25 JRPG, в которые нужно поиграть

Добавка к вашему и без того огромному списку отложенных на потом игр.

От хорроров и стелс-экшенов плавно переходим к японским ролевым играм. Дабы не возникла жанровая путаница, мы не стали включать в список тактику (TRPG) и свели к минимуму количество Action RPG, сосредоточившись на традиционных ролевых играх.

Dragon Quest

Серия Dragon Quest находится у истоков JRPG. При разработке первой части, создатель франшизы, Юдзи Хори, вдохновлялся популярными ролевыми играми Wizardy и Ultima. Dragon Quest построила базу для всех последующих японских ролевых игр. Это случайные пошаговые бои (random encounter), многоэтажные подземелья, карта мира с многочисленными городами, где можно взять задание или закупиться мощным оружием и хорошей броней.

Dragon Quest I

Сейчас серия Dragon Quest насчитывает 10 основных частей (11 в разработке), множество ремейков, переизданий и ответвлений. Если выбирать какую-то номерную часть для знакомства с серией, то рекомендуем Dragon Quest VIII: Journey of the Cursed King. Парадоксально, но это первая часть в серии, в которой есть полноценная озвучка персонажей. Помимо этого, Dragon Quest VIII отличается приятной графикой (последующие части выходили на Nintendo DS и 3DS) и весьма дружелюбным для современного игрока геймплеем.

Серия Dragon Quest также знаменита благодаря узнаваемому дизайну персонажей. Над ним работал известный мангака Акира Торияма, автор таких бестселлеров в Японии, как Dragon Ball и Dr. Slump.

Ys

Успех Dragon Quest моментально повысил интерес к ролевым играм в Японии. И уже ровно через год появились неплохие подражатели, вроде первой Final Fantasy. Но не все бережно копировали идеи от Chunsoft и Enix. Например, кампания Nihon Falcom выпустила собственную ролевую игру под коротким названием Ys.

Ys I & II Chronicles

История серии повествует о приключениях смелого война Адола в разных регионах планеты Эрезия. Боевая система ранних частей покажется в наши дни примитивной, но необычной. В игре нет кнопки удара, чтобы атаковать противника нужно подойти к нему и резко протаранить. Кто быстрее и аккуратнее затолкает противника — тот и победил. Звучит просто, но для жанра JRPG первые части были своеобразными Dark Souls. Игрок часто умирал, особенно во время битв с боссами, прокачиваться разрешали лишь до 10 уровня, а для лечения давали только один пузырёк с зельем. Настоящий хардкор!

Ys I & II Chronicles

За 30 лет вышло восемь номерных частей и огромное количество переизданий с разной графикой и музыкой. Взять хотя бы первую часть, которую в общей сложности переиздали 20 раз. Стоит начать знакомство с её переиздания в Steam.

Shin Megami Tensei

Первая часть будущей серии Megami Tensei (позже Shin Megami Tensei) начала свой путь в виде dungeon crawler с мрачной атмосферой, нестандартным сюжетом и необычным бестиарием. Серия Megami Tensei и её ответвления можно назвать полнейшим антиподом большинству JRPG. Здесь нет пафосного фэнтези, сказочной атмосферы и очередных картонных злодеев, которые задумали уничтожить мир, просто потому они могут. Megami Tensei отличается от других JRPG закрученным сюжетом и необычным, порой вызывающим арт-дизайном.

Задолго до Pokemon, Megami Tensei представила систему поимки монстров. И не каких-то банальных созданий, а мифических существ и богов из разных культур. Например, в нескольких играх серии можно поймать и в последствии использовать в бою славянских богов Триглава, Чернобога и Ярило. Нашлось место и сказочным монстрам, вроде Водяного и Кикиморы.

Со временем серия переросла из бродилки по запутанным подземельям в полноценное RPG с небольшим, но очень проработанным миром. Это доказали последующие части Shin Megami Tensei и ответвления: Devil Summoner, Digital Devil Saga и конечно же — Persona (о ней ниже). Но всё же, первое знакомство с франшизой Megami Tensei лучше начать с ранних частей. Например, первая SMT Tensei недавно была портирована на iOS.

Phantasy Star II

Sega Mega Drive не могла похвастаться обилием отличных ролевых игр, по сравнению с той же Super Nintendo. Но именно на Mega Drive вышла одна из самых необычных JRPG в истории — Phantasy Star 2. События всех частей серии разворачиваются не в фэнтезийном мире, а в отдаленном будущем, в планетарной системе Алголь. Во вселенной Phantasy Star космические перелёты и искусственный интеллект спокойно соседствуют с привычной для жанра магией. Даже раса Newman, сильно напоминающая типичных эльфов — плод многолетних опытов в генной инженерии.

Phantasy Star II и её продолжения способны удивить и сейчас. Дело не только в интересной вселенной и визуальном дизайне, но и в мелочах. Например, события Phantasy Star III охватывают несколько поколений и условно поделены на главы. В конце каждой главы игроку предлагают выбрать одну из двух девушек, с которой он может завести отношения. Это приведёт к тому, что во второй главе игрок будет управлять их детьми, а уже в третьей — внуками. Задолго до выхода первых игр от BioWare, уже существовала игра, где от выбора половинки зависел весомый кусок сюжета.

Lunar: The Silver Star

На Sega CD также родилась серия Lunar. Разработчики из GameArts считали, что в 1992 году рынок видеоигр был переполнен штампованными RPG c вторичным сюжетом, где основной упор шел на рутинную прокачку в скучных подземельях.

В Lunar внимание уделили проработке вселенной, сюжету, красивой музыке и красочным анимационных роликам, над которыми трудился дизайнер и аниматор Тосиюки Кобуоока (режиссер трилогии «Берсерк»).

Lunar определённо понравится прожжённым фанатам аниме, ведь тут около часа анимационных вставок и около получаса озвученных диалогов. Во время игры создается ощущение, будто смотришь классический фэнтезийный аниме-сериал, наподобие Slayers или Record of Lodoss War. Lunar: The Silver Star изначально вышла на провальной Sega CD, но позже её переиздали с обновленной графикой на PlayStation, Sega Saturn и PSP.

Lunar: The Silver Story

Final Fantasy VI

После выхода Final Fantasy V разработчики из SquareSoft решили, что уже приевшийся фэнтезийный сеттинг нужно менять. Поэтому при создании Final Fantasy VI в первую очередь ориентировались на архитектуру и технологии второй половины XIX века. На смену волшебному миру пришёл стимпанк.

Final Fantasy VI — это первая серьезная часть серии, плюс самая масштабная игра до выхода Final Fantasy VII. Конечно, сносный сюжет в серии был и до этого, но столь изменчивый, уникальный и неординарный мир впервые был представлен лишь в шестой части. Также это одна из самых продвинутых игр на Super Nintendo. Final Fantasy VI активно использует графический режим Mode 7, а музыкальный трек Aria di Mezzo Carattere стилизован под настоящую оперу. Еще это первая крупная JRPG, где основным протагонистом стал женский персонаж. Играть в Final Fantasy VI лучше на Gameboy Advance или PlayStation. В версиях для Android, iOS и PC уничтожили аутентичность, на скорую руку перерисовав всю спрайтовую графику.

Earthbound

Earthbound — на первый взгляд обычная JRPG середины 90-х, со всеми привычными механиками, вроде пошаговых боёв и изометрии. И при этом она одним махом разрушает все жанровые стереотипы. События игры разворачивается на Земле, в вымышленном американском городке Eagleland. По сюжету игроку предстоит управлять группой детей, планирующих остановить вторжение пришельцев на Землю. Вместо мечей и магии в ход идут бейсбольные биты и сковородки. Вместо гоблинов и скелетов сражаемся с жителями города или злыми животными. Earthbound вдохновлена комиксами Peanuts и высмеивает типичные штампы ролевых игр.

Авторы игры Undertale не скрывают, что большое влияние на их популярный проект оказал именно Earthbound. Создатель South Park Трей Паркер признался, что Earthbound повлияла не только на игру South Park: The Stick of Truth, но и на сам сериал.

Chrono Trigger

Над Chrono Trigger работала настоящая команда мечты — основатели жанра японских ролевых игр. Это Хиронобу Сакагути — создатель серии Final Fantasy, и упомянутые выше создатели Dragon Quest — Юдзи Хории и Акира Торияма.

Chrono Trigger стал не просто одной из лучших японских ролевых игр, но и самой яркой игрой про путешествия во времени. Для исследования доступно целых шесть временных эпох планеты. В каждой эпохе можно завербовать персонажа, будь это робот из далекого будущего, доисторическая девушка или храбрый рыцарь, превращенный в лягушку. В ходе временных странствий герои узнают, что в доисторические времена на их планету попало инопланетное существо Лавос, которое в далеком будущем проснулось и уничтожило почти всё живое.

Отличительной особенностью Chrono Trigger стали 14 концовок, зависящие от того, в какой эпохе игрок победит Лавоса. Через всю игру красной нитью проходит возможность изменить текущий ход событий, что выражается как в основной сюжетной линии, так и в побочных целях. Например, если партия переместится в Средневековье и поможет победить злого монстра, засевшего в центре пустыни, то это косвенно повлияет на весь ландшафт в будущем.

В 1999 году вышел духовный продолжатель серии под названием Chrono Cross. Некоторым фанатам не понравилось вольное обращение с сюжетом Chrono Trigger, да и других проблем в продолжении хватало. Критике подверглась плохая целостность сюжета, отсутствие вменяемой концовки и поверхностная проработка персонажей. Но это по-прежнему отличная JRPG. Чего только стоит великолепный саундтрек от Ясунори Мицуда, считающийся одним из лучших на PlayStation.

Wild Arms

С выходом консолей пятого поколения, разработчиков больше не ограничивало слабое железо или малый объём картриджей. Графика первых JRPG на PlayStation недалеко ушла от лучших представителей жанра на Super Nintendo. Отчасти это можно сказать и про игру Wild Arms, но только до первого сражения. Wild Arms — это одна из первых ролевых игр, где все бои выполнены в полном 3D, что по меркам тех лет выглядело революционно.

Но больше всего в Wild Arms впечатляет сеттинг, представляющий из себя умелый симбиоз вестерна и обычного фэнтезийного мира. Дикий Запад ощущается здесь во всём, начиная от стереотипных городков с шумными салунами, и заканчивая огнестрельным оружием и суровыми законами прерий. Отдельной похвалы заслуживает музыка, вдохновленная саундтреками Эннио Морриконе из знаменитых спаггети-вестернов с Клинтом Иствудом. На данный момент в серии Wild Arms вышло 6 частей, включая ремейк первой игры для PlayStation 2 под названием Wild Arms: After Code: F. Знакомство с серией можно начинать как с оригинала, так и с ремейка.

Final Fantasy VII

Игра, которая не нуждается в представлении. Final Fantasy VII популяризовала JRPG за пределами Японии и уже прочно ассоциируется с жанром у большинства игроков.

Формула успеха Final Fantasy VII проста — это идеальное сочетание захватывающего сюжета, передовой для середины 90-х графики и колоритных персонажей, за которых переживаешь всей душой (ох, Айрис). Final Fantasy VII ознаменовала полноценный переход ролевых игр от 2D к полному 3D. Три плотно забитых диска и около 100 часов на полное прохождение. Если за плечами нет ни одной пройденной JRPG и очень хочется познакомиться с жанром, то рекомендуем начать именно с Final Fantasy VII. Не за горами выход ремейка, анонсированного на E3 2015.

Xenogears

Когда вышел Xenogears, то его ругали за неудобную камеру и скучную боевую систему. Тем не менее, все недостатки перекрывал потрясающий сюжет. С выхода игры прошло почти 20 лет, а до сих пор не вышла JRPG, которая смогла бы потягаться с глубоким сценарием от Тэцуя Такахаси. По глубине и масштабу событий Xenogears сравнится разве что с Planescape: Torment и «Войной и мир» Льва Николаевича Толстого. Редкая игра, где хочется взять блокнот и переписать мудрые изречения персонажей. Это не просто хорошая RPG, но еще и интересная книга. Игра пропитана трудами Фридриха Ницше, Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. В Xenogears также есть многочисленные аллюзии на христианство, иудаизм и другие религиозные течения.

В 1999 году Тэцуя Такахаси покинул SquareSoft и основал собственную компанию Monolith Soft, где начал трудиться над трилогией-приквелом под названием Xenosaga. Это не лучшая JRPG и спорный приквел (особенно Episode II), но если ощущаете острую нехватку игр с религиозной подоплекой, то в неё стоит поиграть сразу же после прохождения Xenogears.

Suikoden II

Suikoden II вдохновлён классическим китайским романом о 108 благородных разбойниках. Именно такое немыслимое количество играбельных персонажей ждёт игрока во второй части игры, где, помимо этого, есть качественный сюжет и проработанный мир. Особое внимание сценаристы уделили политическим интригам.

Масштаб у Suikoden II близок к Xenogears. Начинаете игру за обычного солдата, но потихоньку оказываетесь втянуты в войну, обороняете собственные земли и даже строите замок. Ну а в отрыве от дел военных можно порыбачить, заняться приготовлением еды или обучиться искусству восточного танца.

Parasite Eve

Ожидание перед выходом Final Fantasy VIII скрасила игра Parasite Eve. В очередной раз были разрушены все жанровые штампы. Parasite Eve — это Action RPG с элементами survival horror, действие которой происходит в Нью-Йорке. Рекламная машина SquareSoft представляла проект как первую кинематографическую JRPG в истории. Parasite Eve еще стала первой игрой, заслужившей рейтинг Mature (только для взрослых) от ESRB. Мрачная история о митохондриях здесь перекликается с романами Стивена Кинга («Кэрри», «Воспламеняющая Взглядом»), фильмом «Нечто» (дизайн монстров) и серией Resident Evil.

Persona 2

Persona — это ответвление от серии Shin Megami Tensei. Начинать знакомство с франшизой Persona можно с любой части, но лучше с дилогии Persona 2. Игру поделили на две условные главы — Innocent Sin и Eternal Punishment. Причем сюжет последней развивается в параллельной к Innocent Sin вселенной.

Из тесных подземелий Megami Tensei место действие перешло в обычный японский город, а главными героями стали японские школьники. Храбрая команда противостоит проклятию, нависшему над городом Сумару и расследует цепочку убийств, за которые ответственен таинственный злодей Джокер. Persona 2 запомнилась игрокам закрученным сюжетом и живыми диалогами. Ну в какой JRPG можно подраться с воскресшим Гитлером и древним богом из пантеона Лавкрафта?

Если первые части Persona всё еще поддерживали депрессивный и мрачный тон, то к третьей (и особенно к четвёртой) игре, настроение сменилось в пользу увлекательных приключений с элементами визуальной новеллы, социального симулятора и дейт-сима.

Legend of Mana

Изначально серия Mana (Seiken Densetsu) носила название Final Fantasy Adventure и должна была стать полноценным ответвлением. К счастью, SquareSoft увидели потенциал и решили создать новую франшизу. Во всех играх серии Mana, центральным источником жизни является великое дерево. Лучше всего в этом плане раскрыта четвертая часть серии под названием The Legend of Mana, где игроку после катастрофы предстоит по кусочкам восстановить разрушенный мир и оживить погибшее дерево. Ничего не напоминает? Разработчики из Supegiant Games позаимствовали этот игровой элемент в своей нашумевшей игре Bastion.

В The Legend of Mana есть огромный простор для повторного прохождения, ведь найти все побочные квесты при первом прохождении — просто невозможно, так как игрок сам выбирает, какие территории континента он хочет восстановить, а какие оставить на потом.

Valkyrie Profile

Богатая скандинавская мифология всегда будоражила умы создателей видеоигр. Ярче всего на этом поприще отметилась первая часть серии Valkyrie Profile. История игры повествует о валькирии Линетт, которая ищет души погибших войнов, эйнхериев. Линетт тренирует войнов в Вальхалле, дабы те смогли проявить себя, когда наступит Рагнарёк — решающая битва между силами добра и зла. Сюжет поделен на чёткие главы, а истории погибших эйнхериев могут вышибить слезу из особо чувствительных игроков.

Valkyrie Profile представила нестандартный игровой процесс для жанра JRPG. Все передвижения по подземельям реализованы с видом сбоку. Этим игра отдалённо напоминает игры, вроде Castlevania: Symphony of the Night. Только Castlevania была платформером с элементами ролевой игры, тогда как Valkyrie Profile наоборот — ролевая игра с элементами платформера.

Breath of Fire IV

Когда речь заходит о лучших классических RPG от Capcom, то выбор невелик. Это либо Breath of Fire III, либо Breath of Fire IV. Но особенно хочется выделить четвёртую часть, так как она вышла на закате жизненного цикла PlayStation и стала одной из последних значимых JRPG на платформе.

Если посмотреть с критической стороны, то в сюжете игры полно стандартных жанровых клише. Тут у нас: похищенная принцесса, раздвоение личности, амнезия и коварный злодей. Но первоначальная избитость повествования со временем отпадёт, представив игроку увлекательный сюжет. Отдельного внимания заслуживает проработанная боевая система и возможность принимать различные драконьи формы. Ещё в Breath of Fire IV есть затягивающие мини-игры, которые вполне дадут фору скромному набору дополнительных развлечений в Final Fantasy IX, вышедшей в том же году.

Хиты Dreamcast — Skies of Arcadia и Grandia II

На Dreamcast вышло ничтожно малое количество заметных JRPG, поэтому выбор зачастую останавливался всего на двух играх. Skies of Arcadia развила идею полётов на воздушных кораблях, заложенную ещё в старых частях Final Fantasy. События игры происходят в причудливом мире, где люди живут на парящих в небе островах. Между островами налажены воздушные пути, а там, где активно развита транспортное сообщение — есть пираты.

Одним из таких пиратов стал Вайс, главный герой игры. Молодой пират и его закадычная команда бросили вызов деспотичной империи Валуа и её коварным планам. Помимо неплохого сюжета, Skies of Arcadia представила пошаговые, но очень динамичные бои на воздушных кораблях.

В первой половине 00-х японские ролевые игры были редким гостем на персональных компьютерах, поэтому некоторые сегодняшние любители JRPG начали свой путь с порта Grandia II для PC. Grandia II — это идеальная ролевая игра для новичков в JRPG. На прохождение уйдет от силы 40 часов, сюжет прост, но интересен, а сложность с трудом дотягивает до средней. Не всем понравится абсолютная линейность и малая продолжительность, но лучшей игры для знакомства с жанром просто не найти. Недавно Grandia 2 переиздали в Steam с обновлённой графикой и наличием японской озвучки.

Final Fantasy X

С выходом Final Fantasy X на PlayStation 2 история JRPG разделились на «до» и «после». Первая JRPG, где 80% диалогов по сюжету полностью озвучены актёрами. Первая JRPG, в которой появилась настоящая режиссура вне красочных CG роликов. Final Fantasy X ознаменовала начало эпохи борьбы за кинематографичность и графику в жанре.

Долгожданная революция сказалась на франшизе Final Fantasy не лучшим образом. Некоторые фанаты считают, что X стала последней традиционной игрой серии, все последующие части не оправдали возложенные на них надежды или оказались грандиозным провалом. Уже в FF X видны упрощения в игровом процессе, вроде сильной линейности или исчезновения обычной карты мира. Структурно сценарий игры представляет эдакий роад-муви, поэтому линейность в какой-то мере оправдана.

Однако ругать Final Fantasy X не хочется. Это JRPG с великолепно проработанным миром и по-настоящему живыми персонажами. Конечно, в прошлых частях серии даже текст и CG ролики могли было вышибить слезу, но с появлением реалистичной мимики всё кардинально меняется. Еще одна JRPG, которую мы рекомендуем для первого знакомства.

Legend of Heroes: Trails in the Sky

За столь непримечательным названием кроется чрезвычайно недооценённая JRPG от создателей серии Ys. При беглом взгляде Trails in the Sky совершенно не впечатляет. У игры скучный дизайн локаций, стандартная боевая система, неторопливая завязка и простенький сюжет. К счастью, первое впечатление обманчиво.

От большинства JRPG Trails in the Sky отличается маниакальной проработкой окружающего мира и персонажей. Практически каждый NPC имеет уникальное имя, характер и собственную историю. Разговор с хозяином рядового магазина не ограничивается парой скупых диалогов и обычно перерастает в долгую и уютную беседу. Игра вознаграждает за усидчивость богатыми диалогами и забавными сценками. На локализацию столь большого объёма текста ушло около 9 месяцев интенсивной работы. Чудо, что Trails in the Sky выбралась за пределы Японии и была переведена.

Final Fantasy XII

Final Fantasy XII — детище Ясуми Мацуно, создателя Ogre Battle, Final Fantasy Tactics и Vagrant Story. Final Fantasy XII одна из самых непопулярных и спорных частей серии среди фанатов. Серия FF запомнилась многим игрокам благодаря насыщенным эмоциональным сюжетам, наличию романтики и драмы. В Final Fantasy XII это было задвинуто на второе, или даже третье место. Никакой откровенной романтики и наивных моментов, сюжет целиком посвящен политическим интригам и войне между двумя государствами.

На смену классической пошаговой боевой системе пришли бои в реальном времени. Теперь противники не выжидают своего хода и могут запросто победить числом или воспользоваться невнимательностью игрока. Также появилась интересная и гибкая система Гамбитов, с помощью которой игрок может заранее запрограммировать поведение партии.

В первую очередь Final Fantasy XII хочется рекомендовать тем, кто ищет в JRPG серьёзного сюжета без опостылевший любовной истории, вселенского зла и натянутых превозмоганий. В этом году на PS4 выйдет долгожданное переиздание.

Lost Odyssey

Спустя два года после выхода FF XI нехватку эмоциональных сюжетов сполна компенсировала Lost Odyssey от студии Mistwalker. Студия основана создателем Final Fantasy Хиронобу Сакагути, который покинул SquareSoft в 2001 году. В Lost Odyssey Сакагути вернул классические пошаговые бои в духе своих ранних проектов и традиционную карту мира. Впечатляет и объём, который занимает игра. Целых четыре двухслойных DVD диска!

Из значимых людей в разработке принял участие композитор серии Final Fantasy Нобуо Уэмацу и мангака Такэхико Иноэ (Slam Dunk, Vagabond), разработавшей для игры дизайн персонажей.

Xenoblade Chronicles

Ещё один проект от Тэцуя Такахаси, создателя Xenogears и Xenosaga. Xenoblade впитал в себя лучшие идеи из западных и японских ролевых игр. Основной упор в Xenoblade Chronicles шел на гигантский открытый мир. Он огромен не только для японских ролевых игр, но и для всего жанра в целом. Если сложить два Скайрима и добавить к нему Солтсхайм, то мы получим примерный размер карты в Xenoblade Chronicles.

От западных проектов игра позаимствовала полную нелинейность. Про сюжет можно забыть часов на 15, с головой погрузившись в исследование мира и прохождение побочных квестов (в игре их около 400). Также стоит отметить динамическую смену суток и погоды, очень нетипичную для японских ролевых игр.

Ni No Kuni

Совместный проект анимационной студии Ghibli и компании Level 5. Известная студия режиссера Хаяо Миядзаки разработала для игры весь дизайн персонажей и нарисовала многочисленные анимационные ролики. Сюжет повествует о мальчике Оливере, у которого умирает мама. Слёзы мальчика разбудили доброго фея из волшебного мира. Фей Дриппи поведал герою, что в его стране есть средство, способное вернуть маму к жизни. Оливер незамедлительно отправляется в путешествие. По пути он обучится магии, найдет новых друзей, вступит в конфликт со злой ведьмой и постепенно вырастет.

Внешний вид у игры обманчив. Ni No Kuni ни в коем случае нельзя назвать детской или простой JRPG. Умудренная система фамильяров (вдохновленная Pokemon) и сложные боссы заставят попотеть даже опытного игрока.

К слову, в этом году на ПК и PS4 выходит сиквел игры — Revenant Kingdom.

Муки выбора

Достойных японских ролевых игр куда больше, чем 25 штук. При составлении подборки мы хотели удержать баланс между важными и при этом интересными франшизами, в которое отлично играется даже сегодня. Тем не менее, несколько хороших проектов остались за бортом. Так, например, известную серию ролевых игр Tales of хотелось включить в подборку, но очень трудно выбрать какую-то одну часть для первого знакомства. В последние годы серия превратилась в настоящий конвейер, а с каждой новой игрой качество только падает. Если взвесить все за и против, то любую часть можно рекомендовать новичку в жанре. Однако в топе есть куда лучшие примеры для первого знакомства с JRPG.

Если говорить о классике Square Soft, то можно вспомнить Vagrant Story от Ясуми Мацуно. Это очень хорошая, но недоделанная ролевая игра. 50% изначально запланированного контента пошло под нож еще на этапе разработке, а неудобный интерфейс и странная боевая система могут отпугнуть современного игрока.

Vagrant Story

Также стоит упомянуть про американские JRPG. Первой успешной игрой стала Secret of Evermore, созданная в США под четким надзором SquareSoft. Американские разработчики в последствии позаимствовали типичные механики из JRPG в такие проекты, как: Septerra Core, Lord of the Rings: Third Age и Anachranox.

А какие японские ролевые игры запомнились вам? Продолжим список в комментариях.

#топы #лучшиевжанре

Статьи по теме
19 стелс-экшенов, в которые нужно поиграть
23 хоррора, с которыми нужно познакомиться

 
Источник:

Читайте также