«A little Hatred». Аберкромби уже не тот? Первые впечатления от прочтения

«A little Hatred». Аберкромби уже не тот? Первые впечатления от прочтения

Вчера закончил читать первую книгу из продолжения «Земного круга» Джо Аберкромби. «A little Hatred» вышла в сентябре и пока доступна только на английском.

И тут хочу сразу ввернуть немного грустную ремарку: автор написал и отдал издательству всю трилогию сразу. В интервью он говорил, что книги цикла будут выходить раз в полгода, но, видимо, издательство его переубедило: вторая часть намечена на сентябрь 2020, а финал — ещё на год позже.

Что касается языка. Английский у автора живой, не высокопарный и не архаичный. Читать довольно легко должно быть уже тем, кто может понимать игры и смотреть кино на английском, пусть даже и с английскими субтитрами. Русские официальные переводы первой трилогии ломали стиль автора, а порой и городили полную бессмыслицу, не вникнув в смысл предложений в оригинале. Как скоро появится фанатский перевод — неизвестно. Как скоро он станет читабельным — тем более. Так что не вижу смысла ждать ни того, ни другого, если есть хоть какое-то понимание английского.

Теперь о хронологии повествования. Тут я сам немного запутался в деталях. «Немного ненависти» — седьмая книга цикла. Есть оригинальная трилогия, три спин-оффа, а теперь и новая трилогия. «Лучше подавать холодным» происходит через примерно 3 года после оригинального цикла, а через четыре года после этого идут события «Героев». Спустя ещё пять-шесть лет происходят события «Красной Страны». Новый цикл начинается через 15 лет после «Красной Страны». В общем, прошло примерно 28 лет, о чем говорит возраст некоторых персонажей. А запутался я из-за того, что в конце «Героев» армию хотят спешно перебросить справляться с последствиями прошлой книги, тогда как в новом цикле мы узнаем, что война эта длилась в итоге пять лет и только недавно закончилась. Почему был простой в пятнадцать лет — непонятно. Но и не критично, в принципе, возможно, это просто я был невнимателен или память подводит.

Итак, в новой книге страны входят в индустриальную эпоху, прогресс вытесняет все старое, вот и новые персонажи пришли на смену героям прошлых частей, которые все ещё есть, но им уделено значительно меньше внимания. Угрозы с юга больше нет, война со Стирией проиграна, зато на севере она как всегда в самом разгаре. Старикланд продолжает бунтовать, а простому люду не нравится повсеместное введение машин. В этот момент нас и знакомят с новыми персонажами. Это беспечный принц Орсо, жестокая карьеристка Савин Глокта, туповатый вояка Лео Брок, стареющий северянин Кловер, имеющая пророческий дар дочь Ищейки Рикке, выросшая в лагерях гэбистка Вик Тойфель и ветеран стирийской кампании Гуннар Брод. Важные персонажи на этом не заканчиваются, но упоминать остальных пока не буду. Главное впечатление от книги – Аберкромби изменился. Он вырос как писатель, он повзрослел как человек, и это заметно. «Немного ненависти» не похожа на оригинальную трилогию, она гораздо ближе к спин-оффам серии. Взрослому Аберкромби уже как будто неловко писать о шанка, демонах, колдовстве, духах, безразмерных домах и о вошебниках-людоедах. Конечно, наследие это живет, но все упоминания мимолетны, нам явно дают понять, что та эпоха в прошлом. Характерная черта на месте: персонажи постоянно в движении и во взаимодействии друг с другом. Они бросаются колкостями, демонстрируют свои характеры, отношение практически ко всем изменится раз или два за время прочтения. Действия их быстры, резки, без долгих лирических отступлений и сомнений на несколько глав. Герои, правда, стали куда менее уникальными, чем в «Первом законе». Нету больше варваров-шизофреников, загадочного мага, калеки-гэбиста, прочих колоритных личностей. Новые персонажи – просто члены общества, только что разных сословий. Они все ординарны, ни у кого нет загадки внутри или тайны за спиной. Отсутствует и бэкграунд из событий старины, легенды и их наследие. Строго говоря, нету и глобального сюжета: мы присоединяемся к персонажам в моменты их рутинной деятельности, пускай и перед значительными событиями в их жизни. В первой трилогии сразу же намечалась основная линия сюжета – махинации Баяза. Все остальные персонажи рано или поздно в эту линию вплетались. В новой книге подход такой, как в «Героях», когда отдельные сюжеты вполне самодостаточны и не всегда даже имеют отношение друг к другу.

И из этого как раз и выплывает главная (для меня) проблема: не все герои равнозначны. В «Первом законе» в паутине интриг Баяза место находилось каждому, каждый играл определенную роль, хотел он того или нет. Здесь же после прочтения первой части непонятно, зачем нужны, например, Гуннар, Вик, Лео. Рядом с каждым из них есть ПОВ другого персонажа, которого хватило бы на двоих, ведь их сюжеты локальные и ничего не говорит о том, что в будущем они станут важнее (кроме разве что Лео, на путь развития которого явно намекают в конце). Не хватило освещения стороны повстанцев. Эта линия то начиналась, то заканчивалась у нескольких персонажей. Страны, введенные и так детально описанные в спин-оффах, пока никак не используются. Возможно, такое впечатление складывается как раз из-за того, что трилогия написана разом и Аберкромби, работая над глобальной картиной, мало внимания уделил самостоятельности каждой из трех книг. К тому же, он собирался выпускать их с небольшим разрывом во времени. Хочется верить, что вторая и третья части сведут эту проблему на нет, а географию событий расширят, хотя бэкграунд задним числом наполнить уже не удастся.

«Первый закон» лично мне всегда казался сатирой на привычное фентези. Закономерности сознательно ломались, их буквально обрубали топором. Высмеивались сюжеты других книг, где великие маги, способные менять мир, сидели себе грустно в сторонке, не имея амбиций, а то и пахали на зарплату при дворе простых людишек. Почти никто из персонажей не получал по своим заслугам, превратности судьбы или вмешательство других людей меняли все в последний момент в ту или иную сторону. Но несмотря ни на что, история продолжалась и с развязкой книги время во вселенной не останавливалось в конкретной точке, как это часто бывает. Эта глава жизни персонажей закрывалась и начиналась новая. В продолжении Аберкромби уже не пишет сатиру на другие произведения (ведь на эту тему уже, по большому счету, все сказано), но лишь немного иронизирует над тенденциями реального мира. Немного и, как будто с легкой опаской рубить сплеча с тем же молодецким задором, с каким раньше разнес представление о жанре фентези. Без спойлеров арку персонажа не описать, так что просто обратите внимание на линию самоуверенной мизандрички Савин и то, чем ее арка закрывается в конце книги. Вроде как она получает болезненный урок от общества, зарабатывает ПТСР, но с другой стороны ничего определяющего ее характер в дальнейшей истории не произошло. Также в результате конфликта на юге страна полнится беженцами, герои с опаской рассуждают о том, что может стать с их культурой и страной в дальнейшем. Видно, что это довольно важные темы для автора, как видно и то, что он не может взять и высказать все, что думает по этому поводу. В результате испытываешь некоторую неловкость: непривчно видеть такую недосказанность от прямолинейного Джо.

В целом, «Немного ненависти» мог себе позволить написать только писатель, уже обладающий мировым именем. Это хорошее продолжение истории и возвращение в любимую многими вселенную, но это плохое начало чего-то нового и самостоятельного. Без знания прошлых частей и бэкграунда эта книга покажется вырванной из контекста, незначительной и во многом непонятной. Лично я считаю, что вторая часть полнее раскроет первую. Это должно быть продолжение как вширь, так и вглубь того, что уже начато сейчас. Если знакомы с оригиналом и он вам нравится, и у вас хорошая память, чтобы не забыть ничего за год – читать стоит уже сейчас.

Р.S. Критика по поводу написания заметки приветствуется.
Р.Р.S. Логен пока, увы, не появлялся.

 

Источник

Читайте также