Абиссаль. Награда за «50 ДДМС» в виде продолжения

Некогда, я написал рецензию на такую замечательную книжку, как “50 дней до моего Роскомнадзора” за авторством Стейс Крамер (русская писательница). Там же выяснил, что книжка обзавелась аж двумя продолжениями, которые в совокупности представляют собой трилогию с единым сквозным сюжетом.

Первая книжка была посвящена мытарствам шестнадцатилетней школьницы Глории Макфин, которая впала в депрессию и поставила себе цель найти хоть какой-нибудь смысл жизни. Иначе, через 50 дней она покончит с собой. Роман был наполнен многочисленными историями про то, как героиня по вине своей упрямости и невозможности идти на компромиссы влезает то в одну хреновую историю, то в другую, и в итоге теряет всё, кроме надежды на счастливое будущее.

Однако, роман “Абиссаль” доказал, что никакой надеждой там и не пахло, а жизнь Глории, и без того неприятная, оказалась уж совсем на грани катастрофы.

Так как никто (кроме меня) в здравом уме эту книжку читать не будет, позволю себе пересказать сюжет, чтобы вы понимали, настолько серьёзно Стейс отнеслась к продолжению истории своей любимой синеволосой школьницы.

Итак, Глория подстроила своё самоубийство и благодаря знакомству получила возможность начать жизнь сначала. Но человек, который пообещал ей дать документы на новое имя, а так помочь с жильем и работой, нагло её обманул: завел в лес и отдал на поруки группе непонятных маргиналов с татуировкой в виде буквы “А” на шее. Маргиналы завели девушку в подвал непонятного дома и около месяца развлекались с нею вовсю: то морили голодом, то резали кроликов у неё на глазах, то избивали до полусмерти. Всё это, естественно, имело смысл – так бандиты вырабатывали у неё рефлекс “покорности” и прокачивали силу духа. В конце главарь банды “Абиссаль” – некий Лестер (очень мутный тип, повадками похожий на Густаво Фринга) – предложил сделку: либо Глория работает на него до конца жизни, либо тройка недорокеров-друзей из первой книги неожиданно умирает в тюрьме. Глория, знавшая этих парней чуть меньше, чем месяц, быстро соглашается.

Итак, наша героиня стала членой некой банды, которая постоянно конфликтует с другими бандами и живет за счёт продажи наркоты и рэкета. Помимо неё и Лестера в группу входит бывшая (или нет) наркоманка Миди, пятнадцатилетний шкет Джекки, который стреляет аки Джон Уик (?!), немой специалист по взрывчаткам Сайрос, крутая темнотокожая Север (?!!!), тупой качок Брайс и его брат Доминик (не Торетто). Поначалу все они относятся к Глории, как к мешку с мусором, но впоследствии сходятся с ней взглядами и интересами. Ведь очевидно, что за масками крутизны и напускного холода скрываются тонкие ранимые души. Да и сама Глория слишком быстро втягивается в непростые криминальные будни – то помогает Брайсу собирать “дань”, то под видом проститутки внедряется в доверие к другому криминальному авторитету, то постоянно спасает всем жизни.

Но чем глубже Глория вязнет в кругу порока, тем больнее на неё сыпятся откровения. “Вотэтоповороты” ради ”вотэтоповоротов”, после которых отношение к персонажам меняется кардинально и быстро, настолько быстро, что сценаристы Санта-Барбары курят в сторонке. Тот, кто раньше считался другом станет врагом, а тот, кто раньше был врагом станет ближе родного брата. Между делом “мертвые” возвращаются в жизни, переворачивая с ног на голову и без того не ровный сюжет. Между делом нас кормят романтизацией бандитизма. Короче, скучно не будет. Что-что, а нагнетать и раскручивать Стейс умеет. Вопрос в другом, а работает ли это?

А заканчивается этот капустник неожиданным клифхэнгером, после которого мы должны в срочном порядке браться за третью книгу и переживать за дальнейшие приключения многострадальной Глории.

Вот, как-то так. Сюжета тут очень много, и по структуре роман больше смахивает на дешевую подделку криминального-любовного сериала, про простодушную героиню, которая без передыха хлебает “испражнений”, но при этом всегда выпутывается из даже самых безнадежных ситуаций. Концовка – эпик в чистом виде. Там история накаляется настолько сильно, что Стейс в какой-то момент переключается между POV, чтобы читатель трясся в ожидании скорейшей развязки. Да, всё как в сериалах на Россия 1. Просто вспомните там какой-нибудь финальный катарсис, и вы поймете, о чём я.

Гораздо важнее другое. В отличие от хаотично склеенного “50 ДДМС”, “Абиссаль” – это роман, и написан он на вполне приемлемом уровне. Да, это не Пушкин или Толстой, но для своего жанра и аудитории вполне себе имеет права на существование – первый роман читался с болью и ненавистью к самому себе. Это из положительных моментов.

Другое дело, что при таком объеме (книга раздута аж на 570 страниц), “Абиссаль” вполне можно было бы сократить хотя бы в два раза. И дело даже не в ненужных сценах или ситуациях. А в мыслях героини. Точнее, самой Стейс.

В сиквеле Глория изменилась, и на мой взгляд в лучшую сторону. На пол-шишечки. Из резкой, взбалмошной, неадекватной пубертатной малолетки она превратилась в “дединсайд”. А поэтому готовьтесь без конца читать размазанные на страницы рассуждения в духе “я никому не нужна”, “жизнь – кал”, “во мне ничего нет, кроме боли”, “поскорее бы Господь прибрал меня к себе” и тд.

И если на первых порах эти мысли читаются чуть ли не вертикально, то их повторение откровенно бесит. Плюс, не радует, что Глория окончательно превратилась в “Мэри Сью”, которой всегда везет, которая стреляет, как ковбой (хотя до этого она даже оружие в руки не брала), которую все хотят, все уважают; и даже злодеи, прежде чем кокнуть, начинают откровенничать перед ней – настолько сильно она запала им в душу. А если ей стреляют в спину, то это не более, чем царапина.

А теперь о главной проблеме “Абиссаль” – он вялыми нитками сшит из многочисленных штампов, содранных из российских сериалов с какой-нибудь малолеткой в главной роли. Из-за них любая сцена, любой поворот, любой катарсис, да даже характеры персонажей они не то, что не работают, они абсолютно предсказуемы. Все злодеи ведут себя так, словно их списали с дешевых боевиков уровня Ж, благо что ещё ножи не облизывают. Они говорят штампами в духе: “я тебя убью, сука”, “тебе конец”, “ты умрешь”. Герои – члены секты – вообще не вызывают никаких эмоций; они болванки, которые нужны только для того, чтобы двигать сюжет. И то не всегда. Зачем нужен качок? Зачем нужен немой негр, которого нагло “сливают” за кадром? Зачем нужен пятнадцатилетний пацан и зачем нам знать, что он красиво стреляет? Зачем.

В сюжете полно дыр и моментов, от которых хочется выть от стыда. Например, Глорию ловит “за руку” крупный мафиози и уже готовится надругаться над ней, как вдруг героиня заявляет, что под кроватью бомба и что если её не отпустить, всем кирдык. Что делает злодей? Без лишних слов отпускает. И так везде. К такому нельзя относиться серьёзно. Ценность сюжета равняется абсолютно нулю. Оставшиеся 400 страниц дочитываешь уже чисто из принципа.

Конечно, взявшись за чтение сиквела “50 ДДМС” я не ждал какого-то нового слова в жанре или литературе. Я ждал такой же тупой и бессмысленный треш. Но, увы, в “Абиссале” этого нет. Да, написан он стройно, но вместе с этим он стал абсолютно глупым, стерильным и… скучным. И до ужаса наивным. Если Стейс пишет роман об Эмо про Эмо, то это одно. Но когда дело доходит до романтики, то тут просто плакать от стыда хочется. Готовьтесь читать полотно в духе “наши сердца бились в унисон”, “наши тела прилипли друг к другу”, “мое сердце запылало” и т.д. Можете ради интереса взять все эти заштампованные фразу и прогнать их через wattpad – результат наверняка удивит.

А всё почему? Потому что Стейс растеряла свой подростковый запал и зачем-то ударилась в серьёзную литературу. Это не плохо, и не ужасно – это просто никак. Если у меня и появилось желание прикоснуться к третьей книге, то только ради безумия, в который автор загонит свою героиню. А ведь не каждый цикл может похвастаться таким серьёзным разбросом в жанре и атмосфере. В первом нас ждал школьный быт и подростковый бунт, здесь мафия с легким налетом конспирологии. Дальше наверное Глория столкнется с масонами, иллюминатами или ящерами. А что, всё может быть…

 

Источник

Абиссаль, виде, ДДМС, за, награда, продолжения

Читайте также