РАСТЕТ ПОЗИТИВНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РОССИЙСКОГО КИНО. В динамике последних трех лет заметен переток зрителей из зоны критики в зону поддержки: 31% опрошенных стали оценивать уровень российского кинематографа как высокий (в 2021 году эта доля была 20%), ещё 57% – считают, что его уровень средний и 10% – низкий. Ключевыми драйверами изменений стали качество съемки, проработанность сюжетов. Среди основных зон роста: социальная значимость тематик, их влияние на воспитание и формирование ценностей зрителей; честность и реализм сюжетов. Фильмы и сериалы, которые резонируют с актуальной социальной повесткой, выступают “навигатором» в сложной ситуации получали наиболее высокие оценки опрошенных зрителей. В то же время 71% опрошенных согласны и с тем, что российское кино сопоставимо по качеству с западными продуктами (ещё 22% считают, что скорее нет и 8% затруднились).
ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГРУППА КИНОРАБОТ С НАИБОЛЬШИМ ЦЕННОСТНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ. Наибольший социальный эффект кино достигается при соблюдения баланса общественного влияния и зрительской симпатии на основе эстетических параметров (высокий рейтинг). При этом не снижается воздействие некоторых сериальных продуктов, запущенных ранее. Лидирующими по этим двум показателям работами стали “Праведник”, “Далекие близкие”, “Трудные подростки-4”, “Поехавшая”, “Чебурашка”, “Нулевой пациент”. Помимо названных лидеров, высоким потенциалом к расширению своего социального эффекта обладают: “Капельник”, “Тётя марта”, “13-я клиническая”, “Жиза”, “Черная весна”, “Мира”, “Алиса не может ждать”, “Непослушник». Аудитория этих работ или слишком узка или слишком размыта, что усложняет оценку эффекта социального воздействия.
УСТОЙЧИВ ЗАПРОС ЗРИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ КИНО: 58% опрошенных придерживаются позиции, что кино должно целенаправленно менять людей, развивать позитивные ценности, давать образцы поведения (ещё 37%, что кино все-таки самовыражение автора, а не инструмент воспитания, 5% – затруднились). Запрос на данную функцию кино растет с возрастом и превалирует в родительской аудитории с несовершеннолетними детьми.
- ИЗМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА КИНО С СОЦИАЛЬНЫМ ЭФФЕКТОМ ЧАСТИЧНО ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ РЕЗОНИРУЕТ С ЦЕННОСТНЫМИ УСТАНОВКАМИ ЗРИТЕЛЯ. Чаще всего зритель ожидает увидеть на экране то, что для него значимо и в обычной жизни – так, 57% хотят, чтоб фильмы и сериалы учили ценить семью, друзей; 39% – быть патриотом, 25% – отказываться от плохих привычек. У молодого поколения (до 34 лет) наиболее выражен запрос на борьбу с насилием в семье и со стереотипами, а также на обучение взаимодействию с людьми с особенностями здоровья. Важно расширять диапазон кино с социальным эффектом, делая его:
- не только для узкой целевой аудитории, но и массовой, за счет съемки, сюжета, подбора актеров,
- совмещающие актуальность повестки с «вечными ценностями» (не воспринимаемые как чисто конъюнктурные) ,
- не только раскрывающим привычные проблемы с неожиданного ракурса, но и в то же время выводящим зрителя в область неизвестных ему тематик, находящихся в слепой зоне,
- умеющие вызывать социальный эффект не только за счет демонстрации психологически сложных моментов и трагизма существования, но и в легкой, позитивной, в том числе комедийной стилистике.
При всем различии российское кино с социальным эффектом по актерскому составу, бюджетам и производству, в целом как явление, выдерживает конкуренцию с западным кинематографом.
С полным исследованием можете ознакомиться здесь.