Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино. Я тут готовил текст про топ-10 лучших фильмов десятилетия для совместного проекта авторов из телеграма (вот мой канал, кстати). Но в процессе подумал, что это получается совсем уж поверхностный взгляд на такой огромный пласт кинематографа. Который, на мой взгляд, находится сейчас в прекрасной форме, и в нём много всякого любопытного происходит. Так что получайте топ-40 фильмов 2010-х годов и соответствующего размера пост!
Этот текст — не просто перечисление фильмов, которым я ставил десятки и девятки, это своеобразная тематическая подборка. Я разделил текст на десять частей. Каждая из них посвящена тому или иному явлению в кино, которое сильно повлияло на становление моего вкуса (а я киноманю примерно с 2011 года) и фильмам, с ним связанным. Всего я видел 1250 фильмов этого периода, и 15 из них посмотрел за последние пару недель. Подлатал пробелы слегка. Под «явлениями» я имею в виду очень разные вещи: полюбившийся мне кинематограф какого-то отдельного региона; какие-то конкретные режиссёры, ставшие за последние годы очень влиятельными; присущие именно этому десятилетию тенденции. Мне кажется, получился достаточно разнообразный список, который has something for everyone, так что я надеюсь, что моей работе поставят высокую оценку на IGN.
1. ЮЖНОКОРЕЙСКОЕ КИНО ПОЛУЧАЕТ ПО ЗАСЛУГАМ
Начну с самого приятного для меня, с корейского кино. Я заинтересован в нём был ещё с середины нулевых, но именно за последние десять лет максимально проникся им, начал смотреть что-то кроме очевидных хитов и стал неплохо в нём разбираться. В этом году Пон Джун-хо берёт золотую пальмовую ветвь «Паразитами» (2019), и очень вероятно, возьмёт и «Оскар» за фильм на иностранном языке. Кроме того, что это блестящий фильм, это ещё и важное событие: корейский кинематограф в этом году наиболее громко заявляет о себе впервые с выхода «Олдбоя». И в этот раз даже хайп Тарантино не понадобился! Сам же режиссёр «Олдбоя» и вообще один из моих любимейших авторов, Пак Чхан-ук, снял «Служанку» (2016), безумную нетрадиционную экранизацию английского романа, фильм на стыке лучших западных и азиатских традиций кино.
Наконец, Ли Чхан-дон, бывший министр культуры Южной Кореи и просто очень умный человек, создаёт лучший и самый важный, на мой взгляд, фильм десятилетия, «Пылающего» (2018). Эта многослойная картина работает одновременно как минимум на трёх уровнях. Как детективная история на поверхности, как социальная драма, если немного копнуть, и как глубочайший анализ целого поколения через внутренние комплексы главного героя и их влияние на его видение мира. Уже чувствуете, насколько это «кино про всё на свете», а? И это всё подано в форме гипнотизирующего фильма-головоломки. Если и можно с чем-то сравнить «Пылающего» по красоте, сложности и комплексности, то разве что с такими же неповторимыми «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене или «Фотоувеличением» Антониони.
2. СОВРЕМЕННОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО
Как и двумя десятилетиями до этого, лучший режиссёр Европы это Михаэль Ханеке. Этот дед — настоящий классик. Я, как узнал о его фильмах несколько лет назад, тут же начал смотреть их все, и получил колоссальное удовольствие. Среди них просто напросто нет не то что слабых — даже средних работ. Настолько с вниманием к деталям и вдумчиво снимает, что придираться просто невозможно. И одна из его самых выдающихся работ — «Любовь» (2012), фильм, посвящённый сразу всем значениям этого слова одновременно. В слегка похожем стиле и с похожим успехом (две Золотые пальмовые ветви) работают бельгийцы Братья Дарденны. Я их не особо люблю, но вот «Мальчика с велосипедом» (2011) считаю фильмом абсолютно прекрасным и, наверное, лучшим фильмом для начала знакомства с их творчеством.
Я не хотел упоминать отдельно движение Me Too, всколыхнувшее мир кино, но про это ещё за пять лет до первых обвинений вышел замечательный фильм «Охота» (2012) Томаса Винтерберга, который в целом описывает всё моё отношение к теме. На том закроем её и перейдём к кино Восточной Европы! Самым интересным явлением XXI века я считаю так называемую «румынскую новую волну». Кино Румынии для меня — это то, каким могло бы быть русское кино, но что-то пошло не так. Оно сильное, актуальное и не перестаёт удивлять меня качеством всех его составляющих. Два наиболее солидных фильма десятилетия — «Выпускной» (2016) Кристиана Мунджиу, сильнейшая драма о человечности, коррупции и кумовстве, и «Сьераневада» (2016) Кристи Пую, снятый в декорациях одной квартиры эпик о человеческом недопонимании, сравнимый с преданием о Вавилонской башне.
Но больше всего удивило меня прекрасное кино Венгрии! Например, я начал знакомиться с гениальнейшим Белой Тарром, который вроде как уже завершил свою карьеру. Да, «Туринская лошадь» (2011) далеко не лучший его фильм, да, это просто «Сатанинское танго» на минималках (в нём даже играет девочка из фильма 94-го года), но это всё ещё выдающееся произведение медленного кино и самый откровенный манифест мизантропа. В то же время молодые венгры не спешили слепо копировать мэтра. Ярчайший из них, Ласло Немеш, черпает вдохновение скорее из работ Алексея Германа, что видно по его «Сыну Саула» (2015), одному из самых выдающихся и нетривиальных фильмов про Холокост из когда-либо снятых. Он буквально ставит зрителя на место заключённого концлагеря и погружает его на такой уровень сопереживания, что даже плакать не хочется. Слёзы кажутся слишком банальными и пошлыми.
3. КИНОШНЫЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Совсем рядом географически, но бесконечно далеко от Европы ментально находится кино Азии. Если вы ещё не интересуетесь иранскими фильмами, то самое время это исправлять. Главным образом с иранским кино связаны два имени. Классик Аббас Киаростами в последние годы своей жизни снимал кино вне родины, но сделанная в Италии разговорная драма «Заверенная копия» (2010) — насквозь его фильм, хотя и не без европейского духа. В то же время обладатель двух «Оскаров» Асгар Фархади, постоянно возвращается в Иран и снимает там свои лучшие работы. В частности, наделавший шума «Развод Надера и Симин» (2011), многогранный фильм о проблемах современных семей, актуальный далеко за пределами Ирана. А в Израиле в это время вышел фильм «Фокстрот» (2017), который удивил меня не только нетривиально и ювелирно выстроенной драмой, но и показав, что не только в нашей стране министр культуры может бойкотировать фильмы.
Но вот что я полюбил даже сильнее, чем кино Израиля и Ирана, так это фильмы турецкого мастера Нури Бильге Джейлана. Он — настоящее воплощение духа Турции, страны, находящейся на границе Азии и Европы и вбирающей понемногу из двух частей света. Сам же Джейлан к тому же большой поклонник русской классической литературы, и это чётко видно в его работах. В особенности в лучшем его фильме, «Зимней спячке» (2014), настоящем шедевре, написанном и снятом интеллектуалом об интеллектуалах. Очень интеллектуально, разумеется.
4. РУССКОЕ КИНО ПО-ПРЕЖНЕМУ БЕСПОЩАДНО
Вот что удивительно: турецкий режиссёр вдохновляется Чеховым, а в это время современные русские авторы оттачивают специфический, жестокий к зрителю стиль. Мне за последние годы умудрились понравиться сразу несколько наших фильмов, чему был я несказанно удивлён! «Рай» (2016) Андрея Кончаловского — оригинальный по концепту фильм про Холокост, подбрасывающий множество светлых, но бесконечно печальных мыслей. Не «Сын Саула», но тоже отличный. «Человек, который удивил всех» (2018) — суровая картина, и правда удивившая не очень типичной для нашего кино темой самоопределения и связанным с этим одиночеством в воспевающем стереотипы обществе. Наконец, мастер безысходности Андрей Звягинцев снял свой красивейший и вообще лучший, по моему мнению, фильм «Нелюбовь» (2017).
Суровость, печаль и безысходность — это, конечно, хорошо. Но я не зря применил слово «беспощадный», ведь именно таков «Трудно быть богом» (2014), шедевр ныне покойного Алексея Германа-старшего. Фильм, вызвавший самые громкие споры среди зрителей, но без всякого сомнения гениальный на мета-уровне. А самое главное, я сам считаю эту экранизацию самой что ни на есть точной по атмосфере. Я читал книгу лет пятнадцать назад, и мои самые сильные воспоминания о ней связаны не с сюжетом и персонажами, которые с повышением эрудиции уже не кажутся чем-то особенным, а именно грязь, дерьмо и дон Румата, безуспешно пытающийся отмыться от всего этого. И фильм получился именно такой, грязный и без всякой пощады заставляющий ощущать эту грязь всем своим телом без всяких 4D-эффектов.
5. НОВОЕ ЛИЦО ФАНТАСТИКИ
Давайте двинемся на Запад, где происходят всякие интересные пертурбации с целыми жанрами. В то время как высокобюджетная научная фантастика претерпевает какой-то совсем уж досадный упадок, и кинокомиксы вытесняют её из кинотеатров, в авторском кино всё десятилетие наблюдается небывалый расцвет нового сай-фая. Десятилетие запомнится Йоргосом Лантимосом и его ни на что непохожей сказкой-антиутопией «Лобстер» (2015), свежим взглядом одновременно на фильмы об инопланетянах и о путешествиях во времени из «Прибытия» (2016) и пробирающим до самого нутра нетипичным повествованием, элементами мокьюментари и неземной жутью хоррором «Побудь в моей шкуре» (2014).
Но круче всех я считаю скромнягу Спайка Джонза, нахватавшегося приёмов у Чарли Кауфмана и в его духе сублимировавшего свои переживания о разводе с Софией Копполой в фильме «Она» (2013). Этот фильм не только совмещает ностальгический визуал и провидческий сюжет, но и рассказывает самую тонкую и трогающую историю любви за последние годы. Даром что между человеком и операционной системой.
6. «ГЕНИИ» АРТ-МЕЙНСТРИМА
Знаю, всем уже надоели шутки про гениев, потому я буду краток. Ещё с 90-х считающийся гением Дэвид Финчер снимает в этом десятилетии свой лучший фильм, и это даже не «Социальная сеть», а «Исчезнувшая» (2014), фильм, препарирующий внутрисемейные отношения и страсти так, что дух захватывает. Я ещё книгу прочёл, после чего начал ценить фильм ещё больше, что крайне редкий случай. В 90-е начинал и Даррен Аронофски, но максимально разогнался он именно сейчас, когда наконец реализовать приобретённые им права аниме «Идеальная грусть» в виде фильма «Черный лебедь» (2010). А Кристофер «Нолан гений» Нолан сотворил свой многоуровневый магнум опус «Начало» (2010), породивший десятки фанатских теорий и сделавший его лидером арт-мейнстрима.
Но особое внимание я хочу уделить четвёртому гению, Х̶и̶д̶е̶о̶ ̶К̶о̶д̶з̶и̶м̶е̶ Дэни Вильнёву. Я уже отметил его «Прибытие», и оно понятно — последние его фантастические работы превосходны. Но мой любимый фильм Вильнёва — «Пожары» (2010), мощнейший антивоенный эпик, притворяющийся одновременно детективом и семейной драмой. И по совместительству фильм с самым выбивающим почву из-под ног финалом, что я видел.
7. «ТРИ АМИГОС» БЕРУТ КИНОАКАДЕМИЮ В ЗАЛОЖНИКИ
Вот не построили стену, и теперь расхлёбывают! Альфонсо Куарон вернулся из Голливуда домой в Мексику и снял величественную «Рому» (2018), откровенную дань уважения истории своей родины, семье и детству. Результат: три «Оскара» лично в свои руки. Гильермо Дель Торо собрал всё, что он любит в классическом кино, в до абсурдности насыщенной образами и типажами «Форме воды» (2017). Результат: четыре «Оскара», в том числе как лучшему фильму года.
Но подольше хочется остановиться и рассмотреть более близкого мне Алехандро Гонзалеза Иньярриту, обладателя в этой троице самого поэтичного имени и самого поэтичного киноязыка. Его «Бёрдмэн» (2014) — фильм, который очень трудно переоценить. Это и эффектное техническое достижение, и чрезвычайно глубокий фильм, касающийся всех приходящих в голову тем сразу, и мета-комментарий касательно жизней играющих в нём актёров. Что-то вроде современного «8 с половиной». Результат: четыре «Оскара», в том числе и как лучшему фильму года.
Шутка Шона Пенна про гринкарты предвосхитила события. Уже пять лет как «Оскары» оккупированы тремя безумно талантливыми, причём каждый по-своему, мексиканцами. В этом году они все взяли перерыв, и даже у негласного четвёртого амиго, оператора Эммануэля Любецки, давно ничего свежего не выходило. Но, чуется, это затишье не продлится долго.
Но знаете, кто был круче даже этой выдающейся троицы? This guy right here! The second coming of Christ…
8. ПОЛ ТОМАС АНДЕРСОН, ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ НОВОГО ГОЛЛИВУДА
ПТА не просто величайший режиссёр современности, Кубрик и Олтмен XXI века. Он ещё и развивается в кого-то ещё более колоссального, за чем можно было наблюдать на протяжении последних десяти лет. В 2010-х он работал с лучшими актёрами, подарив им самые нетипичные роли: Филип Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Эми Адамс, Дэниэл Дэй-Льюис. Он научился своими руками снимать не хуже именитого Роберта Элсвита. Он сумел укротить текст «неэкранизируемого» постмодерниста Томаса Пинчона, абсолютно не растеряв свой фирменный стиль. И, что немаловажно, он довёл до совершенства свою синергию с композитором Джонни Гринвудом.
Причём, что «Мастер» (2012), что «Врождённый порок» (2014) были фильмами, которые я полюбил не с первого просмотра — для этого пришлось ознакомиться со всей фильмографией ПТА. Но к выходу «Призрачной нити» (2017) я уже был готов полностью, и это не только лучший фильм 2017-го года для меня, но и одна из самых безупречно сотканных картин десятилетия. Кино про перфекциониста, снятое настоящим перфекционистом, всё как надо.
9. ТОРЖЕСТВО МИКРОБЮДЖЕТНОГО КИНО
XXI век расширил дорогу молодым и горячим авторам. Благодаря появлению цифровых камер, процесс кинопроизводства упростился, спецэффекты стали более доступными, а где-то (например, в Южной Корее) цифра и вовсе полностью вытеснила плёнку, и её просто перестали производить. А благодаря краудфандигу в нынешнем веке даже стеснённый в средствах талантливый автор имеет возможность что-нибудь сваять.
Что же до текущего десятилетия, то границы между студийным и независимым кино стали совсем уж условными, по крайней мере по техническому уровню. У нас были и снятая за $30 тысяч амбициозный триллер «Криша» (2015) Трэя Эдварда Шульца, громко заявившего о себе и ныне снимающего уже более дорогие вещи. Была шикарная драмеди «Дорога грома» (2018) собиравшего на Kickstarter Джима Каммингса. И частично с иронией хочется отметить пробивной для кинематографа Уганды боевик «Кто убил капитана Алекса?» (2010). Стоил всего $100, а удовольствия дарит на миллион! Его можно посмотреть на Ютабе, кстати.
Но в первую очередь я хочу отметить взорвавший все мои представления о кинопроизводстве фильм «Примесь» (2013), практически полностью сделанный лично математиком Шейном Каррутом. Для меня загадка, как фильм, снятый одним человеком за $50 тысяч на GH2, может в визуальном плане (да и, что говорить, в плане сценария и общей задумки тоже) затыкать за пояс все последние фильмы Терренса Малика. Да и большую часть фантастики заодно. Но куда деваться: современные технологии сделали кино как никогда доступным самому широкому кругу талантливых киноделов, которые действительно. Которые могут позволить себе снимать не только мамблкоры.
10. САМЫЕ НЕДООЦЕНЁННЫЕ АВТОРЫ ЛИЧНО У МЕНЯ
Вследствие доступности кинопроизводства и толп наводнивших инфополе молодых интересных авторов, выросло число тех, кто уже много лет снимает прекрасные фильмы, но так и не получил широкой известности. Жители второго слоя сумрака независимого кино, так сказать. И среди них есть мои персональные любимчики. Они недооценены, но они классные, сейчас расскажу.
Недавно я полюбил мокьюментари. И это не благодаря Сашу Барону Коэну, а бесконечно недооценённому канадскому чуваку Мэтту Джонсону. Он изобретает безумные фильмы-розыгрыши, особенно преуспев в фильме «Операция “Лавина”» (2016) про инсценировку полёта на Луну и уморительном сериале «Шоу группы Нирванна». Также, насмотревшись «трёх амигос», я стал с интересом копаться в мексиканском кино. И особенно я полюбил Мишеля Франко, который снимает шикарные работы как в своей стране, так и в Штатах. Лучшая его работа — душевная драма «Хроник» (2015) про странно ведущего себя няню-медбрата, которого играет Тим Рот.
Но мой самый большой любимчик — испанец Карлос Вермут. Он берёт традиционную основу из препарирования внутренних демонов людей и абьюзивных отношений и замешивает их в диком коктейле из клише сразу нескольких жанров, сюжетных твистов и чёрного юмора. Другой (к слову, тоже очень недооценённый по сравнению с другими классиками) испанец, Луис Бунюэль, однозначно оценил бы такой постмодернистский подход к своим любимым темам. «Волшебная девочка» (2014), и «Кто будет тебе петь» (2018) — выдающиеся фильмы нашего времени, которые хорошо бы не пропускать никому, кто на самом деле увлечён кино.
Вот как-то так выглядело киношное десятилетие 2010-2019 для меня. У меня высокие ожидания от будущих годов и мне в целом даже нравится, в какую топает всё киношное сообщество. А на все недоразумения (вроде возросшей силе левой повестки в связи с избранием Трампа и доминированию Диснея в прокате) смотрю как на временные помешательства, не особо мешающими настоящему творчеству. Спасибо за внимание, смотрите хорошее кино. Напоследок выложу все фильмы списком, чтобы было удобно себе сохранить.
1. Burning / «Пылающий» (2018)
2. Her / «Она» (2013)
3. Kis Uykusu / «Зимняя спячка» (2014)
4. Incendies / «Пожары» (2010)
5. Upstream Color / «Примесь» (2013)
6. Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) / «Бёрдмэн» (2014)
7. «Трудно быть богом» (2014)
8. Phantom Thread / «Призрачная нить» (2017)
9. Magical Girl / «Волшебная девочка» (2014)
10. Saul fia / «Сын Саула» (2015)
11. Agasshi / «Служанка» (2016)
12. Inception / «Начало» (2010)
13. Sieranevada / «Сьераневада» (2016)
14. The Master / «Мастер» (2012)
15. Gone Girl / «Исчезнувшая» (2014)
16. Roma / «Рома» (2018)
17. Amour / «Любовь» (2012)
18. «Нелюбовь» (2017)
19. Black Swan / «Чёрный лебедь» (2010)
20. Jagten / «Охота» (2012)
21. Quién te cantará / «Кто будет тебе петь» (2018)
22. Le Gamin au vélo / «Мальчик с велосипедом» (2011)
23. Gisaengchung / «Паразиты» (2019)
24. Copie conforme / «Заверенная копия» (2010)
25. Thunder Road / «Дорога грома» (2018)
26. Arrival / «Прибытие» (2016)
27. Foxtrot / «Фокстрот» (2017)
28. Chronic / «Хроник» (2015)
29. The Shape of Water / «Форма воды» (2017)
30. «Рай» (2016)
31. Bacalaureat / «Выпускной» (2016)
32. The Lobster / «Лобстер» (2015)
33. Under the Skin / «Побудь в моей шкуре» (2014)
34. Jodaeiye Nader az Simin / «Развод Надера и Симин» (2011)
35. The Turin Horse / «Туринская лошадь» (2010)
36. «Человек, который удивил всех» (2018)
37. Who Killed Captain Alex? / «Кто убил капитана Алекса?» (2010)
38. Operation Avalanche / «Операция “Лавина”» (2016)
39. Krisha / «Криша» (2015)
40. Inherent Vice / «Врождённый порок» (2014)