Маркетинг, который войдёт в историю.
Смелые маркетинговые идеи могут как увеличить продажи, так и стать прощальным жестом перед бесславным банкротством. Мы уже знаем, что приглашать для раскрутки известных актеров (или порноактрис), а также дарить подарки фанатам за преданность и делать шикарные стенды на выставках — отличный способ продать игру получше.
Но иногда издатель заходит слишком далеко, эксперимента ради или от отчаяния. Мы вспомнили семь необычных, странных, а иногда и откровенно безумных решений по продвижению.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Компания Bethesda пообещала пожизненный доступ ко всем своим играм тому, кто назовёт своего новорожденного ребенка в честь главного героя игры — Довакин. Компания в полусерьёзной манере предупредила, что ребёнка будут дразнить в школе и ни одна награда не стоит такого «квеста».
Учитывая многомиллионные продажи возникает вопрос: нужен ли был подобный креатив игре такого класса? Как бы то ни было, победители всё же нашлись. Ими оказались Том и Меган Келлермайеры, чей сын Довакин Том Келлермайер родился в день выхода игры. Bethesda шутку продолжила и объявила: «Если миру будет угрожать Алдуин, мы найдем тебя [Довакин]».
Какой бы эта акция ни была известной, Bethesda тут не первые. Многострадальная Acclaim Entertainment уже пыталась проделать аналогичный трюк с именем Турок (часть рекламной кампании Turok: Evolution). Но в чем Bethesda превзошла коллег, так это в назначенном призе. Родителям Турока предлагались лишь жалкие 500 евро.
Dante`s Inferno
Великолепная история «раскрутки» была у игры Dante`s Inferno. Издатель Еlectronic Аrts развернул просто-таки невероятную кампанию, всячески обыгрывающую тематику игры (смертные грехи, черти, круги ада и всё в таком духе).
Незадолго до релиза игры был анонсирован симулятор проповедника Mass: We Pray (фейк, как оказалось), за предзаказ которого игроков обвиняли в святотатстве.
На выставке Е3 была нанята группа людей, выкрикивавших обвинения в ереси в адрес ЕА. Позже избранных журналистов вынуждали в ярости разбивать неоткрываемые деревянные ящики. В них работники СМИ находили записки, уличающие их в смертном грехе, а конкретно — в гневе. Также некоторым журналистам выслали денежные чеки на 200 долларов, призванные проверить их уже на другой грех — жадность.
Ну а в особенно удачный день (09.09.09) ЕА установила скидку на предзаказ игры в размере 6 долларов и 66 центов.
Не совсем понятно, зачем было брошено столько творческих сил на раскрутку среднего «клона» God of War, однако у ЕА и нанятых ими рекламных агентств есть чему поучиться. Кампания получилась стократ интереснее самой игры.
Prime World
Интересную подробность о продвижении игры на Западе в своей книге «Маркетинг игр» рассказал Сергей Галёнкин, бывший директор по маркетингу компании Nival. Команда Сергея в ходе освоения западного рынка планировала поделить игроков по половому признаку — игрокам-мужчинам были предназначены одни стартовые персонажи, а женщинам — другие. Цены на внутриигровые предметы для обоих полов также различались.
По признанию Галёнкина, эти решения игру никак не улучшали. Однако провокационность затеи сработала отлично — об игре узнали совсем далёкие от онлайновых сражений люди.
Новости о Prime World публиковались на различных феминистских и ЛГБТ-площадках, а также на CNN и Yahoo. Выйти из ситуации планировалось просто — на волне всеобщей ненависти анонсировать тучных женских и метросексуальных мужских персонажей, тем самым загладив свою вину. Но, к сожалению, перенос даты релиза не позволил полноценно воплотить эту идею.
Shroud of the Avatar
Великий разработчик Ричард Гэрриот не раз оказывался в центре громких акций. Например, в 2008 году, во время своего знаменитого полёта в космос, он попытался спасти умирающую ММО Tabula Rasa. Для этого Гэрриот взял на орбиту флешку с оцифрованной ДНК избранных игроков и неких «выдающихся людей от науки и искусства» для дальнейшей передачи инопланетным цивилизациям.
Космическая акция была забавна и вполне безобидна, в отличие от продвижения его новой игры — Shroud of the Avatar. Там дошло до того, что Гэрриот начал продавать на eBay собственную кровь под именем новой ММО.
«Сосуд с кровью самого лорда Бритиша — потрясающий ансамбль меди, стали и стекла. Реликварий станем отличным украшением стены в комнате» — гласило описание на eBay.
Позже сосуды были перемещены с интернет-аукциона на официальную страницу игры. Все три реликвария с кровью были проданы (от 6 до 13 тысяч долларов). Там же можно купить кровь другого разработчика, известного как Darkstarr, но до сих пор был куплено лишь три образца из пяти. Позже на продажу выставили ларец с прядью волос Гэрриота (14 тысяч долларов).
В начале это был просто спорный этап краудфандинговой кампании Shroud of the Avatar (к крови Гэрриота ещё и DLC прилагались), но затем разработчики изменили свою позицию: они заявили, что 10% от каждой покупки пойдут в фонд по сдаче донорской крови.
Burnout 2
Серия Burnout отметилась в нашем списке далеко не за самую безобидную выходку. Тогдашний издатель игры Acclaim собирался поощрять игроков, случайно (или намеренно) превысивших скорость в день выхода игры. Поощрение заключалось в оплате штрафа издателем. С условием покупки нарушителем свежей Burnout 2.
Ничего забавного или оправданно-экспериментального в акции не было — это показатель творческого тупика и просто-напросто социально опасная затея.
Спорные маркетинговые решения стали в каком-то смысле визитной карточкой издательства. Acclaim также пытались арендовать кладбище для раскрутки Shadowman, и «спасали» убыточную серию BMX, добавляя туда ролики эротического и порнографического содержания.
Xbox One X
Рассылка приятных мелочей журналистам и блогерам — привычное дело. Обычно это футболки, кепки, диски или фигурки. Но вот французское отделение Microsoft решило разослать журналистам самых настоящих скорпионов в преддверии анонса новой версии Xbox One. Тела членистоногих оформили под классический леденец на палочке.
Дикость выходки заставляет усомниться в её правдивости. К тому же большинство СМИ публиковали одну и ту же фотографию, за авторством журналиста портала Gamesryde.
Однако позже выяснилось, что «счастливчиков» все-таки было больше одного. Этим трюком Microsoft смогла убедить людей по всему миру в том, что название новой консоли — Scorpio, в то время как по факту оно оказалось совсем иным.
Hitman: Absolution
Square Enix переживали не лучшие для своей репутации времена после анонса Facebook-сервиса, через который можно было «заказать» своих друзей. Пользователю предлагалось выбрать жертву и сопроводить заказ объяснением своего подлого поступка.
Среди предложенных вариантов были «маленькая грудь», «рыжие волосы» и даже «маленький пенис». После этого генерировалось видео, в котором Агент 47 стрелял по профилю жертвы.
Кампания (устроенная агентством-лауреатом премии BAFTA в области продвижения) была остановлена уже через три часа. Это был не единственный случай, когда Square Enix привлекла внимание общественности своими спорными маркетинговыми ходами.
Вы наверняка помните затянутых в латекс монашек с пушками наперевес, которые вызвали заметный резонанс у сообщества. Об оскорблении чувств верующих и объективизации женщин лишний раз можно даже не говорить.
К слову, промоушен предыдущей части серии, Blood Money, тоже не остался без обвинений в сексизме.
Как писал Сергей Галёнкин, прессе нужна история, нужны сенсации. Приятно, когда издатель понимает, как всё сделать красиво. В противном же случае нас ждут бессмысленные акции, не предвещающие ничего, кроме банкротства и общественного порицания. Как в случае с Джоном Ромеро и Daikatana.
Источник: DTF