концепты пагубно отразились непосредственно на игровом опыте. Думаем, что далеко не каждый геймер будет способен банально высидеть и вытерпеть столь низкую динамику событий. Игра вообще в какой-то момент превращается в самый настоящий квест, где ты просто бродишь, разговариваешь и решаешь головоломки, а также ищешь улики. К сожалению, соединять последние в чертогах разума далеко не самое увлекательное и интересное занятие. Большие открытые локации, которые хотели сделать еще в первой части, как оказалось, тоже к ничему хорошему не привели… особенно учитывая местную навигацию.
Леденящим кровь хоррором игру не назовешь. Скорее всего по-настоящему испугаться смогут лишь самые впечатлительные люди. А местные скримеры зачастую сделаны так, что вместо того чтобы пугаться, ты вскоре будешь раздражаться!
Однако главная проблема заключается в том, что Alan Wake 2 это нишевое нерасторопное детективное кино с элементами хоррора и всякого рода мистики, которое понравится исключительно фанатам подобного жанра и сеттинга. У разработчиков получился игрофильм в буквальном смысле этого слова. И если у вас с этим никаких проблем нет, то вы сможете получить от игры очень положительные, яркие эмоции, однако остальные игроки скорее всего просто заскучают и дропнут.
Про музыку, озвучку и звуки!
К музыкальному сопровождению игры не возникает вопросов, от слова совсем. Сделано на очень высоком профессиональном уровне! Чего только стоит уровень с так называемым «мюзиклом»!
Однако песни и треки это все дело вкуса. Это субъективно… а вот, что точно можно оценить по достоинству, так это озвучку и звуки игры!
Как мы и писали выше, наш опыт основывался на прохождении версии для Xbox Series X, а также на телевизоре LG OLED CX.
По неизвестной причине звук в игре постоянно багуется, залипает, и с ним наотрез отказывается работать Dolby Atmos. А при переключении режимов на самом тв, аудио просто пропадает, либо из динамиков раздается мерзкий шум. И только в одном режиме все было более или менее корректно. (разумеется, подобный казус есть только в Alan Wake 2, другие игры запускались совершенно нормально).
Озвучка и диалоги персонажей местами чересчур тихие и невыразительные, эффекты звучат плоско, а субтитры… но об этом чуть позже.
Честно говоря, звуковое оформление получилось во истину ужасным, и это не потому, что игра хоррор. Звук в игре просто не работает как надо!
Возможно, причина конкретно в той версии, в которую мы играли, но опять же это Series X. Цифровая копия скачанная из библиотеки Microsoft (ведь физической в принципе не существует в природе). Такие вот дела. Думайте!
Про графику для «Плебса» и «Элит»!
Сейчас многие называют Alan Wake 2 по-настоящему технологическим прорывом, первой настоящей игрой с графикой нового поколения! Так ли это на самом деле? Ну для большинства людей определенно НЕТ!
На версии для Xbox Series X в режиме «качества», скажем так, графика звезд с неба не хватает… мозолящий глаз раздражающий апскейлинг, текстуры низкого разрешения, а еще паршивая дальность прорисовки вряд ли имеет моральное право называться чем-то прорывным.
По ощущениям, нам показалось, что, если сравнить режим «качества» на Xbox с топовым ПК, то становится предельно понятно — на консолях игра идет на минимальных настройках графики. Серьезно, только модельки главных героев контрастируют с окружающим миром и выглядят, будто бы ползунок выкрутили на средние настройки… В остальном тихий ужас!
Для того, чтоб вы просто понимали о чем идет речь, вспомните про скандальную версию игры Mortal Kombat 1 на Nintendo Switch:
Вот примерно в такую версию вы будете играть на среднем ПК или консолях. Потому что, как и в случае с Cyberpunk 2077, насладится изначальной задумкой авторов смогут лишь единицы. (хотя справедливости ради, Cyberpunk на «некст ген» консолях выглядел вполне себе)
Что творится с графикой в Alan Wake 2 в режиме производительности, даже описывать неприлично… а ведь там еще и фпс проседает, но об этом чуть позже.
У игры хороший визуальный стиль и дизайн, но для большинства людей это все будет погребено под тоннами низко детализированного мыла. Тем не менее атмосферой мрачного мира Алана Уэйка можно проникнуться даже с такими настройками графики, однако после тех дифирамб, что пели журналисты игре, многие наверняка захотят купить и проверить все лично, а на деле их будет ждать горькое разочарование от графики.
Особенно удивляют ребята, которые находятся в состоянии экстаза от визуала для версии на PS5… Мужики, ну должны же быть хоть какие-то моральные принципы!
Alan Wake 2 не выглядит хуже большинства современных игр на консолях. Но она и ничем не лучше, с точки зрения графики, например того же Callisto Protocol. Поэтому для вас, рядового геймера, основной вопрос будет следующий:
Так, а где «некст ген» то?
Воины света, воины добра! Про оптимизацию, баги и русский перевод!
Большинство экспертов сходится во мнении, что в техническом плане игра получилась практически безупречной! Согласитесь, сильное заявление!
Конечно протестировать основные спеки ПК из разных ценовых категории довольно затруднительно, но, исходя из нашего игрового опыта, с оптимизацией у игры все довольно-таки плохо!
Запустить игру с максимальными настройками графики и стабильным высоким фпс, вероятно, не сможет даже сам разработчик, что уж говорить про простых игроков. Конечно, если эксперты под словом «оптимизация» подразумевают, что игра в принципе способна запуститься и идти в 10-20 фпс с периодическими дропами, то да — оптимизация у игры действительно на высоте!
Но, если серьезно, то Alan Wake 2 даже на Xbox Series X умудряется просаживаться в режиме производительности! А там графика и разрешение гораздо ниже минималок на ПК! Выводы делайте сами.
Теперь касательно багов… Главной проблемой, с которой мы столкнулись, в основном были казусы со звуком и эффектами, о чем более подробно было написано чуть выше. В остальном, баги встречались не так уж часто, в основном какая-нибудь незначительная ерунда, связанная с интерфейсом или подвисаниями в катсценах. Это все не критично, а вот, что по-настоящему может испортить вам впечатление от игры — перевод Alan Wake 2 на русский язык, субтитры.
Такое ощущение, что их в спешке делала нейросеть за пару минут до релиза игра… само качество перевода оставляет желать лучшего, но это далеко не самая главная проблема. Субтитры постоянно скачут и обгоняют озвучку персонажей, будто бы пытаясь придать динамики нерасторопному повествованию! Периодически они заезжают друг на друга, превращаясь в неразборчивое месиво, кашу! Их размер и шрифт также подбирал явно не человек. А еще, классика — встречаются фразы без перевода вообще!
Так что, если вы испытываете трудности с английским языком, у вас могут возникнуть проблемы при погружении в этом мрачный ужасающий мир. Во всяком случае, на релизе все было именно так, быть может далее патчами субтитры поправят, как знать…
И еще забавный момент, что обновления игры для консоли Xbox Series X по какой-то причине выходят в последнюю очередь, после релиза на ПК и PS5.
Есть ли свет в конце туннеля? Выводы
А на этом у нас всё, дорогие друзья! Удачи вам и играйте только в хорошие игры!
P. S. Дамы и господа! Если вам понравился данный обзор, то ставьте ваши лайки и подписывайтесь на блог! Если же нет, то смело тыкайте кнопку «скачать» и пишете, что же конкретно вам не понравилось. В будущем будем исправлять! 😉
P. P. S. Также предлагаем вашему внимаю еще несколько увлекательных постов:
#обзор #мнение #alanwake #alanwake2 #якорь #лонг #лонгрид #якорь #ggsel