21 июня завершился третий сезон сериала «Фарго». Мое мнение о первой серии нового сезона можно прочитать тут. Что же стало с героями 9 эпизодов спустя?
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ К СЕРИАЛУ!!!
Эммит Стасси (Юэн Макгрегор) избежал наказания за убийство брата Рэя (Юэн Макгрегор), но лишился компании, попал в поле зрения налоговой службы и на последних минутах серии получил пулю в голову от глухонемого Мистера Ренча (Расселл Харвард), громилы из первого сезона «Фарго». Мистер Ренч мстил за Никки Сванго (Мэри Элизабет Уинстэд), которая в свою очередь пыталась отомстить Эммиту за Рэя (своего возлюбленного), но не успела, получив пулю в голову от случайного патрульного.
Глория Бергл (Кэрри Кун) ушла из полиции и устроилась в Министерство внутренней безопасности США, где к ней в комнату для допросов наконец-то попал В. М. Варга (Дэвид Тьюлис), неуловимый злодей третьего сезона. Бергл говорит, что Варга отправится на остров-тюрьму Райкерс и ответит за многочисленные убийства и финансовые преступления. Варга — что через пять минут в комнату войдет человек, с которым Бергл «не может спорить», и скажет, что Варга свободен. Главная героиня и главный негодяй сидят и смотрят на часы. Сезон (и, по всей видимости, сериал) заканчиваются…
У меня третий сезон оставил очень сложные ощущения. С одной стороны, это самый бесформенный, несфокусированный, недоделанный и незаконченный сезон «Фарго». С другой — отдельные моменты в нем настолько интенсивные, что они затмевают даже первый сезон, который я (да и многие американские критики) считаю идеалом современного телевидения. Ниже я кратко перечислю самые сильные и самые слабые стороны самого неровного сезона самого странного сериала.
Сначала о плюсах:
Злодей
Дэвид Тьюлис — великолепный персонаж, позаимствованный из фильма The French Connection (известного у нас как «Французский связной») и перенесенный в 2010-2011 гг. Это архетип европейского Мефистофеля (в данном случае — из Великобритании), который приезжает в США, заниматься преступной деятельностью, выводит из себя местную полицию и исчезает бесследно, как призрак, в последний момент ускользнув от справедливого возмездия.
Чтобы персонажа Тьюлиса можно было отличить от Алена Шарнье из «Связного», главный сценарист и продюсер сериала Ной Хоули наделил Варгу рядом мерзких черт: булимия, привычка ковыряться в зубах железным гвоздем (как профессор Выбегалло у Стругацких), манера рассказывать бессвязные истории… В итоге получился достаточно самобытный и цельный образ, который сам по себе ставит третьего сезон выше второго, где такого яркого негодяя не было.
Никки Сванго
В трансформацию Никки из профессионального игрока в бридж в сражающуюся с криминалом супергероиню в духе Убивашки или Карателя очень трудно поверить — главным образом потому, что превращение происходит за кадром, во время одной из нескольких временных склеек в этом сезоне.
Но великолепная Мэри Элизабет Уинстэд играет эту героиню столь искренне и вдохновенно, что на Никки очень приятно смотреть: неважно, держит ли она в руках карты или обрез, сидит с каменным лицом в полицейском участке или выслушивает неуклюжее предложение руки и сердце от Рэя («дай я хоть сниму парик шлюхи!»).
В сезоне, где положительные (и условно-положительные) персонажи получились столь блеклыми, непроработанными и невыразительными, Никки очень нужна… к сожалению, ее тут мало (хотя бы по сравнению с героиней Кирстен Данст во втором сезоне), и обычно она появляется на одну-две коротких сцены, прежде чем исчезнуть до следующей серии (а теперь и вообще навсегда).
Охота на человека
В 8 эпизоде под названием Who Rules the Land of Denial? сонный 3 сезон взрывается: серия почти целиком посвящена охоте на Никки и внезапно вернувшегося в сериал мистера Ренча, сбежавших из тюремного автобуса.
Все начинается (и заканчиватется) как пародия на фильм The Fugitive («Беглец») c Харрисоном Фордом, герой которого тоже сбегает из перевернувшегося тюремного автобуса. Но на самом деле это обыгрывание всех возможных сюжетов про охоту на человека в лесу: от классического The Most Dangerous Game и известного эпизода Pine Barrens из сериала The Sopranos до «Трудной мишени» с Жан-Клодом Ван Даммом и может быть даже российской «Охоты на пиранью».
Злодеи преследуют героев с охотничьими арбалетами, Никки и Ренч удирают по заснеженной лесной чаще, будучи скованными одной цепью, словно персонажи известного фильма Стэнли Крамера The Defiant Ones. Потом герои находят поляну, где из пня торчит топор, начинают рубить цепь топором, в спину Ренчу прилетает стрела, а другой злодей набрасывается на героев с ножом…
Сцену кровавой вакханалии на залитой лунным светом поляне можно и нужно пересматривать несколько раз: это лучший экшен-эпизод в сериале «Фарго», тут действительно переживаешь за героев, а жестокость и кровавость борьбы за жизнь разбавляется очень черным юмором (Ренч глухонемой, и Никки с ним пытается объясняться жестами).
Теперь перейдем к минусам:
Юэн Макгрегор
Вместо двух впечатляющих ролей очень непохожих друг на друга братьев у Макгрегора получились два недо-портрета. И из Эммита, и из Рэя могли бы выйти живые и убедительные персонажи… если бы Макгрегор и Хоули посвятили себя одному из этих героев и от начала и до конца раскрутили его сюжетную линию.
Вместо этого первую половину сезона нас близко знакомят с Рэем (и это действительно трагический и очень симпатичный персонаж, на все готовый ради любви к Никки), но потом Эммит его вдруг убивает, и… собственно, все. Остаток сезона мы проводим с накачанным успокоительными Эммитом, который пытается сознаться в убийстве брата (что у него не выходит), восстать против Варги (что у него не получается) и удержаться за свою компанию (подумаешь, трагедия: у Эммита осталось всего $20 млн на оффшорном счету!). Это персонаж, слишком поздно начавший проявлять какие-то положительные или интересные качества, да так их толком не проявивший.
Можно было бы порадоваться хотя бы отсутствию назидательности: ведь после окончания основного действия сезона Эммит жив-здоров (и даже преуспевает). Но Хоули зачем-то пускает ему пулю в затылок в эпилоге.
Главная героиня
Понятно, что Глория Бергл — это сознательная стилизация под шерифа Белла, героя Томми Ли Джонса из No Country For Old Men, который тоже всюду не успевал, никому не успевал помочь и приезжал на место происшествие лишь ради того, чтобы постоять над трупом главного героя.
Но возникает вопрос: зачем Бергл вообще нужна в сериале, и для чего мы потратили столько экранного времени на знакомство с ней (не говоря уж о серии, целиком посвященной ее похождениям в Лос-Анджелесе). Главная героиня фильма «Фарго», Мардж Гандерсон в исполнении Фрэнсис Макдорманд, после аналогичного лирического и бесцельного, казалось бы, отступления (знаменитый диалог с бывшим одноклассником) с новой энергией взялась за расследование, вывела главного героя на чистую воду и задержала самого опасного преступника-убийцу.
Бергл в сериале «Фарго» не совершает и не добивается ничего — ни плохого, ни хорошего. Ее игнорируют не только фотоэлементы в раздвижных дверях и сушилках для рук, но и законы драматургии. Как мысленный эксперимент, это довольно интересный образ. Но как персонаж, за которого нам надо как-то болеть десять серий… даже за Белла мы беспокоились, когда он наконец-то доставал револьвер и готовился войти в комнату мотеля, в которой вроде бы находился Антон Чигур. Бергл — до того пассивный и отключенный от основного действия персонаж, что с самого начала понятно, что с ней ничего не случится: ни плохого, ни хорошего.
И не надо говорить, что, мол, Бергл олицетворяет нормальную человеческую мораль и служит противовесом заблудшим героям-преступникам, оттеняя их своим присутствием. Это просто плохо написанный персонаж: Мардж Гандерсон блестяще справилась и с той, и с другой задачей, успев при этом активно поучаствовать в самой известной и кровавой ситуации оригинального «Фарго».
Несфокусированность
Даже с поправкой на своебразную драматургию Хоули, который предпочитает ставить многоточие вместо точки и вопросительный знак вместо восклицательного… ни одна из десятка серий 3 сезона не производит впечатления законченного произведения.
Да, мы смотрим сериал, и нам должно быть интересно, что случится дальше, но лучшие эпизоды лучших сериалов тем и хороши, что способны вызывать удовольствие зрителя сами по себе — а переспектива продолжения истории его только усиливает (см. ту же серию Pine Barrens из «Клана Сопрано»). Ближе всего к этому стандарту подошел уже упоминавшийся 8 эпизод, но даже там вызывают большие вопросы очень длинная и странная сцена с призрачным кегельбаном (?!!) и вторая часть серии, происходящая через 2,5 месяца после первой (где Никки успела превратиться в всевидящую супергероиню).
Эпизоды третьего сезона «Фарго» больше всего напоминают серию пилотов, которые все обещают и обещают нам, что вот-вот начнется действие, персонажи оживуют, сюжет и сеттинг заиграют… но это так никогда и не происходит. Как я уже говорил, даже финал сезона заканчивается в ожидании: если что-то действительно интересное в третьем сезоне «Фарго» и произошло, то случилось это через пять минут после его окончания.
Источник