Агрессивно и «по-дружески»: как Electronic Arts пыталась купить Take-Two

И как GTA IV очень вовремя спасла своего издателя.

Агрессивно и «по-дружески»: как Electronic Arts пыталась купить Take-Two

В ноябре 2020-го стало известно, что Take-Two Interactive собирается покупать разработчика и издателя Codemasters примерно за 970 миллионов долларов. Компании всё обсудили и уже договорились о сделке, как вдруг в середине декабря СМИ сообщают, что Codemasters уйдёт Electronic Arts, которая предложила 1,2 миллиарда.

Крис Скаллион из VGC в новой статье вспомнил, что этой «кражи» из-под носа могло бы и не быть — ведь в 2008 году EA собиралась купить саму Take-Two, причём весьма агрессивно. В ход шли уговоры, открытые письма Штраусу Зельнику и обращения напрямую к инвесторам, но владелец GTA и 2K не сдавался, пусть и под угрозой насильного выкупа. Пересказываем, как это было.

Take-Two пытается удержаться на плаву

Вторая половина двухтысячных для Take-Two Interactive начиналась не очень успешно. Стабильно радовала продажами Grand Theft Auto, хорошо продалась Prey — но остальные игры вроде Rockstar Games Presents Table Tennis, The Da Vinci Code и Family Guy Video Game особого успеха не снискали.

В 2006-м дела стали только хуже. Take-Two потеряла почти 185 миллионов долларов, а её бывший исполнительный директор Райан Брандт признал себя виновным в подделывании финансовых документов.

Акционерам это всё не понравилось, и на собрании в 2007-м они голосованием назначили пять новых директоров, которые, в свою очередь, выбрали председателем бывшего президента 20th Century Fox Штрауса Зельника. Временным исполнительным директором назначили его инвестиционного партнёра Бена Федера.

Зельник увидел: у Take-Two много проблем с корпоративным управлением, но много и потенциала. Согласно VGC, в заявлении он так и сказал: «Нам придётся непросто, но мы с Беном считаем, что в Take-Two происходит очень много хорошего».

Казалось бы, всё вот-вот станет лучше: у компании новое руководство, впереди выход GTA IV и, возможно, новые рекорды продаж. Но внезапно на Take-Two положила глаз Electronic Arts.

EA пытается купить Take-Two

Началось всё в декабре 2007 года. Electronic Arts тогда была крупнейшим независимым издателем видеоигр, и прогнозы говорили, что её доход за 2007-й составит 3,7 миллиарда долларов. И тут медиаконгломерат Vivendi заявил, что покупает Activision, объединяет её со своим подразделением Vivendi Games и формирует Activision Blizzard. Прогнозируемый доход составил бы 3,8 миллиарда долларов.

EA напряглась и, не желая терять статус «крупнейшей», решила подыскать компанию для покупки. Бедствующая Take-Two была одним из самых очевидных вариантов: её можно было купить подешевле, а потом подождать, пока GTA начнёт приносить прибыль.

В феврале 2008 года тогдашний президент EA Джон Ричитьелло направил Зельнику личное письмо, где сообщил, что его компания не против купить Take-Two по цене 25 долларов за акцию — весьма щедро, учитывая, что цена тогда была 16 долларов за штуку. «Можно ли это как-нибудь устроить?», — спросил Ричитьелло. «Нет», — ответил Зельник.

Electronic Arts не захотела сдаваться и в том же месяце предложила уже 26 долларов за акцию. Цена сделки бы составила около двух миллиардов долларов. Более того, Ричитьелло написал Зельнику уже открытое письмо, где объяснил, почему Take-Two от приобретения только выиграет.

Мы считаем, что для акционеров Take-Two наше предложение — это уникальная возможность максимизировать полезность своих вкладов с гораздо меньшим риском, чем если компания и дальше будет вести дела самостоятельно.

Джон Ричитьелло
президент Electronic Arts (2007-2013)

Акционерам же он напомнил, что дела у Take-Two всё ещё идут не очень.

Несмотря на шаги, предпринимаемые компанией с марта 2007 года, в активе Take-Two имеются лишь несколько [потенциально доходных] тайтлов, а её финансовые ресурсы ограничены. Кроме того, компания до сих пор не избавилась от финансовых, юридических и управленческих проблем и находится в очень сильной конкурентной среде. Учитывая эти факторы, мы считаем, что Take-Two будет всё сложнее удерживать стабильную акционерную стоимость, и что риск потерять в цене очень велик.

Джон Ричитьелло
президент Electronic Arts (2007-2013)

Почему Ричитьелло решил во всеуслышание объявить, что Take-Two уже отказывалась от сделки? В интервью Gamasutra он сказал, что хотел привлечь внимание акционеров — то есть если бы всё пошло по его плану, они бы забеспокоились и надавили на совет директоров. В реальности же Take-Two сразу отклонила предложение и обвинила EA в том, что такими методами она пытается купить компанию подешевле, пока та не выпустила GTA IV.

«Мы не хлопали дверью, — объяснял Зельник, — мы просто сказали, что цена не очень и время не лучшее». Ричитьелло в другом интервью ответил, что он не согласен с этим аргументом и уверен, что доход от GTA уже заложен в стоимость 16-долларовых акций.

EA пытается запугать Take-Two

Обстановка начала накаляться. Финансовый директор EA Уоррен Дженсон заявил, что если Take-Two не захочет сотрудничать, решение придётся принимать акционерам. «Предпримет ли EA попытку враждебного поглощения?», — спросил журналист CNBC. «Наша цель — заключить сделку по-дружески, но мы не исключаем и других исходов», — весьма красноречиво ответил Дженсон.

Решение Take-Two шокировало и многих экспертов. Известный видеоигровой аналитик Майкл Пактер говорил, что предложение EA более чем адекватное, а Take-Two следовало бы вспомнить о своём положении.

Мы согласны, что у Take-Two есть несколько многообещающих франшиз, и подтверждаем, что её творческий потенциал не хуже, чем у других компаний. Однако она уже больше двух лет сидит без дохода, и хотя руководство честно пытается улучшить положение, этого улучшения надо ещё дождаться.

Майкл Пактер
финансовый аналитик

Эван Уилсон из Pacific Crest предположил, что лучше всего закрыть сделку до выхода GTA IV, потому что после неё ничто не гарантирует будущего успеха.

Чтобы сделка не прошла [для EA] даром в финансовом плане, её нужно закрыть ровно тогда, когда компания сможет начать получать прибыль с GTA. Без этой франшизы Take-Two однозначно не стоит два миллиарда, и нет никаких гарантий, что [после выхода GTA IV] ответственные за её успех сотрудники займутся и следующей частью.

Эван Уилсон
финансовый аналитик

Если бы у Electronic Arts всё получилось, на GTA плюсы для неё не закончились бы. В 2005-м Take-Two приобрела студию Visual Concepts, которая и по сей день развивает спортивные серии NBA 2K и NHL 2K. В то время они считались единственным конкурентом спортивных игр EA, и в случае успеха компания могла бы устранить соперника и привлечь сотрудников Visual Concepts к работе над собственными франшизами.

Через несколько дней Take-Two заявила: с тех пор, как EA публично выразила желание приобрести её, другие компании начали «неформально» намекать, что они на роль приобретателя подошли бы лучше. Правда, добавляла Take-Two, официальных предложений не поступало.

Акционеры компании тем временем начинали волноваться. Крупнейший из них, Oppenheimer Funds, уменьшил свою долю вдвое — с 23% до 11,5%, а Fidelity Investments — с 14,7% до 2,74%. Другие вообще подали иск за то, что Take-Two «нарушила фидуциарную обязанность» и даже не захотела рассматривать предложение EA. А ещё за то, что руководители получили бы огромные выплаты, если бы сделка всё же состоялась. Ситуация ухудшалась, и EA наконец решила, что пора действовать.

EA пытается купить Take-Two. Снова

11 марта 2008 года EA предложила всё те же 26 долларов за акцию, но уже напрямую инвесторам. Если бы руководство Take-Two отказалось и в третий раз, Electronic Arts всё равно выкупила бы долю и установила таким образом контроль. «Мы верим, что инвесторы посчитают наше предложение лучшим способом максимизировать полезность своих вкладов в Take-Two», повторял Ричитьелло.

Встревоженная Take-Two попросила акционеров не делать поспешных выводов, пообещала ещё раз рассмотреть предложение EA и сообщить об окончательном решении в течение месяца. И правда: официальное заявление от руководителей появилось уже 26 марта, и оно ожидаемо гласило, что предложение EA им всё равно не интересно.

Директора попросили инвесторов не продавать свои акции и в десяти пунктах объяснили, почему сделка невыгодная: там были и старые доводы вроде «цена за акцию слишком низкая», «они хотят купить нас подешевле до выхода GTA IV», и новые — например, что придётся заплатить слишком много налогов.

А там уж всего месяц оставался до релиза GTA IV. Take-Two продержалась, выпустила её на Xbox 360 и PlayStation 3 и с тиражом 8,5 миллионов копий в первый же месяц вышла из ситуации победителем. Продажи превзошли ожидания аналитиков, и инвесторы подуспокоились.

В августе 2008-го, спустя полгода после первого предложения EA, Ричитьелло снова опубликовал открытое письмо Зельнику — на этот раз с уведомлением, что предложение скоро истечёт. Глава Take-Two в открытом же письме ответил, что его компания приглашает EA «проанализировать стратегические альтернативы» и посмотреть, нельзя ли достигнуть соглашения как-то по-другому.

Некоторые аналитики предполагают, почему Take-Two на этот раз не стала отвечать EA категорическим отказом. После выхода GTA IV цена за акцию выросла до 27,31 доллара, а потом снова начала падать. Впереди у компании не было крупных релизов, и она просто решила подстраховаться на случай, если падение продолжится.

Тут уже задумалась Electronic Arts. Сделка им показалась менее выгодной, чем раньше, и в сентябре 2008-го компания заявила, что «после тщательного рассмотрения» прекращает переговоры и больше не будет делать Take-Two никаких предложений. Зельник же ответил, что Take-Two якобы надеялась на такой исход с самого начала, потому что иначе EA от них бы не отвязалась.

У самой Take-Two, правда, вскоре снова началась чёрная полоса. Шумиха по GTA IV угасала, на горизонте и правда ничего не было, цена акций ещё несколько лет болталась между однозначными и двузначными числами. В 2009-м она однажды упала до 5,68 долларов за штуку.

Но всё обошлось. Take-Two выпустила GTA V, которая прочно обосновалась на втором месте в списке самых продаваемых видеоигр, и Red Ded Redemption 2, которая сейчас стоит на 13-м. Одна акция компании стоит около 200 долларов — почти в 8 раз больше, чем когда-то предлагала Electronic Arts.

У самой EA с тех пор тоже были финансовые провалы. С приходом Ричитьелло в 2007 году стоимость акций начала падать, и к моменту его ухода в 2013-м она упала на 60%. Но и для неё всё обошлось: только в 2020-м она заработала 1,49 миллиарда долларов. В списке крупнейших игровых компаний и Electronic Arts, и Activision Blizzard, которую она хотела перещеголять, и Take-Two, которая ей так и не далась, теперь неизменно стоят по соседству.

 

Источник

Читайте также