Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь фильма «Дюнкерк» (читайте и рецензию Александра Трофимова).
В жанре военного кино существует два основных стиля: голливудский и британский. В американских war movies важен прежде всего пафос — от «Сержанта Йорка» до «Спасти рядового Райана» и «По соображениям совести». В британских — прежде всего реализм, лучшие образчики которого — классические The Dam Busters и A Bridge Too Far.
Голливуд считает, что зрителю надо точно объяснять, что чувствовать в каждой сцене. В ключевых сценах этих фильмов играет невыносимо-приторная оркестровая музыка, героев показывают крупными планами на фоне заходящего (или восходящего) солнца, и центральный персонаж обязательно должен начитать объясняющий общую идею фильма монолог, без которого нельзя никак — иначе не выдвинут на «Оскара».
В британском военном кино зрителя держат за взрослого человека с определенным жизненным опытом, который сам в состоянии разобраться, почему та или иная сцена фильма — трагическая, драматическая или героическая. Там не читают монологов, снято все настолько же художественно, насколько и буднично, а у саундтрека совсем другие задачи — он создает напряжение, а не напыщенность и мелодраму. О том, что сцена главная, догадываешься не по музыке, а по тому, сколько в ней гибнет действующих лиц.
«Дюнкерк» — лучшая на сегодня работа очень британского режиссера Кристофера Нолана, которая составляет великолепную трилогию с фильмами The Dam Busters и «Мост слишком далеко». Как и эти фильмы, картина Нолана предельно бесстрастно, с фирменной клинической отстраненностью рассказывает о реальной военной операции.
Но операция эта настолько фантастическая, одни участники ее совершают такие чудеса героизма и спокойного мужского самопожертвования, а другие проходят через такой эмоциональный ад, что зритель ревет в три ручья без всякого пафоса в сценарии, режиссуре или звуковом сопровождении.
На кону 340 тыс жизней простых британских и французских солдат, которые не пытаются что-то захватить или удержать. У них гораздо более тривиальная задача — живьем дотянуть до другого берега Ла-Манша.
У главного героя «Дюнкерка» в сценарии нет имени — он просто «Томми» (жаргонное обозначение британских солдат), один из многих, таких же, как он. Центральный вопрос фильма — можно ли считать выживание формой подвига, даже если тысячи других отдали жизни, чтобы улучшить твои шансы?
Уникальная структура фильма позволяет Нолану до самого конца держать зрителя в напряжении по поводу судьбы нашего Томми, показывая события из разных временных отрезков операции. Линии с пилотом Тома Харди и капитаном Марка Райлэнса тут — фактически бонусы, которые придают истории многослойность и становятся поводом для ряда потрясающих (даже для Нолана) экшен-сцен, но весь фильм держится на стоически-обреченном выражении лица Фионна Уайтхеда, всходящего на борт очередного обреченного судна.
В британском военном кино, в отличие от американского, ценятся не только подвиги и количество убитых немцев, но и менее очевидные вещи. «Дюнкерк» — не про многих, а про одного, история человека, на месте которого может представить себя каждый зритель мужского пола.
Триумф Томми (и Нолана) в том, что на фоне героизма военных пилотов и стойкости морских капитанов наиболее интересным оказывается сюжет о фактической трусости, отказе умирать на пляже вместе с другими.
Источник