Недавно пересмотрел еще раз «Отступников».
Ух, какое же это мощное кино!
Кстати, этот фильм принес Мартину Скорсезе первый Оскар (после почти 40 лет карьеры!).
А еще это самый матерящийся фильм, взявший главный приз на Оскаре — в нем 237 раз матерятся на 151 минуту хронометража, что почти 3 мата на 2 минуты.
Заметил в нем несколько деталей, о которых поделюсь ниже:
Про название
Слово «departed» в прямом переводе означает отчаливший, отплывший — это если в значении судна.
Но при отношении к человеку, это всегда означает более поэтическое обозначение смерти. Выражение «dear departed» на похоронах является стандартным обращением к покойному, как у нас часто говорят «безвременно ушедший», «усопший».
Я лично вижу в таком названии смысл «обреченных» — в самом начале мы понимаем всю безнадежность положения главных героев, несмотря на то, что они де-факто живы и здоровы (ну, почти здоровы).
В самом же фильме, слово departed фигурирует пару раз в диалогах, но самое важно появление — на открытке, которую Фрэнк Костелло (герой Джека Николсона) присылает на похороны матери Билли Костигана (героя Ди Каприо).
Про кресты
Самая яркая визуальная деталь фильма — нам постоянно показываются кресты в кадре рядом с героями, как бы перечеркивая их и намекая на «приговоренность» персонажей.
Некоторые источники нагнетают драматизму и утверждают, что кресты появляются перед какой-то важной смертью, но это не так (символы есть и в самых обычных сценах).
Всего я насчитал 14 явных крестов в фильме:
Этот прием является оммажем на культовый фильм «Лицо со шрамом» 1932 года (не тот, который с Аль Пачино), где использовался аналогичный прием:
Все скриншоты оттуда вставлять не буду, их можно посмотреть вот тут: https://m00ch.wordpress.com/2010/10/10/scarface-1932-and-its-x-motif/
Внимание, далее спойлер!
Про символизм первой и последней сцены
Как мы помним, в самом начале фильма, Фрэнк Костелло (Джек Николсон) покупает молодому Колину Салливану (Мэтт Деймон) набор продуктов. Особо памятливые люди даже вспомнят что именно, Фрэнк это озвучивает — хлеб, молоко, колбасу, сыр и пару журналов.
В последней сцене фильма, Колин возвращается домой именно с таким набором продуктов, замыкая таким образом круг и отдавая по заслугам.
Напоследок, про Скорсезе
Повторяюсь везде, где могу: Скорсезе — гений режиссуры (причем он единственный из Нового Голливуда, кто крайне комфортно чувствует себя в 21 веке).
И «Отступники», и «Волк с Уолл-стрит», и «Остров проклятых», и «Банды Нью-Йорка» — все идут больше двух с половиной часов, а смотрятся на одном дыхании.
Ух, жду не могу «Ирландца».
Спасибо за прочтение!
Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino