Разбираемся, откуда пошёл этот миф и почему он является ошибочным.
В последнее время я довольно часто встречаю разочаровавшихся геймеров, которые утверждают о скорой смерти игровой индустрии. Мол, орки были зеленее, небо было выше, и девочки были с-симпатичные… А что сейчас? Просто ужас! Деградация, разработчики стали жадными, а в играх пропала душа! Ду-уша-а-а! Тьфу, непонятно, как у неодушевлённых предметов может быть душа, но не суть. Во все времена люди очень любили идеализировать прошлое и говорить, что раньше было лучше. И подобные высказывания я слышал ещё в 2011 году, когда было модным хейтить Crysis и Assasin’s Creed. Даже в то время люди считали, что инди-игры лучше (в то время инди даже не было мейнстримом).
Как-то раз вечером я интересовался печальным событием в истории игровой индустрии, который произошёл в 1983 году. Речь идёт, как вы уже поняли, речь идёт о знаменитом крахе игровой индустрии, из-за которой Atari и многие американские игровые компании чуть не похоронили игровую индустрию. Вбив в поисковик ТыТрубы запрос «The Video Game Crash» я наткнулся на парочку роликов, в которой блогеры предсказывали скорую кончину трипл-эй игр. До нахождения находки я, конечно, встречал видеоролики от русскоязычных блогеров про то, что игры становятся хуже. Но из любопытства я решил посмотреть ролики. Серьёзно, просто вбейте в поисковик запрос «Video game crash 2018» и вы увидите примерно такую картину.
В целом содержание роликов сводится к тому, что в ААА индустрии исчезли эсперименты с геймплеем, а разработчики полностью погрязли в корпоративную жадность с лутбоксами. Короче, классический сюжет. Один из англоязычных блогеров, носящий ник The Quartering, утверждал, что в будущем люди просто откажутся от трипл-эй в пользу инди и ретро-гейминга. И как по мне, его выводы звучат слишком абсурдно. Серьёзно, многие инди-разработчики до сих пор живут в бедности и мало зарабатывают деньги на играх. Кроме того, ретро-гейминг больше всего популярен у продвинутых гиков, и простые люди просто проходят мимо данного явления. И о Господи, он говорил, что сейчас инди могут конкурировать с ААА-проектами! Это звучит реально по-идиотски. 650 тысяч просмотров и 27 тысяч лайков. Ссылка на его видео оставляю тут:
Признаюсь, я тоже когда-то верил данному мифу. Верил нытью, что раньше трава была зеленее, и игры были лучше. Предавался депрессии. Но со временем я начал понимать, что это просто ошибочное мнение. За 2018-2019 год вышло немало хороших крупнобюджетных игр. А именно — Greedfall, Resident Evil 2 Remake, Hitman 2, Kingdom Come: Deliverance, и Soul Calibur 6. И я только перечислил несколько ПК релизов. А ведь есть консольные эксклюзивы и годная японщина. И боже мой! Наконец-то в этом году вышел каноничный сиквел Devil May Cry! О какой смерти ААА вообще может пойти речь?
Разрушаем миф
Всё дело в психике. Наш мозг так устроен, что мы воспринимаем негативную информацию острее, чем положительную. Причём настолько, что мы перестаём обращать внимание на что-либо хорошее вообще. Я убедился в этом на своём личном опыте. Мой отец постоянно включал по утрам политические новости, в которых, как известно, часто говорили о военных конфликтах и политических скандалах. А поскольку в те дни я часто недосыпал, я приходил в школу с плохим настроением и паническими атаками. Порой я даже верил в скорое наступление Третьей Мировой Войны. Это во-первых.
Во-вторых, провальные ААА проекты обладают крупной маркетинговой кампанией, а на крупных ААА разработчиков, в отличие от инди, возлагается намного больше ответственности. К слову говоря, даже среди инди-игр тоже встречаются проекты завышенных ожиданий, которые на релизе не оправдывают надежд покупателей. Недавний пример с Cube World является ярким примером того, как хорошо разрекламированная игра, обещающая подарить игрокам инновационный экспериенс, может обернуться провалом. Ну а если какой-нибудь бедный студент выложит заурядный платформер низкого качества, то его просто простят и забудут. «Да ладно, он хотя бы постарался».
А теперь давайте зададим вопрос…
Неужели Инди лучше ААА?
Ну конечно же да! Ведь такие малобюджетные игры как Undertale, Stardew Valley и Papers, Please! собирают вокруг себя огромную фанбазу. А всякие Fallout 76 приносят только разочарование. Ведь это так?
На самом деле тут всё намного сложнее. Для начала давайте разберёмся с термином «Инди». Слово Indie происходит от английского слова «Independent», что значит «независимый». Под словом «Инди» в первоначальном смысле подразумевают независимых разработчиков, которые делают игры без финансирования со стороны издателей. Но со временем словом «Инди» теперь обозначают любую низкобюджетную игру, созданную небольшим коллективом или вовсе одним человеком. Причём в категорию «Инди» попадают даже игры, в разработке которых помогают издатели. Например, The Messenger была издана компанией Devolver Digital. А порой в категорию «Инди» попадают и совсем неожиданные проекты. Например, Hellblade: Senua’s Sacrifice считается инди-игрой, но его создала крупнобюджетная студия, а сама игра обладает всеми признаками ААА проекта. Да и вообще, слово «Инди» превратилось в эдакое модное словечко, которое так любят часто употреблять геймеры, журналисты и разработчики. Так что само понятие размытое.
Но давайте вернёмся к вопросу. Почему нам кажется, что инди лучше ААА? Ведь в Steam можно запросто наткнуться на тысячу однотипных платформеров с примитивным пиксель-артом? Почему мы вообще восхваляем инди-игры и возводим их в культ?
Дело в том, что многие геймеры, как и мы с вами, в плане выбора игр отдают предпочтение в первую очередь крупнобюджетным проектам. Мы просто проходим мимо инди-игр, поскольку всё наше внимание акцентрировано на трипл-эй игры. Я как человек, который не так часто играет в видеоигры, не испытываю проблем в выборе крупнобюджетного тайтла. А вот человек, который слишком много времени проводит за видеоиграми, хочет ещё добавки. Но поскольку он уже перепрошёл все игры, он начинает ныть, и ищет альтернативу в лице инди. Для избалованного трипл-эйем игрока Инди становится что-то вроде нового неизведанного мира, который вызывает любопытства. Проще говоря, он заболел «игровой импотенцией».
А теперь давайте поговорим о такой важной проблеме, как отсутствие инновационных идей в ААА проектах. О, как же мы любим говорить о штамповке опен-ворлд-экшонов с перекатами и укрытиями! Даже если игра действительно будет качественной и не обладать кринжовыми моментами вроде подчинению требованиям меньшинств и микротранзакций, мы всё равно готовы её критиковать. Серьёзно, я никогда не играл в Ведьмака 3, и я часто встречаю людей, считающие игру переоценённой. Зато игру Celeste считают инновационной и чем-то новым.
Опять же, привожу в качестве примера свой опыт. Из-за слабого компьютера и отсутствия денег даже на покупку игр в Steam я долгое время увлекался инди-играми и ретро-геймингом. Я проводил довольно приличное время за 8-битными и 16-битными платформерами. И разумеется, со временем мне жанр просто поднадоест. С приобретением мощного железа и более объёмного кошелька у меня пропал интерес к инди, и я начал играть в трипл-эй. Собственно, поэтому Celeste мне показалась переоценённым проходняком, поскольку за моими плечами несколько инди-платформеров, включая Super Meat Boy.
И не стоит забывать, что штамповка по жанру присутствуют не только в ААА-сегменте. Я могу согласиться с тем, что ААА разработчики штампуют игры из-за страха потерять деньги, поскольку любая инновация может обернуться провалом. Но в том же инди точно такая же ситуация. Из-за ограниченного бюджета и просто отсутствия опыта инди-разработчики штампуют однотипные 2D платформеры и рогалики с пиксельной графикой. А годными и необычными играми в инди-сегменте становятся только игры от небольших профессиональных команд. Как говорится, побеждает сильнейший.
Конечно, миф о паршивости ААА-сегмента игровой индустрии появился не на пустом месте. Многие крупные игровые корпорации вроде Epic Games и Ubisoft делают ставку на игры-сервисы, в котором игроки могут покупать лутбоксы. А учитывая недавний скандал с Blizzard, а также прививание новых моральных ценностей в западной культуре, начинаешь сомневаться в крупных разработчиках.
Итоги
Говорить о смерти ААА игр ещё рано, даже слишком рано. Ведь в следующем году мы увидим Cyberpunk 2077 и Final Fantasy VII Remake. Недавно даже анонсирован новый Postal! В мире всё ещё остались добросовестные разработчики и, будем надеяться, появятся также и новые студии, которые заменят нынешние.
Просто играйте в игры с удовольствием. Лично я сам с удовольствием залипаю в Dead Cells, параллельно переключаясь на свой любимый Dishonored 2. А на всяких унывающих нытиков просто не обращайте внимание. Потому что это нытьё очень заразное. Пишите в комментах, что думаете. И вообще, поменьше читайте новости. Лучше займитесь чем-нибудь полезным. Это так помогает в лечении игровой импотенции. И помните, вы все потрясающие.