Любимая многими трилогия «Назад в будущее» несёт в себе мощный посыл, о котором догадываются не все киноманы.
Для кого-то это кино — старинная фантастика о сумасшедшем учёном и его друге, обычно глуповатом, но находчивом в критической ситуации и харизматичном юноше, выросшем в семье неудачников. Для меня «Назад в будущее» — фильм о том, что нельзя пасовать перед неприятностями и вечно бояться. Это жизнеутверждающий рассказ о дружбе и преодолении трудностей, даже если их причиной становишься ты сам.
1. Упорные люди не упускают шанс
Режиссёр Роберт Земекис — выходец из рабочей семьи скучных провинциалов, как и семья главного героя «Назад в будущее». Когда Роберт подал документы в школу кинематографического искусства, его кандидатуру отклонили из-за плохих оценок. Родители тоже восприняли попытку сына стать режиссёром без энтузиазма. И тогда юный Земекис пошёл в летнюю школу, подтянул результаты и всё-таки был принят в ряды будущих продолжателей традиций Голливуда. Там он познакомился с писателем Бобом Гейлом, с которым они вместе создали сценарий «Назад в будущее» и сняли фильм.
Трудный путь к успеху повлиял на сценарий.
В начале первой части Марти МакФлай обсуждает с девушкой неудачное прослушивание его музыкальной группы и решает, отправлять ли кассету с записью продюсерам.
А что, если они скажут, что ничего не получится? И добавят: «Парень, у тебя нет будущего». Такого отказа я не переживу.
Ровно об этом же говорил и его отец Джордж в 1955 году, сомневаясь в своих способностях писателя-фантаста. Ещё он не был уверен, что Лорейн, будущая мать Марти, согласится пойти с ним на танцы. В момент «пан или пропал», когда на кону стояла не только личная и не очень-то заботящая Джорджа репутация, но и честь девушки, он дал по морде местному громиле Биффу и изменил историю семьи. В фильме не показано, каким образом он в альтернативном настоящем стал писателем. Но внимательный зритель догадается, что, победив страх перед хулиганом, молодой Джордж перестал бояться и насмешек над своим творчеством.
Ещё одна яркая история — чернокожий уборщик кафе во времена сегрегации, ставший спустя 30 лет мэром.
2. Нельзя поддаваться на провокации
Во всех частях трилогии Марти МакФлая преследует страх показаться трусом. Этим пользуются его антагонисты: Бьюфорд Бешеный Пёс Таннен из эпохи Дикого Запада, его потомки Бифф и Гриф, а также ушлый приятель Нидлз, которого сыграл Фли, бас-гитарист группы Red Hot Chili Peppers.
— What’s the matter, chicken?
— Nobody calls me chicken.
Типичный диалог из «Назад в будущее»
После такого диалога с главным героем случались неприятности. Единственный раз их удалось избежать в конце третьей части, когда Марти решил не лихачить наперегонки с Нидлзом и избежал столкновения с машиной, после которого он мог бы попрощаться с музыкальным будущим.
3. Мелочей не бывает
В трилогии есть забавные эпизоды с переименованиями. В первой части в 1955 году Марти спасается от сердитого фермера с ружьём на DeLorean и сбивает одну из двух стоявших на границе ранчо сосен. Спустя 30 лет построенный на месте фермы супермаркет, имеющий в начале картины вывеску с названием «Две сосны», в конце первой части превращается в магазин «Одинокая сосна».
Есть и жуткие моменты. Старый Бифф из 2015 года угнал машину времени и передал молодому себе в 1955 году альманах со спортивными результатами за вторую половину XX века, чтобы тот ставил на победителя. В альтернативном настоящем Бифф с альманахом превратился в магната и баловня судьбы, решившего спор за девушку Лорейн в свою пользу с помощью денег и грубой силы. Интересно, что будет, если миллион случайно выиграет реальный плохой человек? Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно.
4. Будущее нигде не записано
Эта фраза доктора Эммета Брауна как будто опровергает всё то, что главные герои увидели во время своих прыжков через время. Но и в этом есть логика. Если каждое действие на ходу переписывало будущее, то откуда мы знаем, каким оно будет? Убеждённым фаталистам это кино лучше не смотреть. Остальные предпочтут мыслить четырёхмерно, чтобы с помощью настоящего построить своё лучшее будущее.
Источник