Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь «Логана» (рецензия Александра Трофимова).
В редакции «Канобу» я один из главных нелюбителей супергероики в кино. Фильмы Marvel практически не смотрю с выхода первых «Мстителей», на которых я впервые всерьез уснул в кино.
Фильмы DC посматриваю, но без особого удовольствия и только потому, что их мало, а Снайдер, хоть и криво, все же пытается что-то там сказать. Я бы и «Логана» пропустил, потому что из последних «работ» Fox по Людям Икс я кое-что видел и это был травмирующий опыт.
Но сработала ностальгия — все-таки в детстве самые первые фильмы про Логана и его друзей мне нравились. А потом я увидел этот трогательный, пропитанный ностальгической тоской трейлер под музыку Nine Inch Nails и Джонни Кэша.
Окей, Fox, вы меня купили, показывайте, что вы там опять наснимали!
Мне до сих пор сложно закрывать глаза на абсурдность супергероики и шаблонность ее образов. Мне тошно смотреть на очередной замес, в котором опять разносят в крошки половину города. Мне трудно смотреть на эти комиксовые драмы с участием болванов, в которых живого не больше, чем в пластиковых фигурках от Hot Toys.
А уж все эти перескакивания со светлой стороны на темную и «серые тона», которые сейчас в моде, образы и вовсе размыли в какую-то нечитаемую кашу. И да — я не хочу смотреть десяток фильмов вашей киновселенной, чтобы нормально въехать в новый.
Вот поэтому «Логан» для меня — идеальный супергеройский фильм: обособленное, живое кино про людей, а не про супергероев, как бы это не абсурдно звучало.
Чтобы нарисовать живые образы для знакомых персонажей, создателям картины пришлось разрушить их мир. Нарисовать такую вселенную, в которой новые мутанты не рождаются уже 20 лет, бессмертный и непобедимый Логан пьет и медленно умирает, а мудрый телепат Чарльз Ксавьер впал в старческую деменцию.
Разумеется, это подсмотрено в комиксе «Старик Логан», но кино обходится без банды Халков, натужной чернухи и толпы других супергероев. Это камерное произведение, сосредоточенное на нескольких персонажах — все внимание уделено им. Причем исключительно как личностям, их суперспособности — просто фон.
«Логан» — очень грустный фильм, настоящая драма, способная пронять даже тех, кто ни о каком Логане никогда не слышал.
Потому что история очень понятная: побитый жизнью человек, который свои-то дела наладить не может, вынужден заботиться о старом немощном отце. Да, отношения между Логаном и Чарльзом в фильме именно такие. Экспозиция выстроена так, что даже если вы не видели фильмов про Людей Икс, вы все равно поймете, что когда-то они совершали великие дела, когда-то мир был другим. Вы прочтете эту ностальгическую тоску в их глазах и проникнитесь ею.
И на фоне этой грусти пробивается лучик надежды. Даже два. Девочка-мутант Лора, которая для Чарльза и Логана становится смыслом жизни и символом возрождения их «расы». И куда более приземленная вещь — их желание купить небольшую яхту и спокойно дожить на ней свой век, ни от кого не прячась. Оба, кажется, понимают, что мечта это недостижима, но все равно стараются к ней приблизиться.
С таким набором «Логан» вообще мог бы обойтись без экшен-сцен, но они в нем есть, и они хороши. Особенно финальное, душераздирающее сражение Росомахи — последний раз, как в старые-добрые.
Удивительно, насколько уместно это смотрится. Не зрелище ради зрелища, а еще один элемент нагнетания атмосферы. Замечательный фильм.
Источник