Сегодня без сухой теории — просто возьмем и посмотрим на цифровые конструкторы, которые сошли с дистанции, отлично себя чувствуют или только запускаются. Узнаем, как менялись модели их дистрибуции и почему нас ждет волна автоматизации всего.
Не отказывайте себе в удовольствии писать о других интересных проектах по теме в комментариях. Цифровые конструкторы — это клёво и полезно.
1. Николай Селиванов и «Мастерская художественного проектирования»
Чем примечательны: художественные конструкторы для развития творческого мышления у детей и взрослых.
Кажется, мнение, что конструктор — это «среда» для будущих инженеров-радиоэлектронщиков и программистов, преобладает.
Но по факту, творческое начало-то везде одно. И у нашего первого героя есть живые примеры, как из художников студенты «переобувались» в разработчиков.
Сам Николай — художник, давно и плотно интересующийся ИТ. И его работы находятся на стыке искусства и возможностей виртуального опыта.
Еще несколько работ Селиванова попали в этот обзор на GT
Основную часть своих проектов Николай выполнил в 2000-х, записал на CD и распространял через заказчиков (издательства, корпорации, музей). Но до сих пор по случаю он поднимает веб-версии на тематических мероприятиях. Однако, чтобы полностью перенести конструкторы в онлайн, им нужен переход с Flash на HTML5.
Где пощупать: некоторые конструкторы продаются вместе с учебниками ИЗО или в музеях. Но лучше приходить в культурный центр ЗИЛ — там можно запустить с Николаем любой его проект. Да еще и с CD, что сегодня своего рода приключение.
2. Евгений Курт, Павел Кудинов и uKit
Чем примечательно: нейросеть в конструкторе сайтов.
Полтора года назад uCoz запустил uKit — простой визуальный конструктор статических сайтов-визиток.
Следующим шагом в развитии проекта стала автоматическая сборка сайтов из готового контента – уже работает прототипирование ключевых разделов сайта из Facebook-страниц: информация раскладывается на шаблон калиброванным алгоритмом.
В планах — не только перенос с других платформ (это может быть и другая соцсеть, и старый сайт, а также комбинация источников), но и добавление в процесс ИИ.
Разработку самообучающейся надстройки, которая будет переосмысливать и пересобирать старые сайты c разных платформ на современных шаблонах uKit, возглавляет ростовский CTO проекта Павел Кудинов.
Coming soon…
Где пощупать: пока известны базовые подробности проекта с нейросетью. Сам конструктор, к которому ее подцепят, работает на трех языках и поддерживает свыше полумиллиона сайтов. Попробовать онлайн-сервис можно бесплатно.
3. Якоб Якобсен, Йеспер Эрстванг и Lego Group
Чем примечательно: «CAD, который может освоить даже ребенок».
Во второй половине 2000-х десктопное приложение Lego Digital Designer (LDD) подавалось как часть программы по заигрыванию с покупателями: вы могли собрать свой набор из кубиков на компьютере, отправить результат работы на сайт Lego — и набор, спроектированный любителем, другие покупали под брендом компании.
В начале 2010-х маркетинг-кампания Design by Me закрылась, а вот созданное под нее приложение продолжало развиваться и вбирало в себя новые миры конструктора — в частности, Mindstorms.
Однако недавно закрыли и проект LDD.
Выше вы видите имена всех, кто создавал последнюю версию проекта — а для подзаголовка мы выделили фамилии основных инженеров: на их счету целый ряд патентов Lego в области рендеринга в реальном времени.
Еще одним достижением этой команды стал выпуск LDD для Mac OSX — почти десять лет приложение было доступно только пользователям Windows.
Где пощупать: приложение можно установить на ПК бесплатно — и надеемся, такая возможность будет существовать еще долго. Но как говорят эксперты — если вы не монетизируете цифровой конструктор, со временем его придется закрывать.
Число установок LDD неизвестно. Но ключевые инженеры проекта участвовали в создании LEGO Universe — массовой строительной онлайн-игры с двумя миллионами пользователей, закрытой в 2012 из-за проблем с получением прибыли. Возможно, в ее закрытии косвенно виноваты следующие ребята.
4. Йенс Бергенстен и команда Mojang AB
Что примечательного: Minecraft.
В 2012-м Йенс сменил автора игры — Маркуса Перссона — на посту главного разработчика Minecraft.
При участии Бергенстена проект обзавелся «карманной» — то бишь мобильной версией по iOS, Android и Windows Phone. И в первый же год стабильного релиза «карманник» обогнал версию для ПК по количеству продаж — 16,5 миллиона мобильных установок против 13 млн на десктопах (на декабрь 2013-го).
В апреле 2016-го игра-конструктор стала доступна в VR-варианте, основанном на «карманной» версии.
Где пощупать: в шлеме Oculus или Gear VR.
5. Шейн Янки, Эрик Химбо и Virtual Robotics Toolkit
Что примечательного: это «взрослая» замена Lego Digital Designer.
FYI: на картинке только Шейн и его жена
Софт от двух сотрудников компании Cogmation Robotics не только позволяет собирать и программировать виртуальных роботов Mindstorms, но и виртуально тестировать их поведение с учетом физики нашего мира. Причем она предусматривает импорт моделей из других программ — того же LDD.
Где попробовать: у программы нет демо-версии. Сайт разработчиков сразу предлагает купить лицензию: на 1 человека — за 50 долларов, или на команду — за 200.
6. Олег Понфиленок и Copter Express
Чем примечательны: квадрокоптеры детям.
Это они доставляли пиццу коптерами, и если вы видели гонки дронов на разного рода гикпикниках — это тоже были они. В этом году компания представила новый проект — «Клевер», набор для обучения школьников основам радиосвязи, микроэлектроники и программирования на дополнительных занятиях.
Помимо физической части, набор включает среду для программирования полета коптера — расширение к Arduino и Raspberry Pi с добавлением собственных библиотек.
Где пощупать: набор предназначен для кружков. Судя по сайту проекта, в Москве уже открыты три секции «Клевера» — и в планах запуск еще пары: тоже в столице.
7. Blockworks и неизвестные
Чем примечательны: попытка создать «бесплатный конструктор как Lego, только в стиле MS Paint».
Ваше лицо, когда вы не заполнили Credits в проекте
Бразильская компания Hypervisual существует на рынке веб-дизайна порядка 20 лет. Возможно, это был сайд-проект кого-то из ее сотрудников или попытка выйти на новый рынок, но в начале 2000-х она выпустила Blockworks.
Вы скачивали установочный файл в 3Мб и открывали нечто среднее между интерфейсом MS Paint (некоторые также называли конструктор «версией Adobe Illustrator для детей») и графикой в стиле старых-добрых игрушек 1990-х.
Дальше на экране можно было расставлять двухмерные блоки, а также запускать анимацию и звуковой ряд — как в Scratch, появившемся гораздо позже.
Приложение позиционировалось как полностью бесплатный цифровой конструктор для детей, затем команда перешла на «30-дневную бесплатную версию» и лицензии для массового использования. Но судя по всему, прекратила попытки развития проекта в середине 2000-х.
Где пощупать: на промо-сайте до сих пор можно скачать тестовую копию для семейства операционок Windows NT. По косвенным данным, на 2006 год игра-конструктор была загружена почти 17 тысяч раз.
Похоже, что проект просто не вовремя — отчасти слишком рано, отчасти слишком поздно. Его обрывочная история напоминает мыканья героев сериала «Замри и гори», пытавшихся создать свой Алиэкспресс до того, как интернет дойдет в российскую глубинку.
***
Спасибо за внимание. Эта статья — продолжение серии материалов о применении конструкторов в онлайне и оффлайне:
* Как устроен цифровой конструктор: базовые принципы
* Особенности национальных конструкторов: от России до Японии
* Особенности национальных конструкторов: от Скандинавии до США
* 8 полезных конструкторов и как применить их в воспитании
Источник