На прошлой неделе издательство IDW перезапустило комикс 30 Days of Night. Первый номер серии вернул историю к началу — в заснеженный город Барроу на Аляске, в который однажды пришли вампиры. В честь этого мы решили вспомнить историю серии, которая после невероятного успеха успела скатиться из атмосферного хоррора во второсортный трэш.
История 30 Days of Night (далее 30ДН) началась в 2002 году, когда сценарист Стив Найлз, известный по множеству хоррор-комиксов (у которых, правда, чертовски похожи все сюжетные линии), совместно с весьма необычным художником Беном Темплсмитом (о его стиле чуть позже) выпустили комикс о вампирах, атаковавших город на Аляске. Из-за географического положения этот город раз в год на тридцать дней погружался во тьму (тучи заслоняли солнце), и на эту пору в городе ежегодно оставались лишь самые стойкие.
Именно на них однажды и объявил охоту клан вампиров, много лет планировавший этот пир. Зная, что никто в срочном порядке не придет на помощь жителям Барроу, вампиры перестали прятаться и решили развлечься, вырезав целый город.
В мире 30ДН вампиры столетиями скрывались от людей и жили во мраке. И у них на то была причина — много лет назад вампиры попытались захватить мир, но люди дали им отпор и победили. Считалось, что все кровопийцы погибли, но это не так. Часть вампиров уцелела и стала жить в тайне. Они не боялись людей, напротив, вампиры осознавали свое превосходство — как физическое, так и умственное, — они просто не хотели менять установленный порядок и жили по правилам, придуманным много лет назад.
И со временем о них забыли. До инцидента в Барроу, который стал катализатором многих перемен и заложил основу всем будущим сиквелам комикса.
Вампиры в мире 30ДН не просто сильные и быстрые — у них острые как бритва зубы (причем не два клыка, а вообще все зубы), длинные когти, у некоторых из них (в основном у лидеров) была замечена телепатия.
Это не классические вампиры — им не страшен чеснок и кресты, они проникают в любые дома без приглашения и спокойно могут вынести самые тяжелые повреждения вплоть до потери части головы — регенерация восстановит все потерянные органы.
Главная причина прочитать этот комикс — удивительный рисунок австралийского художника Бена Темплсмита. Помимо 30ДН, вы можете знать его по таким комиксам, как Fell, Wormwood, Gotham by Midnight, Silent Hill, Welcome To Hoxford и Dead Space. Художник он очень специфичный.
Даже когда Бен рисует что-то совершенно нейтральное, оно выглядит мрачным и депрессивным. Все дело в его стиле, сочетающем в себе абстрактные и умышленно гипертрофированные образы самих героев.
Например, вампирам он рисовал слишком большие зубы, но это не портило их, а наоборот добавляло уникальности.
Темплсмит одинаково атмосферно рисует как людей с монстрами, так и города с открытыми пространствами. В 30ДН ему удалось развернуться и изобразить как кровавые побоища, так и тихие ночные пейзажи залитого кровью города Барроу. Бен целиком нарисовал четыре тома 30ДН (30 Days of Night, 30 Days of Night: Dark Days, 30 Days of Night: Return to Barrow, 30 Days of Night: Red Snow — и это лучшие части всей франшизы, смело можно бросить серию после знакомства с ними) и один совместно с художником Коди Чемберленом — 30 Days of Night: Bloodsucker Tales (это первый том 30ДН, который писал не только Стив Найлз).
Кстати, 30 Days of Night: Red Snow — это потрясающая короткая история, действие которой происходит в 1941 году.
На восточной границе в лесу возле небольшой деревни встречаются отряд советских войск и отряд нацистов. Им приходится объединиться с местными жителями, чтобы вместе дать отпор вампирам, решившим убить их всех.
В какой-то момент, вдохновившись продажами, издательство IDW решило максимально эффективно использовать потенциал 30ДН и превратило его в полноценную франшизу. Новые комиксы о вампирах выходили ежегодно вплоть до 2011 года, когда серия ушла на долгий перерыв.
В этот период вышло несколько ежегодников, которые рисовали приглашенные художники, а также многочисленные спин-оффы: про вампиров в космосе — 30 Days of Night: Dead Space (серьезно, мы даже рассказывали вам о нем); про спецагента Майкла Хенсона — 30 Days of Night: Spreading the Disease, который пытается доказать, что вампиры действительно представляют угрозу; про вампиров, пытающихся жить среди людей, — 30 Days of Night: 30 Days ‘Til Death и другие.
Но все эти комиксы опциональны для прочтения. Они никак не влияли на основной сюжет — историю Эбена и Стеллы, главных героев первого тома 30ДН.
Осторожно, спойлеры!
Основная трилогия 30ДН рассказывает о том, как шериф Барроу Эбен и его возлюбленная Стелла дают отпор вампирам, но Эбену приходится заразить себя, чтобы сразиться с вампирами на равных. Он убивает себя, встретив рассвет, но в сиквеле Стелла возвращает его к жизни. Перед этим она пытается доказать всему миру, что угроза вампиров реальна, но они ей мешают. Когда Эбен возвращается к жизни, он кусает Стеллу, тоже делая ее вампиром. В конце трилогии они стараются жить в уединении, сдерживая свой голод и питаясь кровью животных.
Так вот, в сиквелах Эбен из-за несчастного случая потерял Стеллу, а она была единственным, что сдерживало в нем вампирскую сущность. Потеряв свой моральный компас, Эбен становится настоящим чудовищем, убивающим людей десятками. Он решает изменить вампирские порядки, доказывая, что он сильнее самых древних из них.
Этот как раз тот момент, когда серия окончательно превратилась в трэш, потому что сводила на нет все попытки очеловечивания Эбена, которые были в предыдущих томах. Я не советую это читать, лучше остановиться на спин-оффе 30 Days of Night: Eben and Stella, в котором рассказывается о том, как Эбен и Стелла жили уже в виде вампиров.
Конец спойлеров.
По мотивам 30ДН есть даже два фильма. Оба они получились, честно говоря, довольно средними, но первая часть, вышедшая в 2007 году, была максимально близка к оригинальному комиксу. Роль Эбена исполнил Джош Хартнетт, а Стеллу сыграла Мелисса Джордж. Лидера вампиров сыграл Дэнни Хьюстон.
К слову, изначально самый первый том 30ДН, с которого и началась франшиза, был питчем для фильма, который не приняли, поэтому Найлз и написал комикс. И только спустя пять лет Columbia Pictures решила попробовать его экранизировать.
И если первый фильм может показаться вам довольно типичным, но неплохим хоррором, то его сиквел 2010 года — совершенно отвратительное кино.
Он продолжает сюжет первой части и воспроизводит события Dark Days. Мелисса Джордж отказалась играть в сиквеле, и ее заменила Киле Санчез. Фильм стал в несколько раз дешевле и максимально трэшовее.
Его не спасает и концовка, дословно воспроизводящая финал Dark Days. Этот фильм даже не показывали в кино — он сразу вышел на DVD и Blu-Ray.
Кстати, у 30ДН есть две короткометражки. Первая — 30 Days of Night: Blood Trails — приквел к фильму 2007 года, а вторая — 30 Days of Night: Dust to Dust — своего рода эпилог фильма. В обеих короткометражках главным героем стал мужчина по имени Джордж Фоулер, столкнувшийся с вампирами. Сценарий к ним писал Стив Найлз.
Со временем популярность 30ДН стала падать, и IDW начала экспериментировать, устраивая кроссоверы.
В 2011 году вышел кроссовер «Секретных материалов» с 30ДН — The X-Files/30 Days of Night. В нем Малдер и Скалли приехали на Аляску, где обнаружили настоящих вампиров.
Затем в 2012 году вампиры появились в глобальном кроссовере Infestation 2, в котором, помимо 30ДН, издательство объединило такие франшизы, как «Трансформеры», Dungeons & Dragons, «Черепашки-ниндзя» и «Бросок кобры» (G.I. Joe).
А в 2013 году Стив Найлз устроил кроссовер 30ДН с другим своим комиксом — Criminal Macabre — о детективе, расследующим паранормальные явления.
По мотивам 30ДН написано шесть книг, и практически все — творчество Стива Найлза. Не считая первой книги, — новеллизации фильма 2007 года — они рассказывают уникальные истории, развивая франшизу.
И вот в 2017 году вышел первый номер перезапуска 30ДН. Серия получила то же название, что и в 2002 году, — 30 Days of Night. Место действия то же — город Барроу на Аляске, главные герои те же — шериф Эбен и Стелла, но вампиров в первом номере не показали.
К сожалению, Бен Темплсмит не вернулся к работе над комиксом. Вместо него историю совместно с бессменным Стивом Найлзом рисует Петр Ковальски.
В свое время первый номер 30ДН произвел на меня огромное впечатление. Все дело в размеренном темпе истории, фантастическом рисунке и концепции ночи длиной в месяц, в которую город наводнили вампиры, убивающие всех на своем пути.
Первый номер новой серии, с помощью которого IDW пытается перезагрузить серию, вышел максимально пресным. Он не интригует, не пугает, не завораживает — он выглядит как вольный пересказ той истории, вышедшей пятнадцать лет назад. Так нужен ли он тогда вообще?
Я подробно расскажу о новой серии, когда она закончится, а пока остается лишь надеяться на лучшее.
Источник